Tribuna/Гимнастика/Блоги/Ноу Баланса/Стелла Захарова: «Бубка агитирует за Гутцайта, а это прямое нарушение хартии олимпийского движения»

Стелла Захарова: «Бубка агитирует за Гутцайта, а это прямое нарушение хартии олимпийского движения»

Интервью с одним из самых больших критиков нынешних руководителей спорта в Украине.

Блог — Ноу Баланса
13 ноября 2022, 14:05
9
Стелла Захарова: «Бубка агитирует за Гутцайта, а это прямое нарушение хартии олимпийского движения»

В 2020 году Стелла Захарова была одной из тех, кто приветствовал назначение Вадима Гутцайта министром спорта. Ныне же олимпийская чемпионка и вице-президент федерации гимнастики Украины - в категорической оппозиции к Гутцайту, а также к пока еще президенту НОК Сергею Бубке. О чем регулярно свидетельствуют ее критические посты в соцсетях с призывами смены власти.

Как так получилось и почему Захарова, которая уже долгые годи работает в сегодня критикуемой ею системе спорта, поддерживает кандидатуру Жана Беленюка на выборах президента НОК - в ее интервью Николаю Решнюку.

«Бубка уходит после того, как выжал здесь все»

- Почему вы – человек, который давно в украинском спорте и который работал при разных его руководителях, – именно сейчас стали одним из крупнейших критиков спортивной власти?

- Я в спорте 42 года. Все видела в своей жизни - выступала при Советском Союзе, работала за рубежом в Швеции очень долгое время, потом приехала уже в независимую Украину и начала себя реализовывать как менеджер. Прочувствовала на своей шкуре все от А до Я, как работает система спорта. Но такого безобразия, как сейчас, я однозначно не видела.

Оно уже настолько накипело. Все остальные годы были тоже какие-то несоглашения, но процесс как-то шёл. Не было уничтожения нашей элиты спортивной. А сейчас перешли все барьеры.

Это началось ещё после Олимпийских игр в Пекине, когда очень многие спортсмены и тренеры были возмущены. А Сергей Назарович Бубка вместе з Вадимом Марковичем Гутцайтом работали в одном звене для себя любимых и решили всех сразу погасить. Привезли сюда президента Международного олимпийского комитета Баха, собрали массовку в концертном зале «Украина» и рассказывали, что всё прекрасно.

Для чего этот праздник был? А для того, чтобы погасить эту бурю, этот гнев спортсменов и тренеров. Что всё прекрасно, вы что? Кто-то там говорит, а посмотрите - нас поддерживает Бах. И все. Для них мы - масса. Не история, а масса. Они на нас зарабатывают деньги сумасшедшие, но у людей этих денег нет - они ездят за свои на сборы и соревнования, чтобы подготовиться к Олимпийским играм.

Я - независимый и демократический человек. У меня есть свое мнение. Подождите, а где же финансирование? Я знаю, как это работает, и не могу согласиться с этим. А меня стали преследовать и уничтожать, прокуратуру на меня травить. Есть же админресурс у министра. Ты против? Сейчас я накажу. Мне это напоминает Рашку, совдепию, диктатуру. Для меня это дикость.

Многие тренеры после Пекина устали бороться с ветряными мельницами. Чувствовать себя рабами тех, кто сидит вверху. Они уезжают. Слушайте, мы весь свой золотой потенциал своими руками выкинули из страны с таким подходом.

Я задаю вопрос. А что дальше? Я ещё восемь лет назад говорила, что Сергей Назарович Бубка - очень сложный и любящий себя человек, не уважающий спортсменов. Вот оно и проявилось сейчас. Он уходит уже после того, как выжал здесь все. Ему наплевать. Чувствует себя комфортно в Монако, у него там свое жилье.

Сейчас уходит в Международный олимпийский комитет и хочет передать кресло своему приемнику, с которым они, наверное, деребанили деньги. И перед нами сейчас чёрная бездна. Или мы немедленно делаем перезагрузку и приводим команду новых людей - демократических, активных спортсменов, тренеров и функционеров, которые живут этим… У нас же очень много таких людей, но их настолько прибили. Где-то находят какие-то изъяны и сразу через прокуратуру, сразу мочат.

