«Севастополь» до аннексии: творение Кононова, деньги Новинского, скандал в первой лиге, Янукович – почетный президент
А еще безумные фанаты, Малиновский и Караваев.
А еще безумные фанаты, Малиновский и Караваев.
Янукович был почетным президентом «Севастополя», но на матчи не приезжал. Клуб раскрутили деньги Новинского, с которым пришла тень «Шахтера»
«Севастополь» – одна из последних вспышек в эпоху олигархического футбола в Украине. Его пример стал хрестоматией всего, что тогда происходило в УПЛ. Пока есть интерес богатого владельца – есть яркие истории.
Вадим Новинский и его «Смарт-холдинг» пришли в «Севастополь» в 2010 году. Клуб только что впервые вышел в УПЛ в статусе победителя первой лиги. Это стало логическим следствием развития крымчан – за время существования они постепенно двигались вверх без резких скачков. Тогда еще российский олигарх Новинский с бизнесом в Севастополе появился в клубе в исторический момент в результате договоренностей с местными властями.
Вместе с новым владельцем в «Севастополь» пришло ощущение присутствия «Шахтера». Новинский был бизнес-партнером Рината Ахметова и владел на тот момент 25% акций его холдинга «Метинвест». Тем же летом в лагерь крымчан пришли три донецкие звезды на закате карьеры – Игор Дуляй, Мариуш Левандовски и Джулиус Агахова. Все трое прибыли в статусе свободных агентов, но было понятно, что без денег Новинского их бы в Севастополе не было. Известно, что Игор и Мариуш перебрались по договоренности Новинского и Ахметова. А зарплата каждого в крымском клубе была не меньше миллиона долларов в год.
«Этот клуб мог стать одним из лучших в Украине. Он имел большой потенциал», – говорил через много лет Дуляй. Игор провел в Севастополе четыре года – последние в жизни клуба – и вместе с Левандовским остался в команде, когда она скатилась в первую лигу после неудачного дебюта в элите. Статус серба и поляка в клубе был почти тренерским.
Связь с влиятельными представителями Донбасса возникла в «Севастополе» еще до прихода Новинского. До него почетным президентом клуба был Виктор Янукович. Бывший президент Украины стал таким в январе 2006 года, когда моряки еще выступали во второй лиге и о них мало кто знал. Правда, произошло это без публичной огласки.
«Когда Виктор Федорович первый раз был премьер-министром и баллотировался на пост президента, он помогал нам в Севастополе с проблемами наших стадионов», – рассказывал тогдашний председатель севастопольского отделения Партии регионов Вадим Колесниченко, который был посредником между клубом и Януковичем.
По его словам, инициатором появления Януковича на посту почетного президента клуба были футболисты. «Члены команды мне сказали: «Это уважаемый человек, много нам помогал. И хотя Янукович из Донецка, интересы Севастополя он поддержал. Мы были бы рады, если бы он согласился стать нашим почетным президентом. Можешь к нему обратиться?». Я говорю: «Вы решите, а я с Виктором Федоровичем встречусь, даст ли он согласие». Так и произошло».
Имя Януковича, как почетного президента «Севастополя», объявляли на домашних матчах команды. Хоть на поединки он не приезжал, но всегда интересовался делами клуба и посылал поздравительные телеграммы. «Януковичу нравится Севастополь. Вы же знаете, что город поддержал его на президентских выборах. Ему предложили, и он принял такое предложение», – рассказывал основатель клуба Александр Красильников.
«Севастополь» дважды подряд заканчивал сезон громкими неудачами. В 2011-м стимулировал деньгами «Динамо», но все равно вылетел из УПЛ; в 2012-м гол рукой Кузнецова не помог вернуться назад – вмешался Коломойский
Опытный отряд в составе Дуляя, Левандовски и Агаховы не помог «Севастополю» успешно провести дебютный сезон в УПЛ. Как не помогла и смена тренера – вместо Олега Лещинского команду посреди чемпионата принял Ангел Червенков. В той кампании меньше моряков забил лишь последний в итоге запорожский «Металлург», а больше пропустили только «Волынь» и «Ильичевец», с которым крымчане до последнего и боролись за выживание.
