Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1981. Как в ростовском СКА пытались вынудить Заварова написать рапорт на получение звания прапорщика

1981. Как в ростовском СКА пытались вынудить Заварова написать рапорт на получение звания прапорщика

Рубрика «Два года для народа»

15 ноября 2017, 15:42
1981. Как в ростовском СКА пытались вынудить Заварова написать рапорт на получение звания прапорщика

Думаю, болельщики со стажем, особенно киевского «Динамо» 1980-х, навсегда запомнили этого юркого полузащитника команды Лобановского, который очень часто действовал на острие атак. На Александра Заварова с его просто потрясающим дриблингом невозможно было не обратить внимания.

Саша дебютировал в Высшей лиге СССР в сезоне-1978. Вот как про это вспоминал ветеран луганской «Зари» Анатолий Куксов:

- Внешне - ничего особенного, скорее наоборот: ножки - спички, маленький, щупленький, в чем только душа держится. Однако попробуй мяч отними, если он у него в ногах! Санек, бывало, нас, стариков, так на тренировках своими неправдоподобными финтами раскручивал, что даже неловко становилось. Не поверите, он еще в дубле играл, когда толпы народа стали ходить «на Заварова». Таких технарей, как Саша, природа редко футболу дарит.

- А дебют его в чемпионате страны помните?

- Еще бы! Это был 1978 год, играли в Тбилиси против «Динамо». Во втором тайме Заваров вышел на замену. Согласитесь, нечасто такое случается: 17-летнему футболисту, впервые появившемуся в основном составе, хватило 45 минут, чтобы получить приз лучшего игрока матча. И где - в Тбилиси! Хотя, с другой стороны, может, именно потому, что в Тбилиси, где виртуозы всегда были в цене. И еще одно, грустно-ностальгическое соображение, приходящее на ум всякий раз, когда думаю о Заварове. Если бы «Заря» умела, хоть ненадолго удерживать таких, как Саша, не прозябала бы она сейчас в украинском футболе. Однако птицы такого полета расправляют крылья лишь после того, как улетают из гнезда...

 

В 1979 году 19-летний Заваров вместе с парнями на два года старше становится «серебряным» призёром молодежного чемпионата мира в Японии, когда сборная СССР уступила в финале Аргентине с Диего Марадоной – 1:3. Конечно же, такой талантище не мог пройти мимо глаз селекционеров киевского «Динамо». Заварова звали в команду Лобановского еще в 1977 году. Только тогда молодой и перспективный юноша наотрез отказался покидать родные пенаты. И вот подошло время служить в армии. Александра Заварова и Игоря Гамулу по окончании сезона-1979 «призвали» отдавать свои два года для народа в Спортивном клубе армии Ростова-на-Дону.

В 1981 году эта сладкая парочка вместе со своей командой выиграла Кубок СССР, обыграв в финале на Центральном стадионе имени Владимира Ильича Ленина в Москве при стечение 81 250 зрителей московский «Спартак» - 1:0. «…армейцам под занавес матча удается прекрасная комбинация. Воробьев отдает мяч Заварову в штрафную, тот прекрасно обводит нескольких спартаковцев, запутывает их и отдает пас лучшему бомбардиру команды Андрееву.

Тот несколькими ложными движениями отводит от себя игроков «Спартака» и с разворота низом точно бьет. 1:0 — ростовчане выходят вперед».  Гол оказался победным.

Заваров с Гамулой очень любили разгульную жизнь. Посему частенько нарушали из-за этого пристрастия спортивный режим. И вот однажды терпение руководства армейского клуба лопнуло. После очередного загула ни Заваров, ни Гамула не поехали вместе с командой на ответный поединок 1/8 финала Кубка обладателей кубков в Западную Германию. Ростовский СКА, после домашних 1:0, где Заваров был одним из самых заметных игроков, проиграл во Франкфурте-на-Майне местному «Айнтрахту» - 0:2, и выбыл из турнира. Это произошло 4 ноября 1981 года. А спустя ровно неделю СКА без нарушителей в составе уступил в Баку местному «Нефтчи»  матч последнего тура чемпионата СССР – 0:2, и выбыл в Первую лигу. Правда, в это время Заваров, и, наверняка Гамула, сидели на гауптвахте. Думаю, по причине залета по-пьянке, и никакого похищения не было. Но дадим слово самому Александру Заварову:

«Была такая история. Меня забрали в армию, и я играл в ростовском СКА, где мне сулили золотые горы, если останусь в этой команде после окончании срока службы. Но я к тому времени уже твердо решил: как только демобилизуюсь, пойду играть в команду своей мечты — киевское «Динамо», за которую болел с детства. Но 7 ноября 1981 года, как раз тогда, когда в СССР праздновали День Великой Октябрьской революции, меня, как выражается моя супруга Ольга, просто похитили и спрятали на гауптвахте.