Так вот, если этого не случится сейчас, мы будем дальше как рабы и бурлаки в точно таком же русле работать. Когда федерациям навязывают государственных тренеров, их назначает комиссия из людей, ну не компетентных в том или ином виде спорта. Как это может быть вообще?! Если госчиновники вмешиваются в это даже, то скоро вмешаются, кому выступать.

- Хотите сказать, что при предыдущих министрах спорта настолько не контролировался процесс назначения гостренеров?

- Да я такого вообще не помню. Потому что это определялось внутри конкретной дисциплины и федерации, а потом уже подавали в министерство. А сегодня можно запретить, выкинуть, сделать все, чтобы этого человека не было, стереть его. У меня впечатление, что министр не заинтересован выигрывать медали.

- Вы к тому, что те деньги, которые государство выделяет сегодня на спорт, не идут по назначению?

- Когда садятся там внутри граждане определенные и начинают делить министерство на троих, считая, что они будут распоряжаться этими деньгами, как хотят…

Сегодня существуют двойные стандарты. Есть карманные федерации, которые очень себя хорошо чувствуют. И они будут все делать для того, чтобы остаться на том же уровне. С теми же деньгами.

- Кого вы имеете в виду? 

- Давайте я не буду обижать эти федерации. Не хочу просто, это уже их совесть. Но у министерства не должно быть двойных стандартов.

Такой пример. Сейчас международная общественность во время войны очень сильно помогает Украине. Во всех видах спорта. Вот мы ездили на чемпионат Европы в Мюнхен. Европейская федерация гимнастики полностью оплатила федерации гимнастики Украины проезд, питание и проживание. Полностью.

Но ведь в бюджет министерства это все было забито в конце прошлого года. Куда оно делось? Никто ж ответа не дает. Письма [в министерстве] не регистрируются. Зачем им общаться с нами? Мы же бурлаки, а там высокие люди. Руководят бюджетом, кому дать, а кому не дать.

Сегодня существует в этом министерстве двойные стандарты. Кто плохой - не дадим. Кто хороший и нужен нам - дадим.

Вот аренда Дворца спорта стоит 250 тысяч в день. Весной была аренда для нескольких НТЗ на полтора месяца в сумме – получилось итого где-то 10 млн. А люди за границей сидят, им международная общественность помогает, оплачивает проживание, питание и тренировочные залы. У меня вопрос – в целом НТЗ вообще нужны во Дворце спорта? Есть же свои залы, где можно тренироваться и пересидеть это сложное для всех время.

- Кто проводил эти НТЗ?

- Давайте после 17 числа я вам скажу. Поверьте, это все потом выльется.

Так вот, я задаю вопрос, а мне отвечают, что нужно поддержать штаны Дворца спорта. Но за чей счет?

Вот забиты деньги для международного турнира по гимнастке в Украине, который входит в международный календарь. Понятно, что его сейчас невозможно провести. Я говорю, что снимайте с нас деньги, но часть оставьте, чтобы провести чемпионат Украины во Дворце спорта на помосте. Но нет, не дают. А НТЗ для определенной федерации проводят, это важнее. Это как? А куда эти деньги в итоге ушли, если международный турнир не проводим? На другие виды спорта, которые министерство уважает и любит?

Другой случай. Чемпионат мира [по гимнастике], уезжает команда. Подается список, и Захарову единственную вычеркивают из него. На каком основании? Я общаюсь с международной общественностью, меня там уважают. Вы для кого это делаете? Любите вы меня или нет, но я - вице-президент федерации гимнастики. Я обязана там быть, например, для работы с международной общественностью, общению с президентами ФИЖ, Европейской гимнастики. Эти органы нам сегодня помогают и могли бы еще больше помочь, если я была бы там!

Вот я поехала на чемпионат Европы и договорилась привезти, разговаривая с президентами европейских федераций, спортивный инвентарь на 150 тысяч евро. Плюс нам дали на все виды гимнастики 100 тысяч на нужды. Разве это плохо? Так что же вы делаете? Оплатите хотя бы проезд, а питание и проживание я сама оплачу. Нет.

