Tribuna/Футбол/Блоги/Сухой лист/Пранделли ушел из «Фиорентины». А когда-то он сделал из Муту, который сидел на кокаине, лучшего игрока Серии А

Пранделли ушел из «Фиорентины». А когда-то он сделал из Муту, который сидел на кокаине, лучшего игрока Серии А

Блог — Сухой лист
27 марта 2021, 09:04
5
Пранделли ушел из «Фиорентины». А когда-то он сделал из Муту, который сидел на кокаине, лучшего игрока Серии А

Клещенок – о главном специалисте по хулиганам.

«Фиорентина» рассталась с Чезаре Пранделли, возможно, главным итальянским спецом по проблемным звездам. Он приручил Адриано и Балотелли, реанимировал Кассано в сборной, когда от него отказался даже Марчелло Липпи, поладил с дерзким молодым Тотти. 

А главный педагогический успех Чезаре – румын с настолько убитой репутацией, что никто в 2006-м не хотел с ним связываться.

Муту в Англии – это аресты, развод, наркотики и война с Моуринью

Переходя в «Челси», Муту сказал: «У меня наверняка раздвоение личности». Слова посчитали шуткой, а зря.

Покупка казалась большой удачей. В сезоне-2002/03 Муту на год залетел в проблемную «Парму» и вместе с Пранделли поднял ее в топ-5. Адриан обеспечил предельную плотность креатива и остроты, замкнул на себе атакующую активность команды и стал лучшим в Италии по гол+пас – 18+12 в 31 матче. Даже чудовищный Адриано выглядел фоном, оттеняющим его великолепие. «Челси» выложил 22 миллиона евро. Раньери признался, что лично выпросил трансфер у Абрамовича.

«Муту словно змей, умный и хитрый, – объяснял Клаудио. – Позиция левого вингера создана для него. Он атакует из-под прикрытия центрфорварда, держится в тени до тех пор, пока не понадобится нанести смертельный удар, а когда бьет – у вратаря нет шансов. Вот почему я давно мечтал поработать с ним. Когда Абрамович попросил список игроков, которые мне нужны, я написал Муту первым. И неважно, сколько звезд в нашей команде. Адриан будет в основе».

Муту стартовал с 4 голов в 3 матчах, и Виалли сказал, что в «Челси» приехал наследник Дзолы. Но ярким началом все кончилось. Осенью 2003-го жена обвинила Адриана в изменах. Почти сразу появились новости о домашнем насилии, и пока Муту опровергал их, супруга подала на развод. Румын остался без жены и сына – и пропал в ночном Лондоне.

Муту зависал на полуночных вечеринках. Устраивал гонки с румынской полицией. В мае забил на концовку сезона и неожиданно рванул в Бухарест – и пока «Челси» прикрывал его выдуманной травмой, местная порнозвезда Лаура Андрешан сообщила: форвард отдыхал у нее. Фанаты уже не удивлялись. Андрешан набросила дальше: Муту резал ее ножом и пил кровь. Тот даже не отрицал.

Летом пришел Моуринью – и они предсказуемо не сработались. В сентябре Муту вылетел из заявки на матч с «ПСЖ», психанул и пропустил тренировку – зато устроил 4-часовую погоню с лондонской дорожной службой. В октябре сбежал в сборную и заодно обвинил Моуринью во лжи – Жозе сослался на несуществующую травму и не отпускал игрока. После возвращения пролетел мимо заявки на «Ливерпуль» и взорвался так, что потерял месячную зарплату:

«Моуринью говорит, будто я болен, но это не так. Я в порядке. Не понимаю, почему он не дает мне шанса. Может, оправдывается перед Абрамовичем за деньги, потраченные на Кежмана и Дрогба? Жозе обязан выпускать их в основе. Мне нужен новый клуб».

В общем, Муту достал абсолютно всех, и развязка не сильно удивила. Допинг-тест обнаружил в его крови кокаин. Тут же прилетела дисквалификация на 7 месяцев, следом – сообщение клуба о разрыве контракта. Адриан придумал глупейшую отмазку – что принимал препараты для стимулирования потенции, – но ему никто не поверил. На бесплатного форварда позарился «Юве» – и жалел все полтора года, пока он был там.