Последний тур УПЛ 2010/11 должен был решить, кто вместе с «Металлургом» опустится в первую лигу – мариупольцы, которые шли в зоне вылета (26 очков), или севастопольцы, которые были сразу над ними (27 очков). Больше шансов имели последние – впереди домашнее дерби с «Таврией». Тогда как «Ильичевцу» предстояло сыграть с «Динамо», которому, впрочем, уже ничто не угрожало потерять второе место.
В итоге киевляне, выигрывая 2:0, неожиданно проиграли в Мариуполе 2:3, а «Севастополь» проиграл дома 0:1 и присоединился к «Металлургу». Не помогло даже то, что моряки предлагали динамовцам деньги за победу над «Ильичевцем». Недавно об этом рассказал тогдашний игрок «Динамо» Андрей Несмачный:
«Мы просто начали играть на удержание, потому что 2:0 – приличный гандикап. А потом просто упустили свою нить игры. «Ильичевец» раз забил, два. Потом они просто насели и забили третий. Все говорят, что мы эту игру сдали. Тогда был «Севастополь», который вылетел из-за этого матча. Мариуш Левандовски нам звонил и говорил, что нам дадут 200 тысяч долларов на команду, если обыграем «Мариуполь». Теперь пусть тот, кто говорит, что мы сдали, знает – мы могли на этом матче заработать. Никто не сдавал, так получилось просто».
Ходили слухи, что «Ильичевец» тоже сыграл в эту игру и предложил 1 млн долларов, чтобы «Таврия» выиграла дерби с разницей минимум в два гола – тогда приазовцы оставались бы в УПЛ, даже если бы сыграли с «Динамо» вничью.
Вылетев в первую лигу, «Севастополь» и «Металлург» стали прямыми конкурентами в борьбе за возвращение. Запорожцы весь сезон боролись с «Говерлой-Закарпатье» за лидерство, но все-таки отдали его ужгородцам, сосредоточившись на втором проходном месте. На него претендовали также севастопольцы, с которыми тогда уже работал Сергей Пучков.
Это противостояние привело к одной из самых скандальных развязок в истории украинского футбола. За два тура до конца чемпионата соперники сошлись в очной игре в Севастополе. «Металлург» приехал в статусе второй команды лиги с 73 очками в активе. У «Севастополя» были 72 балла и единственная цель – обогнать запорожцев на финише.
Три гола, три удаления, победный дубль Сергея Кузнецова и решающая ошибка судьи Виктора Швецова – от столкновения амбиций заискрило на всю Украину. Решающий гол в пользу хозяев Кузнецов забил рукой, это вывело моряков на проходное второе место. После матча разъяренный нападающий «Металлурга» Алексей Белик произнес свой знаменитый монолог о базар-лиге:
Добавил эмоций комментарий самого Кузнецова, который без проблем заявил: «Самое главное, что мяч в воротах. 2:1, судья засчитал. Вот и все».
Впрочем, история все равно не закончилась успехом для «Севастополя». Оставался последний тур, в котором моряков ждал выезд к «Буковине». Для возврата в УПЛ им нужно было сыграть в Черновцах не хуже «Металлурга» в матче с «Гелиосом». Однако, скандал с победным голом рукой задел даже нейтральных лиц, решивших вмешаться.
«Коломойский пообещал нам миллион долларов за победу над «Севастополем» и полмиллиона за ничью. Мы сыграли 1:1. Те, кто был в основе, заработали где-то 18 тысяч долларов», – рассказывал спустя некоторое время тогдашний игрок «Буковины» Антон Крамар.
В параллельной игре «Металлург» обыграл «Гелоис» 4:2, вернул себе второе место и таки вышел в Премьер-лигу. Крымчане остались в первой еще на один сезон.
На новый уровень «Севастополь» вывел Кононов. При нем начинали Караваев и Малиновский, а Ковпака даже позвали в сборную, но потом белорус неожиданно покинул клуб
Олег Кононов пришел в «Севастополь» еще в середине сезона 2011/12 на должность генерального директора клуба. С широким перечнем полномочий он должен был выстроить стратегию клуба на годы вперед – как говорил он сам, через него проходила почти вся деятельность клуба. После увольнения Сергея Пучкова летом 2012 года в перечень этих полномочий руководство добавило также вакантные обязанности главного тренера.