- А почему?

- Вот я и хочу задать вопрос. Потому что Захарова высказывает мнение свое, почему деньги уходят непонятно куда.

Сегодня был разговор с первым замом министра Симоновым. Это человек, который пришел из КМДА, работал там в «Зеленстрое». Я ему говорю: «Это вам не елки сажать, а работать в спорте. И мне очень жалко, что вы, неспортивный человек, который не знает структуры спорта и финансирования спорта, даже не соизволили со мной встретиться, а общаетесь в мессенджере».

Я - олимпийский чемпион. И так со всеми. Это полный игнор и неуважение к олимпийским чемпионам и истории нашей страны.

- Это только в гимнастике так?

- Нет, не только гимнасты. Поверьте, и во многих других видах - в легкой атлетике, в борьбе, гандболе, велоспорте. Люди уже не выдерживают. Мы стали изгоями, нас лишили всего.

Я за свои деньги ребятам форму купила, рюкзаки. Пришли с Америки накладки такие для рук, гимнасты без них не могут. Надо было растаможить, заплатить пошлины. Я звоню Бубке, это ж непосредственно его работа. «Сергей Назарович, ребята уезжают на чемпионат мира. Нужны эти накладки, вот такая ситуация». А он отвечает: «А я-то тут при чем?». Понятно.

Звоню в киевскую таможню, нахожу его главу. Он говорит подъехать к нему. За час решилось все. Так это Стелла Захарова. А у нас же Сергей Назарович Бубка такой великий, у него власть и связи в руках. Неужели он не может позаботиться о своих олимпийских сборных?

Поэтому тренеры не хотят больше спорить. Спортсмены разворачиваются и уходят. Ведь если кто-то что-то пикнет, с нас снимают зарплаты, премиальные. Находят массу причин. Так вот люди используют свою власть.

- То есть сейчас вообще к вам не доходит финансирование от государства? Или не в полных объемах?

- Для некоторых федераций оно в очень хороших объемах. А вот приоритетные виды спорта… Вот в гимнастике разыгрывается 36 медалей, к примеру.

А сегодня деньги идут в одни ворота. А все остальные что, бурлаки? Сказал плохое обо мне? Ну так иди отсюда. Но это не так должно работать.

Просто сил нет дальше жить в такой системе. Настало время изменений. Министерство на троих поделили Гутцайт, Панченко и Симонов (заместители министра спорта - Tribuna.com). И я не боюсь этого сказать. Гутцайт привел Панченко и Симонова из КМДА, где он работал. Не хочу вдаваться в подробности, какие уголовные дела на него открыты. Есть прокуратура, суды. Знаете, министр - не памятник, вечно стоять не будет.

А сегодня есть возможность изменить это все. Чтобы все прозрачно было. Например, никто не знает, кто за что получает средства с фонда солидарности МОК. Когда обращаешься спросить, то в тебя плюют. Это пустая трата времени. Бубка просто игнорирует. Прозрачности никакой.

- Вы намекаете на то что, перераспределяя бюджетные деньги и направляя их на нужные виды спорта, руководство министерства таким образом отмывает их?

- У спортивного сообщества есть подозрения, что именно так спортивные чиновники могут действовать.

- И поэтому министерству выгодно плотно контролировать назначение нужных государственных тренеров, через которых эти деньги проходят?

- Ответить на эти вопросы могут компетентные органы - полиция и прокуратура. У нашего общества давно назрел такой запрос.

- И это только при Гутцайте появилось? Раньше такого не было?

- Вы знаете, такого не было. Во всяком случае каждая федерация подавала свой бюджет и выполняла свою работу. Кто-то получал меньше, кто-то больше, но такого зверства и варварства не было, как сейчас.

И когда весь мир нам помогает и с заграничными сборами, и переездами, и так далее. Но это же предусмотрено все в бюджете! Куда эти деньги уходят?

- Вы не хотите называть, какие федерации сегодня в дружных отношениях с министерством. Скажите хотя бы, их количество. Их большинство или меньшинство?