К лету 2006-го Адриан Муту из будущего обладателя «Золотого мяча» превратился в бесперспективного 27-летнего торчка. Его звонки сбрасывали во всех итальянских топ-клубах. Тогда он позвонил Чезаре Пранделли – тренеру, у которого провел лучший год в жизни.

Тот тренировал «Фиорентину» – и позвал Муту на отогрев. 

Муту стал центром проекта и игроком сезона. Он говорил, что расцвел благодаря Пранделли – и это правда

Причины неожиданного доверия – на поверхности. Пятое место в «Парме» оставалось главным достижением тренера, и он логично связывал его с Муту. Воссоединение было рискованным, и, возможно, Пранделли не пошел бы на него ради одного года, но в «Фиорентине» перспектив было больше, чем в «Парме». Бюджет флорентийцев не зависел от постоянства продаж. Здесь был проект, и в его центр Чезаре рассчитывал поставить игрока, которого считал лучшим. К тому же команда слишком зависела от Луки Тони. В сезоне-2005/06 великан забил почти половину голов – 31 из 66.

Переход Муту превратил «Фиорентину» в одного из фаворитов только что урезанной моджигейтом лиги. У нее был 21-летний Монтоливо – самый перспективный реджиста мира. Каменный Тони, способный продавить штангу. Изобретательный молодой Пранделли, о котором бывший вратарь «Милана» Джованни Галли сказал: «Без опыта работы с Сакки вы не поймете, что говорит Чезаре». Фрей, боявшийся игры на выходах, но феноменальный на линии.

«Фиорентина» тяжело стартовала, но в конце выдала 16-матчевую беспроигрышную серию и финишировала 6-й – а без 15-очкового штрафа за кальчополи была бы в тройке. Муту забил 16 мячей и стал вторым после Тотти по гол+пас в Серии А. Guerin Sportivo назвал его игроком года.

«Пранделли – учитель, – объяснял Адриан свой ренессанс. – Я работал с великими тактиками вроде Раньери, Капелло, Моуринью и Липпи. Их методика отличается от Пранделли. Они тренировали великих и не привыкли объяснять слишком много, никогда не вдавались в детали. А Пранделли объясняет подробно. Он умеет работать не только с гениями, но и с обычными парнями».

У Пранделли был свой подход к хулиганам. Он не становился их врагом, как Моуринью, не парил запретами и не мучил давлением; его требовательность заканчивалась за линией поля. «Знаю, что вы ждете инсайдов из раздевалки, но я о них промолчу. Лучше расскажу вам историю времен «Пармы», – вспоминал Муту в интервью Fiorentinauno.com. – Однажды Адриано пришел на утреннюю тренировку убитым – и заснул на столе. В какой-то момент мы начали его тормошить: «Давай, брат, вставай, тренер идет!» А Пранделли вместо того, чтобы сбросить его со стола, укрыл одеялом и дал ему выспаться. В следующем матче Адриано забил дважды. Чезаре для меня как старший брат, один из моих лучших друзей».

С Муту он вел себя так же. Адриан завязал с кокаином – подсел из-за развода и депрессии, – но все равно мало напоминал типичного лидера. Он нарушал режим и отрывался на вечеринках, порой ссорился с одноклубниками и уж точно никого не разнимал – когда Михайлович и Варгас затеяли драку, румын организовал тотализатор прямо на тренировочном поле. Но у него была черта, которую Пранделли использовал. «Я всегда пахал, когда чувствовал себя центром проекта», – описал ее Муту в интервью Sky Sport.

Чезаре постоянно подчеркивал исключительность Муту – не только в прессе, но и в команде. Ему позволялось больше, чем остальным. «Однажды мы играли товарищеский матч против «Атлетика», – рассказывал полузащитник Здравко Кузманович. – Муту получил красную и внутренний штраф, но отказался платить – и потому пропускал следующий спарринг. Пранделли все равно выпустил его на поле, а Адриан отблагодарил дублем. Но я понятия не имею, кто заплатил штраф».