Это дало немедленный результат. Создатель успешных «Карпат» начал делать то же с «Севастополем». Первый сезон сразу стал одним из лучших в истории клуба. Победа в первой лиге с отрывом в восемь очков и первый в истории клуба выход в полуфинал Кубка Украины. Крымчане настолько выросли и укрепились при белорусском специалисте, что еще в первой лиге их стали называть 17-й командой Премьер-лиги.
Но залогом этому был не только тренерский талант, но и кадровое усиление. В первую очередь от «Шахтера». В той команде Кононова выступали арендованные у горняков юные Александр Караваев (почти 4 сезона) и Руслан Малиновский (почти 3 сезона), а также опытный Денис Кожанов. С выходом в УПЛ к ним присоединились Александр Чижов, Константин Ярошенко (транзитом через «Ильичевец»), Виталий Виценец и Филипп Будковский.
Наряду с ними хватало и других проверенных футболистов классом выше среднего – тот же Сергей Кузнецов, который стал лучшим бомбардиром первой лиги 12/13, Александр Ковпак, Артур Карноза или Владимир Лысенко. Ну и нельзя не упомянуть бразильского воспитанника лисабонского «Спортинга» Фарлея.
Доказательством выдающейся игры севастопольцев стало то, что еще в первой лиге их игроков звали в национальные сборные. Весной 2013 года именно как игрока «Севастополя» в сборную Украины позвали Александра Ковпака. Такое же приглашение, но от сборной Польши тогда получил Мариуш Левандовски.
«Нам поставили высокие задачи. Постоянно в голове только одна мысль, чтоб выйти в Премьер-лигу и дойти до еврокубков. Это не за два-три года, а буквально за год. Конечно, будет очень тяжело, но верится в потенциал команды. У всех колоссальное желание. Так, как команда строится... Я считаю, вполне реально», – говорил еще в первой лиге Александр Караваев.
Но в УПЛ на «Севастополь» ждали испытания, которые клуб преодолеть так и не смог. Олега Кононова переманил «Краснодар».
«Я благодарен судьбе, что мне пришлось работать в прекрасном городе с прекрасной командой. Отдельная благодарность за помощь и хорошую рабочую атмосферу руководству и акционерам клуба, и, конечно, болельщикам», – сказал Кононов об уходе из «Севастополя», не объясняя причин. Позже он все же сказал, что просто очень хотел поработать в России, хоть и покидать Севастополь было жалко.
Слухи утверждали, что Кононова не удовлетворяла трансферная кампания – «Севастополь» в основном арендовал игроков или подписывал их свободными агентами. Это накладывалось на другие слухи, мол, Новинский остыл к футболу и сокращал расходы, потому что получил от игры, что хотел. Как раз летом 2013 года он прошел в Верховную Раду по мажоритарному округу в Севастополе. Частично это подтвердили последующие события.
Спустя год тренер «Вердера» Виктор Скрипник рассказал, что как раз той осенью 2013 года «Севастополь» выходил на него с предложением: «У нас был конкретный разговор, но не было такого «все, давай». Красильников спрашивал, могу ли я себя представить у руля «Севастополя». Я говорил: «Попробуйте меня уговорить». Хотел, чтобы все было официально. Потом эта история затихла».
В сезоне 13/14 «Севастополь» трижды менял главного тренера. После Кононова пришел Орбу, которого уволили по итогам первой половины чемпионата. Затем временно его обязанности исполнял Сергей Коновалов – еще один тренер из системы клуба. А зимой 2014-го команду вновь принял Ангел Червенков.
«Севастополь» запомнился безумными фанатами. Ультрас моряков выясняли отношения во время домашних матчей, забрасывали поле файерами и стульями, а затем бойкотировали игры
В первом же матче после возвращения в УПЛ «Севастополь» принимал «Черноморец» – команды встретились впервые в рамках украинского чемпионата. Поединок закончился ничьей 1:1, но больше запомнился не результат, а поведение ультрас.
Во втором тайме фанаты гостей начали ломать стулья и бросать их в другие сектора. В ответ домашние фанаты пытались пробраться к оппонентам, но их остановили работники стадиона и футболисты хозяев. Произошли беспорядки.