- Их меньше, конечно. А зачем их много? Есть пять-шесть федераций, и хватит.

«Гутцайт на время выборов должен уйти в отпуск, а лучше и совсем из министерства. Ведь это использование админресурса, нарушение закона»

- Выходит, большинство спортивного общества Украины, большинство федераций, недовольны ни Гутцайтом, ни Бубкой. И что с этим делать?

- Сейчас вот конгресс НОК 17-го числа. Бубка хочет оставить своего приемника, министра спорта. Но ведь он к тому же президент федерации фехтования. Это нарушения закона Украины и как минимум конфликт интересов. Если ты министр, то должен оставить федерацию. А Бубка сегодня агитирует за Гутцайта, а это прямое нарушение хартии олимпийского движения.

- Я не слышал, чтобы Бубка поддерживал кандидатуру Гутцайта.

- Публично нет, но в спортивной среде нашей это есть.

- Также Гутцайт говорил, что уйдет с должности министра, если его выберут президентом НОК.

- Подождите, так он должен сейчас уйти с этой должности. Его кандидатуру на президента НОК выдвинули официально через киевский осередок НОК.

Поэтому на время выборов ты должен как минимум уйти в отпуск, а лучше и совсем из министерства и оставить свою федерацию, ведь это использование админресурса, нарушение закона. Ты не имеешь права на это.

- Среди кандидатов в президенты НОК есть Игорь Малинский. Кто это?

- Я даже не знаю. Даже не хочу акцентировать внимание на этом человеке. Извините, но я его вообще не знаю. В спортивной среде его никто не знает. Откуда эта фамилия вообще вышла, непонятно.

- Но ведь это член НОК. Он есть в списке членов на официальном сайте.

- К сожалению, у нас много членов НОК, о которых никто даже не слышал. Люди, которые для спорта ни копейки не дали, просто на бумажке числятся.

Когда посмотрели все списки НОК, у меня просто волосы дыбом встали. Какой-то Петров, Иванов, а олимпийских чемпионов вычеркнули.

- Учитывая, что вот эти члены НОК и будут выбирать президента, вы верите, что удастся провести прозрачные выборы?

- Наша команда над этим усердно работает, и мы совмещаем в себе молодость, опыт и мудрость. Мы даем возможность людям открыть глаза, а также даем надежду, что есть у нас желание, характер и силы изменить это все. Показать, что это возможно. Уже пришло время.

Поэтому ми и выходим сейчас к общественности и говорим, что нужны изменения. Пытаемся донести народу, чтобы нас сейчас поддержали. Ведь у нас открылось окно возможностей и шанс изменить то, что мы имеем сейчас, огромнейший. Хуже уже быть не может, есть шанс изменить все в лучшую сторону.

- Кого вы имеете в виду, говоря о вашей команде?

- Вы же знаете, Жана Беленюка. Мы работаем сейчас все на него. Мы - это многие федерации, но давайте я сейчас не буду озвучивать состав команды. Чуть позже откроем для общественности весь наш состав. Чуть-чуть потерпеть надо. Ведь есть команда, где решения принимаются коллегиально. Сама я не имею право принимать такое решение. Мы демократическая команда, заточенная на достижения самых высоких результатов. А не как у наших оппонентов – решает все один царь.

Когда президент Украины назначал Гутцайта министром, была очень большая надежда. Вадим Маркович — сам спортсмен, который прошел все спортивные круги, — говорил, что надо многое менять, нужна молодая кровь, нужны изменения. И вот, пожалуйста – что мы сегодня имеем?

К министру невозможно попасть, невозможно донести ту или иную проблему, с которой мы, как спортивные функционеры, сталкиваемся (я же не в гости к нему домой напрашиваюсь). Это такая величина сегодня. Вместо того чтобы самому инициировать такие встречи. А первые два месяца войны человека вообще не было видно на горизонте. Ни Гутцайта, ни Бубки. Где они били в это время?

- Почему ситуация должна измениться, если Беленюк станет президентом НОК?