В работе Пранделли менялся – становился жестким и требовательным: «Адриан – непростой парень. Иногда я повышал голос». Таков его метод: Чезаре дает чувство собственной значимости, делает королем и спрашивает как с короля, но не переделывает человека – допускает определенную свободу, пока игрок оплачивает ее на поле. Corriere dello Sport описала его подход так: «Муту не был примерным парнем. Пранделли не отвернулся от него, потому что знал, что Адриан никогда не подведет верящего в него тренера. Однажды «Фиорентина» вела 1:0 против «Русенборга», и Муту больше часа играл в защите – на поле, скорее напоминавшем ледовый каток»

«С годами отношения между мной и Пранделли переросли в типаж отец-сын, а потом в роль старшего и младшего брата, – пояснял Муту. – Я его обожаю. Не знаю, возможны ли сегодня такие отношения между игроком и тренером».

Все это работало, и сезон-2007/08 получился еще лучше. Муту забил 17 голов в Серии А и 6 в 10 матчах Кубка УЕФА. «Фиорентина» дошла до полуфинала и только по пенальти проиграла «Рейнджерс». Но главное – наконец вышла в Лигу чемпионов.

Проект достиг пика.

Муту отказал «Баварии» и «МЮ» ради Флоренции и Пранделли

Период Чезаре Пранделли стал для «Фиорентины» одним из лучших в истории. Единственное, чего ему не хватило – трофеев. Флорентийцы подбирались к Кубку УЕФА, зависали в топе Серии А, но всегда немного недотягивали. И затянули с перестройкой.

Летом 2008-го Муту снова был звездой рынка. Первыми на него вышли «Барса» и «Манчестер Юнайтед», но Адриан отказал: «Мой дом во Флоренции. Здесь меня любят, я забыл о наркотиках и несчастном периоде в Лондоне. Мой агент передал мне несколько предложений из АПЛ, но без обид: я не вернусь туда, даже если мне заплатят состояние золотом. Для меня нет места лучше Флоренции».

Следом постучала «Рома» – и предложила столько, что «Фиорентина» почти согласилась. Муту запаниковал и пошел прямо к Пранделли; тренер устроил боссам скандал, и они отступились. Тогда же нарисовалась «Бавария» – предложила румыну 4 млн евро в год вместо флорентийских 1,5, – и наутро прочла в газетах: «Во Флоренции я обрел покой. Есть игроки, которые не продаются, и я один из них».

Пранделли защитил любимого игрока. Возможно, зря.

Тренер и город сдерживали Муту – он больше не тусовался. Но годы вечеринок не обошлись без последствий. Румын часто ломался и перешел на экономный стиль. Из электрического креативного универсала он превратился в свободного форварда, в нужный момент возникающего в завершении, и реже сверкал в подыгрыше. В общем, это была другая версия Муту, и когда Пранделли отказался от Кассано ради него – он ошибся. Чезаре сказал тогда, что румын лучше и разностороннее, но это было не так – на том этапе Антонио делал гораздо больше. Что еще важнее, он реже травмировался.

В сезоне-2008/09 Муту делал голевое действие каждые 99 минут. Забивал «Баварии» в группе ЛЧ. Выносил мощный «Дженоа». Почти всегда его голы спасали игру, и Пранделли признавался: «С Адрианом мы способны на все. Он незаменим». Но Муту играл только полсезона. Он травмировал пах, локоть, колено, тянул бедро, вылетал всегда в самый неожиданный и важный момент – перед «Интером», «Миланом» и «Юве». «Фиорентина» вылетела из группы ЛЧ и с трудом вскочила в четверку лиги.

Пранделли учел ошибку и перешел с 4-3-3 на 4-4-1-1 с выраженным вторым нападающим. «Фиорентина» больше не страдала без Муту. Он выходил, когда был здоров, в остальных матчах его подменял Йоветич, но в любом случае роль больше не определяла игру. Флорентийцы играли от обороны. Пранделли компенсировал недостаток класса низкой позиционной защитой – команда располагалась настолько компактно, что почти не доводила до индивидуальных дуэлей. Атака строилась так же: короткий вертикальный футбол, минимум дриблинга, выманивание соперника из штрафной с включениями полузащитников из глубины.

Проект Пранделли уже прошел пик – ушли Кузманович и Уйфалуши, а Муту и Гамберини чаще лечились, чем играли. «Фиорентина» больше не была итальянским топом, но смена стиля продлила ей жизнь. Новая система требовала постоянной концентрации и напряжения и потому не подходила для длинной дистанции – флорентийцы финишировали 11-ми. Зато на коротких отрезках она выжимала из игроков максимум.