Через месяц ультрас «Севастополя» поехали на выезд к уже заклятому запорожскому «Металлургу». Ожидая стычек, работники обоих клубов пресекли контакт. «За ними велось наблюдение еще из Крыма, Их встретили на железнодорожном вокзале, блокировав вагоны, в которых они приехали. Во избежание массовых беспорядков в городе, сотрудники милиции приняли решение отвезти их на Хортицу, так как по городу рыскала толпа местных, еще большей численностью. Перед матчем их привезли в накопитель стадиона, где они и находились до окончания игры», – рассказывал после матча начальник службы безопасности запорожского клуба Виктор Бардин.
Фанаты «Севастополя» обвинили в таких действиях руководство собственного клуба – мол, именно оно поспособствовало такой встречи своих ультрас в Запорожье, хоть и публично жаловалось на действия милиции. Реакция состоялась уже в следующем туре. В домашней игре против «Днепра» фанаты «Севастополя» устроили дождь из оторванных стульев и файеров. Матч даже пришлось останавливать на 15 минут.
На следующий день ультрас «Севастополя» признались, что это была запланированная акция, чтобы сорвать матч. Но причина была не только в событиях в Запорожье – слишком много вопросов накопилось к руководству:
«Люди ехали из Запорожья и были в шоке, потому что им звонили из Севастополя и говорили, что Кононов уходит. Не дали даже человеку попрощаться с болельщиками. Есть информация, что ему не давали работать. По многим вопросам не шли навстречу. По каждому вопросу он напрямую звонил Новинскому.
Где академия, которую так славят? Где хоть один воспитанник, который играет? В дубле все приезжие, лишь один севастопольский, и тот – сын тренера. Где все наши игроки? Все по арендам, причем втихую. Никто ничего не говорить. А приехал Ярошенко... Им все равно, что происходит. Подошли только два человека – Левандовски и Дуляй».
Не в тему как раз в те дни Геннадий Орбу заявил: «В «Севастополе» я просто набираюсь опыта. Если с меня снять кожу, там «шахтерское» сердце». До этого были обвинения от Игоря Суркиса: «У нас есть «команды-одноклассники», которые финансируются от одного лица. К примеру, «Севастополь» и «Ильичевец». «Шахтер» является главным акционером этих двух клубов, их хозяева являются людьми младших акционеров».
Не исключено, что все это повлияло на поведение фанатов. Клуб ответил аннуляцией абонементов в сектор ультрас. Те через несколько месяцев расследований заявили о давлении на них:
«До последнего мы надеялись, что клуб и давление со стороны милиции – это не связанные между собой вещи. Но вот следствие подходит к концу и давление со стороны правоохранительных органов усиливается. Парням обещают реальные сроки. И во всем этом замешан наш с вами клуб.
Поэтому мы хотим заявить, что всячески прекращаем общение с руководством клуба, игнорируя матчи и будем продолжать борьбу, чтобы ФК «Севастополь» опять стал нашей родной командой, а не игрушкой донецких бандитов».
Тогда это была лишь одна из проблем клуба на фоне. При Орбу руководство «Севастополя» уже не говорило о еврокубковых задачах, а футболисты стали заявлять о проблемах с зарплатой.
Зимой 2014 года ситуация вроде стабилизировалась – пригласили Червенкова, под него подписали новых игроков, а президент моряков Красильников даже попытался помириться с ультрас: «В последнее время у клуба была в какой-то мере потеряна связь с собственными болельщиками. Да, возможно, мы мало с ними работали. Сейчас делаем все, чтоб устранить этот пробел». Но всему помешала аннексия Крыма.
Пока клуб колебался, оставаться в чемпионате Украины или делать шаги навстречу российскому первенству, доигрывать сезон в УПЛ на своем стадионе или ездить постоянно на нейтральные поля, фанаты «Севастополя» разделились. Как рассказал потов в интервью Tribuna.com проукраинский представитель фанатского движения «Севастополя»: «95% ребят переметнулось на сторону России»
Сезон 2013/14 команда Червенкова таки доиграла в УПЛ и заняла девятое место. Но уже в июле Новинский объявил, что перестает финансировать клуб и его ждет ликвидация. Как впоследствии описывал ситуацию Мариуш Левандовски: «Пришла Россия – и «Севастополю» пришел конец».
Фото: Анастасия Сенотова, Українська правда, ФК «Севастополь»