- Во-первых, у Жана уже подготовлена мощная программа, которая предусматривает фундаментальные изменения и открывает новый подход к спорту в целом, естественно с использованием самого лучшего и передового опыта ведущих спортивных стран мира. Скоро она будет официально представлена (разговор состоялся 5 ноября - Tribuna.com ). А о программе Гутцайта мы вообще не знаем ничего и есть ли она вообще.

Второе. Жан как спортсмен почувствовал это угнетение на себе и он знает, как реагирует на это угнетение спортивное сообщество и он прекрасно понимает, что с таким подходом высоких результатов не будет.

Когда наша команда собирается, то все эти вопросы обсуждаются. И самое главное это создать максимально прозрачную систему финансирования, где каждый будет понимать сколько, когда и куда ушло средств.

- Ок, допустим. Но Гутцайт остается министром, даже если проиграет выборы президента НОК. Почему что-то должно измениться?

- Я уверена, что президент страны мудрый человек. И думаю, что не вся важная информация со сферы спорта ему попадает, мы сегодня с большим трудом, но все же пытаемся эту информацию донести. Чтобы он услышал нас, спортсменов, тренеров и функционеров, которые прославляют нашу страну Украину.

Я надеюсь, что этот меседж президент услышит. Я уверена в этом. И министр не памятник, вечно стоять не будет. А вот что будет после? Не плюнут ли министру в лицо? Извините за эту грубость.

- Тогда напоследок глобальный вопрос. Весь конфликт в спорте, о котором вы говорите, — о деньгах из бюджета и том, кому сколько куда. Не кажется ли вам, что вот эта устаревшая модель зависимости спорта в Украине от государственных денег и есть корнем проблемы? И гораздо логичнее было б, если федерации сами искали себе способы заработка, а не сорились из-за денег из бюджета страны.

- Очень правильный вопрос. Хочу с вами согласиться. Я также поднимала этот вопрос много раз.

Вот расскажу, как работает система спорта в европейской стране, где я жила. У них все четко - есть Национальный олимпийский комитет, федерации и клубная система. И эта система работает настолько слаженно и четко, что у них нет этих сумасшедших проблем.

У них федерация зарабатывает на спонсорах, трансляциях, билетах и так далее. У них есть закон о меценатстве. И есть клубная система, где клубы с одной стороны размещают у себя рекламу, например, на форме, а с другой им платят членские взносы, а они в свою очередь платят такие же взносы в федерации по своим видам спорта. Чтобы была инфраструктура спортивная, государство освобождает бизнесмена, который построит, например, зал для гандбола, на какой-то период от налогов. Потому что клуб сам себе не может построить зал. Или государство строит этот зал самостоятельно и передает в управление клубу.

И вот если спортсмены какого-то клуба показывают результаты, государство может дотировать этот клуб. Чтобы у него было желание развиваться. Есть уже давным-давно разработанные системы дотации или грантов.

У нас эта система вообще разлажена. У нас из детско-юношеским спортом ужасная проблема. Я вот была в Одессе, своем любимом городе, и меня общественность попросила прийти в зал СКА, в котором выросли олимпийские чемпионы. И когда я пришла с журналистами, нас встречали с охраной. Но мы прорвались. Я в шоке была, когда увидела зал.

Там назначают директором ДЮСШ подконтрольного человека, который может контролировать выделенные деньги из бюджета на школу. И когда я вошла в зал - все побито, все старое и допотопное, 50-х годов. Тренеры не получают зарплат в полном объеме, по бумаге полно мертвых душ, много замов у директора. А ремонт - ну скамейку покрасят. Директор использует школу в своих интересах. Открыл свой фонд, и родители детей, которые там занимаются, туда еще платят за тренировочный процесс. А может еще и сдавать в аренду помещения школы.

Так вот у нас инфраструктуры спортивной для работы вообще нет. И мы обязаны сейчас перейти на вот такую европейскую или скандинавскую модель спорта. Ведь мы сейчас воюем за свободу, за то, чтобы стать европейской страной и войти в Евросоюз. И за то, чтобы избавиться от этого старого барахла. Мы обязаны это сделать для будущего нашего спорта. Точка.

Другие посты блога

Все посты