В 2010-м «Фиорентина» вспыхнула в Лиге чемпионов. Муту остался без игры и тренера – и снова накосячил

Жеребьевка ЛЧ совсем не обещала чудес. «Фиорентина» попала в группу с «Ливерпулем» – Торрес, Джеррард, Кюйт, – «Дебреценом» и «Лионом» (Льорис, Пьянич, Лисандро Лопес). Казалось, ей светит только Лига Европы, но флорентийцы прошли первый раунд почти без потерь – после поражения во Франции выиграли 5 матчей и захватили первое место. В плей-офф поджидала «Бавария».

«Фиорентина» – сильная команда. В группе она набрала больше очков, чем мы, так что дома я буду очень-очень рад победе с минимальным счетом», – признался Луи Ван Гал.  

Во всех этих подвигах Муту почти не участвовал. Он сыграл в первых турах и даже развалил «Дебрецен» (3+2 в двух матчах), но в ноябре серьезно травмировался и на пару месяцев улетел в Румынию. «Фиорентина» дожала раунд уже без него. Пока Адриан отрывался в Бухаресте, команда сливала каждый второй матч даже против итальянских аутсайдеров, и шансы с «Баварией» выглядели мизерными – но возвращение подарило надежду. Муту забил 3 гола в первых 3 матчах после выздоровления. До Лиги чемпионов оставался месяц. 

Возможно, несколько месяцев без присмотра плохо сказались на Муту, а может, случившееся дальше и правда было случайностью, но 24 января – через две недели после яркого возвращения – в его крови нашли сибутрамин. Это мощный допинг для сброса веса, запрещенный для оборота в ЕС – даже его покупка уголовно наказуема. Адриан снова влип. Ему грозил 8-летний бан. 

«Нам не хватает не только Муту, но и Гамберини с Кристиано Дзанетти. Бессмысленно думать о тех, кого нет, нужно заново создавать ментальность команды», – сказал Пранделли и в первом матче перешел на защиту в 6-2-2, чтобы перекрыть фланги Рибери и Роббена. «Фиорентина» удерживала 1:1 до 89-й минуты и проиграла из-за гола Клозе – из метрового офсайда.

Дома Пранделли сыграл в 4-2-3-1, прижал «Баварию» и в начале второго тайма повел 2:0. На 60-й немцы забили, но в следующей контратаке Йоветич сместился слева, отыгрался с Джилардино в касание и отправил мяч между ног Бутту. «Фиорентина» почти прошла; ее остановил Роббен, забивший один из сотен своих обычных мячей – срезал угол и метнул в девятку, – но еще больше помешал гол Клозе из офсайда в первой игре.

Так закончился первый заход Пранделли в «Фиорентину». Летом 2010-го он принял сборную и довел ее до финала Евро. Тифози проводили его фразой: «Спасибо за пять лет оваций». Через полгода ушел Муту. Он переждал 9-месячную дисквалификацию, провел пару средних сезонов в «Аяччо» и «Чезене», а после доигрывал во второсортных лигах. В 2014-м он едва не сорвал переход в Индию: завалился за визой пьяным, разгромил посольство и угрожал сотрудникам.

Теперь он тренер. Муту управляет молодежной сборной Румынии, мечтает о работе в «Фиорентине» и равняется на Пранделли: «Чезаре вдохновляет меня. Он был важнейшим человеком и для меня, и для моей карьеры, превратил меня в настоящего футболиста. Он не только тренирует, но и обучает».

Прошлое ему не мешает: «Думаю, я правильный человек для такой работы, потому что лучше всех знаю, насколько страшна недисциплинированность. Если кто-то из моих парней ошибется, я посоветую извлечь урок и двигаться дальше. Я вернулся и играл лучше, чем раньше, доказав, что молодому игроку нужна помощь, а не осуждение».

***

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/ Michael Steele, Grazia Neri, Newpress, Dino Panato, Alexander Hassenstein/Bongarts, Gabriele Maltinti; globallookpress.com/Alex Nicodim/ZUMAPRESS.com

Другие посты блога

Все посты