Представьте себе, возвращаются ребята с тренировки, а меня нет. Мобильных телефонов тогда не было, никуда не позвонишь. Вот уже вечер, а про меня ничего не известно. Оля волнуется, хотя ей этого категорически нельзя делать — она бы­ла в положении. И потом кто-то из ребят говорит моей 19-летней жене: «Саша на «губе». Ему десять суток дали!».

Причем на гауптвахту я попал не за нарушение режима или чего-то подобного. Меня хотели вынудить написать рапорт на получение звания прапорщика. Чтобы я остался в армии. Обещали дом, личный автомобиль «Волга», место в сборной СССР. Но я отказался. А все потому, что была такая практика в армейских командах: как только подписываешься под звание - навсегда остаешься в этой системе. После я мог бы играть только за ростовский СКА, хабаровских армейцев либо за ЦСКА. На моей мечте попасть в киевское «Динамо» можно было поставить крест. А так как я решил твердо стоять на своем, против меня обещали завести дело за то, что я будто бы еще в мае после игры с минским «Динамо» нарушал спортивный режим. Грозили на два года отправить в дисбат.

Моя супруга Оля, когда об этом узнала, написала жалобу министру обороны Дмитрию Устинову. А на девятый день на гауптвахте я сдался и все-таки подписал рапорт на получение звания прапорщика. Правда, едва вышел на свободу, начал требовать демобилизации. Приехала комиссия из Министерства обороны. Мне сказали открытым текстом: «Уйдешь из армии — останешься без футбола. Сделаем все, чтобы тебя пожизненно дисквалифицировали». Я молодой был, горячий. Ответил им: «Ну и что? Дисквалифицируйте!» Так и произошло. Дисквалифицировали. Пожизненно».

И пошли после дембеля трудовые будни помощника кузнеца Луганского завода имени Октябрьской революции Саши Заварова. Полгода будущая «звезда» советского и мирового футбола вкалывал, как простой смертный. Унылая жизнь от получки до получки завершилась так же резко, как и началась: 

«В двадцать лет моя карьера игрока была, казалось бы, закончена. Но мой наставник, дважды Герой Социалистического Труда кузнец по фамилии Курило, однажды надел парадный китель со всеми своими орденами и пошел в футбольную федерацию. Мол, как можно такого талантливого игрока без футбола оставлять? Дисквалификацию мне отменили, и вскоре я оказался в «Динамо».

И пускай никого не удивляет, что советские чиновники футбольной федерации Ворошиловграда (ныне – Луганск) вняли словам заслуженного ветерана. В советские времена, да и еще эпохи генсека Леонида Ильича Брежнева, к мнению ветеранов войны с орденами на весь китель, да плюс ко всему дважды Героя Соцтруда, прислушивались в самых высоких кабинетах районного и областного уровней. Такую честь, если хотите, привилегию, эти люди предпенсионного и пенсионного возрастов заслужили тем, что не жалели своих жизней в борьбе с оккупантами, и своим ударным трудом во благо Родины. Как бы пафосно не звучало, но это так. Вот так ветеран спас для советского и мирового футбола (шестое место в опросе «Франс футбола» за красивые глаза не занимают) Александра Заварова. «Звезду» киевского «Динамо» и сборной СССР, впервые в истории советского футбола перешедшую в европейский топ-клуб, туринский «Ювентус», за приличные деньги – пять миллионов долларов. Что немало для 1988 года.А в «Динамо» попал Заваров, благодаря еще одному ветерану, на сей раз футбольному. Вот что об этом говорил чемпион СССР-1972 в составе «Зари» Виктор Кузнецов: «У нас с Сашей солидная разница в возрасте - десять лет. Когда я уже заканчивал выступать за «Зарю», он только начинал. Но Саня стал моим лучшим другом. Мы и в СКА вместе в 79-м уходили, когда «Заря» в Первую лигу вылетела: я - доигрывать, он – «служить». Ребята в «Заре» называли его моим «сыночком», и, честное слово, мне это льстило. По стилю игры Заварову более всего из советских клубов подходил московский «Спартак». А вот с точки зрения перспектив, футбольного роста, конечно же, ничего лучше киевского «Динамо» придумать было нельзя. В первый раз от предложения киевлян он отказался, но потом, вижу, стал локоток покусывать: звали - не пошел, а напрашиваться самому как-то неловко. Тогда я позвонил Мише Фоменко, он был одним из помощников Лобановского, и сказал: «Заберите парня, нечего ему в «Заре» делать. Только время даром теряет». Через день или два приехали и забрали».  Чему потом советские любители футбола, а особенно киевского «Динамо», были безмерно рады.

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты