Tribuna/Футбол/Блоги/Латераль/Ребров, Саленко, Милевский и еще 10 украинцев, игравших в чемпионате Турции

Ребров, Саленко, Милевский и еще 10 украинцев, игравших в чемпионате Турции

Легионер-коммунист Вишневский, Русский Танк Шелепницкий, обманутый Лютый – в материале Александра Харламова.

Блог — Латераль
26 января 2016, 13:58
7
Ребров, Саленко, Милевский и еще 10 украинцев, игравших в чемпионате Турции

«Легионер-коммунист» Вишневский, Русский Танк Шелепницкий, обманутый Лютый – Александр Харламов рассказывает о предшественниках Бойко, Кулача и Ковальчука.

Иван Вишневский

Клубы: «Фенербахче» (1989/90, 15/-), «Сариерспор» (1990 – 1992, 40/-).

Защитник «Днепра» и вице-чемпион Евро-1988 – единственный из украинцев, уехавший в Турцию до распада СССР. С «Фенербахче», заплатившим за Вишневского 100 тысяч долларов, брал серебро чемпионата и занимал второе место в опросе на определение лучших легионеров турнира. В скромном «Сариерспоре» Вишневский стал лидером и помог команде выиграть Кубок Балкан. К сожалению, в то время у Ивана была выявлена меланома, из-за чего он закончил карьеру. Победить болезнь не удалось – Вишневский, в последние годы работавший в тренерском штабе «Днепра», ушел из жизни в мае 1996 года.

Цитата. «Моего мужа местная пресса называла «легионер-коммунист», – вспоминает жена Вишневского Ольга. – Покинуть же «Фенербахче» пришлось после того, как возглавивший команду Гуус Хиддинк привез на позицию центрального защитника своего игрока».

Александр Гайдаш

Клуб: «Сариерспор» (1991/92, 9/4).

В скромный турецкий клуб Гайдаша сосватал Вишневский, а переговоры вел Анатолий Заяев. Нападающий подписал контракт, забивал в важных матчах, но потом будущую легенду «Таврии» стали преследовать травмы, и вскоре Гайдаш покинул Турцию.

Юрий Шелепницкий

Клубы: «Трабзонспор» (1992 – 1994, 24/2), «Алтай» (1994 – 1996, 76/4), «Денизлиспор» (1997 – 1998, 55/4)

После развала Союза Шелепницкого звали в киевское «Динамо», но он выбрал более сильный чемпионат Турции, в котором капитан первого в истории сборной Украины матча выиграл бронзу с «Трабзонспором» и обзавелся благодаря очень агрессивному стилю игры прозвищем Русский Танк.

Цитата. «Я украинец – так и запишите», – не единожды пришлось пояснять полузащитнику местной прессе. Юрий на фото – слева.

Виктор Гришко

Клуб: «Трабзонспор» (1992 – 1995, 61/-).

В Турцию вратарь «Черноморца» перешел вместе с Шелепницким. Их трансферам поспособствовал строивший в тот момент базу в Совиньоне один из членов финансового комитета «Трабзонспора». С этим клубом Виктор «Гришков» (турки добавляли к фамилии букву «в») брал бронзу, серебро и Кубок страны, но случались и вот такие незабываемые ляпы, как в Кубке УЕФА против «Лацио».

Цитата. «Если бы я не уехал тогда, наверное, остался бы практически нищим. Первое, что удивило в Турции. Нас с детства воспитывали комсомольцами, что нужно отвечать за товарищей, за коллектив. Там этого нет – ты вышел на поле, тебе дали задание, и ты должен его выполнять, несмотря ни на что. А еще в Турции не живут прошлым днем и смотрят только вперед».

Сергей Гусев

Клубы: «Трабзонспор» (1993/94, 1/-), «Алтай» (1993/94, 19/5)

Еще один игрок «Черноморца», отправившийся в «Трабзонспор». Заиграть в этом клубе не получилось в виду того, что на позиции нападающего в этом клубе выступал игрок сборной Турции, и вскоре Гусева купил середняк чемпионата «Алтай». Здесь Сергей стал лучшим бомбардиром команды, турки хотели подписать долгосрочное соглашение и шантажировали, задерживая зарплату. Так этих денег Сергей и не увидел.

Цитата. «Когда я уезжал из «Черноморца», зарплата у меня была 100 долларов. В Турции я получал 7 тысяч долларов. Извините, но я не альтруист».

Владимир Лютый

Клуб: «Бурсаспор» (1993, 2/-).

Во второй игре за «крокодилов» нападающего угораздило получить травму, после которой Лютый 2 месяца за свой счет восстанавливался в Германии. А когда вернулся, турки заявили, что в его услугах не нуждаются.

Цитата. «Турки не зря считаются предприимчивыми людьми. Они, оказывается, подстраховались. Еще в самом начале, когда проходил медобследование, мне ткнули бумагу на турецком языке – дескать, подпиши, что ты полностью здоров. Я и подмахнул. Как выяснилось, это был новый контракт, согласно которому «Бурсаспор» имел право разорвать со мной отношения, выплатив неустойку в размере 10 тысяч марок».

Сергей Беженар

Клуб: «Эрзурумспор» (1999/00, 32/-).

На закате карьеры талантливого центрального защитника подписал аутсайдер турецкого чемпионата. Несмотря на то, что команда закончила чемпионат со вторым показателем в графе «Пропущенные мячи», главная задача была решена – «орлы» сохранили прописку в высшем дивизионе. Вполне вероятно, Беженар остался бы еще, но по ходу сезона в «Эрзурумспоре» стали задерживать зарплату, а вскоре после отъезда украинца клуб признали банкротом. 

Олег Саленко

Клуб: «Истанбулспор» (1996 – 1998, 18/11).

Начиналась карьера Саленко в Турции волшебно – 11 голов в первом круге чемпионата. Но затем Олег получил травму, а во время операции ему задели нерв. Турки отказались платить нападающему зарплату во время простоя, а когда Олег восстановился, не продавали и при этом не давали играть.

Цитата. «Сын президента «Истанбулспора» был моим ярым фанатом, и принципиально отказывался продавать, хотя был хороший вариант с «Кордобой». Вообще, этот Джамузан фанатично любил футбол и порой совершал весьма странные поступки. Например, проспонсировал переход Марио Жардела из «Порту» в «Галатасарай» за 25 миллионов долларов!»

Юрий Калитвинцев

Клуб: «Трабзонспор» (1999, 14/1).

«Динамо» выручило за своего плеймейкера 2 миллиона долларов, но заиграть в новом чемпионате ему так и не удалось. Перестав попадать в состав, Юрий обнаружил, что ему не платят зарплату и подал на клуб в суд, который выиграл.

Цитата. «Местные игроки к задержкам зарплаты спокойно относятся – дескать, рано или поздно все равно заплатят, надо потерпеть. Но лично у меня терпения не хватило». Будущий тренер сборной Украины на фото – второй слева в верхнем ряду.

Владимир Мацигура

Клуб: «Коджаелиспор» (1999/00, 14/11).

В Турции карьера у киевлянина не заладилась – в его команде за один сезон сменилось три тренера, и далеко не с каждым удавалось найти общий язык.

Цитата. «Свой единственный гол за «зеленый гром» (прозвище «Коджаелиспора» – прим. Tribuna.com) я забил в Кубке УЕФА в ворота Таффарела, который выступал за «Галатасарай». Это самый памятный мяч в моей карьере!»

Максим Ромащенко

Клубы: «Газиантепспор» (2000 – 2003, 61/20), «Трабзонспор» (2003/04, 20/6), «Бурсаспор» (2007 – 2009, 36/4).

Взрывной нападающий/левый хав, выбравший сборную Беларуси из-за того, что не хотел быть на подхвате у Шевченко с Ребровым, брал в Турции Кубок страны и выигрывал серебро. Мог бы и более глубокий след оставить, но в первой же игре получил серьезную травму колена.

Цитата. «Здесь с легионерами не панькаются, не то, что у нас. Нужно на две головы быть сильнее, иначе играть не будешь. А еще судьи здесь входят в специальный комитет, который никому не подчиняется».

Сергей Ребров

Клуб: «Фенербахче» (2002 – 2004, 38/4).

В Турцию Сергей приехал на правах аренды из «Тоттенхэма» и помог «канарейкам» в 2004 году стать чемпионами. Забивал Ребров очень мало, что вполне объяснимо: украинца в основном использовали в полузащите.

Цитата. «Болельщики здесь чумовые. Сколько раз было хоть перед игрой, хоть после – лежим на полу автобуса, в который камни летят, стекла звенят…».

Артем Милевский

Клуб: «Газиантепспор (2013, 6/1).

Все сложилось по уже ставшей привычной программе: селфи с фанатами и насыщенными тренировками, парочка неплохих матчей, а затем досрочный разрыв контракта. Артем утверждает, что имели место задержки зарплаты, но, похоже, ключевую роль все-таки сыграли его разбитый в хлам «Феррари» и 1,31 промилле алкоголя в крови.

Цитата. «После того, как я разбил «Феррари» в Турции и чудом остался жив, жизнь многому меня научила и заставила измениться. После того случая я ни разу не садился за руль в нетрезвом виде». Фанаты «Хайдука» и «Сплита» до сих пор плачут навзрыд.

Другие посты блога

Все посты