Tribuna/Футбол/Блоги/Записки українського/Почему Беланов выиграл «Золотой мяч»

Почему Беланов выиграл «Золотой мяч»

У нас не ценили, за рубежом не помнили.

Автор — Volоdymyr Harets
29 декабря 2021, 12:22
56
Почему Беланов выиграл «Золотой мяч»

У нас не ценили, за рубежом не помнили.

От редакции Tribuna.com: впервые текст опубликован в апреле 2020-го. Сегодня же ровно 35 лет, как объявили результаты голосования, в котором победил Беланов. Еще раз вспоминаем главное достижение форварда в карьере – как он получил Золотой мяч лучшему футболисту Европы. Гордимся легендой.

В 2016-м France Football выпустил спецвыпуск, в котором перераспределил уже ранее отданные «Золотые мячи», внеся новое условие: неевропейцы могли выиграть награду и до 1995 года. 

Сразу семь наград отправились бы Пеле, еще две – Марадоне. Одна из них за 1986 год, в котором аргентинец устроил феерию на чемпионате мира. Но мы-то помним, кто выиграл тогда на самом деле – Игорь Беланов. И выиграл он, конечно же, не у Марадоны, а у Гари Линекера и Эмилио Бутрагеньо. Остальные набрали слишком мало, чтобы хоть как-то оспаривать титул украинца.

Для Беланова этот «Золотой мяч» до сих пор иногда превращается в наболевшую тему.

«Одно хочу сказать – я получил «Золотой мяч» не по блату, не за красивые глаза. А то кое-кто говорил и писал потом, что вручили мне приз незаслуженно. Да, это награда всей нашей команде, да, Саша Заваров или Паша Яковенко могли бы претендовать на нее с не меньшим основанием. Но когда я читаю в газетах, что Заваров был на голову, на две головы сильнее Беланова, меня это удивляет.

Мне что, подарили «Золотой мяч»? Или европейские журналисты в футболе не разбираются? Мы с Сашей в том году сыграли свои лучшие матчи, и во многом благодаря друг другу. Но я не понимаю людей, которые вбивают между нами клин. Не вобьют!

Я же получил этот мяч, потому что годами сидел на базе, рыл носом землю. Жил в Конча-Заспе, жил ради игры, ничего другого не видел и не знал. Это было наградой за преданность футболу, за то, что на тренировках Лобановского у нас в глазах темнело, что мы проделывали сумасшедшую работу, какая ни одному другому клубу не снилась».

Так почему же именно Беланов стал обладателем трофея в 1986-м?

Версия №1. Беланова выбрали благодаря влиянию стран соцлагеря

Нет никакого документального доказательства, какая страна как голосовала. Есть только общий список: 

Австрия, Бельгия, Болгария, Чехословакия, Дания, ГДР, ФРГ, Англия, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Ирландия, Румыния, Шотландия, СССР, Испания, Швеция, Швейцария, Турция и Югославия.

Всего восемь стран соцлагеря из 26. Но точно отпадает СССР, который не мог проголосовать за своего игрока, и очень сомнительно участие Югославии, которая скорее наоборот выступила бы против советских игроков. Даже если шесть оставшихся стран по указке поставили именно Беланова, особого значения на итоговый результат это не дало.

Еще один статистический факт: 21 страна из 25 возможных включила Беланова в первую пятерку в голосовании.

В том году не только France Football раздавала награды. AP сразу после чемпионата мира поставила Беланова единственным представителем сборной СССР в символической сборной мира, а через месяц его вызвали на товарищеский матч сборных Европы и Южной Америки. В концовке 1986-го La Gazzetta dello Sport параллельно с голосованием журналистов на France Football включила именно Беланова в список лучших игроков того года. Оценив и выше Бутрагеньо с Линекером, и выше остальных советских игроков полузащиты и атаки.

Вряд ли страны соцлагеря могли повлиять на все эти результаты – Беланов в тот момент виделся европейцам действительно лучшим представителем тех команд Лобановского.

Идем дальше.

Версия №2. «Золотой мяч» дали Беланову, потому что он был символом игры «Динамо»

Красивая версия, которая косвенно подтверждается даже сообщением в самой France Football после объявления победителя:

«Его «Золотой мяч», на самом деле, удостоил игру вдохновляющей команды, которую создал Валерий Лобановский. С таким же успехом трофей мог достаться его партнерам по «Динамо» Александру Заварову или Павлу Яковенко.

Но именно Беланов на полную воспользовался этим построенным трамплином, который принадлежал не одному ему. Он стал символом сияющей команды Лобановского». 

Беланов вплоть до чемпионата мира в Мексике не выделялся на фоне своих партнеров. В апреле 1986-го, всего за месяц до чемпионата мира, еженедельник «Футбол-Хоккей» провел голосование среди журналистов, которые должны были выбрать идеальный, по их мнению, стартовый состав сборной СССР. Из тридцати опрошенных лишь четверо внесли в свои команды Беланова. Постаревший Блохин получил 25 голосов.

Самый яркий всплеск за первые полгода 1986-го у Беланова случился в четвертьфинале Кубка Кубков, когда он, окрыленный обещаниями Лобановского, разбил «Рапид» на выезде. Тренер тогда гарантировал ему квартиру, если он забьет два гола – и Беланов выполнил эту задачу. «Только вот квартиру получил не сразу, – рассказывал форвард. – Лобановский решил поиграть на моих явно не стальных нервах, заявив: «Я пошутил». Тогда я взорвался: «Завтра здесь будет моя жена, с ней и говорите. А я поехал в Одессу!» Квартиру нам скоро дали».

Один из голов Беланова «Рапиду» был признан самым красивым в еврокубках того сезона. Головой в дальнюю девятку по чумовой траектории: 

С пятью голами Игорь стал лучшим бомбардиром «Динамо» в Кубке Кубков. Но если говорить о символе той команды, то это точно не Беланов. Символом был Александр Заваров. 

В «Динамо» Лобановского всегда основой была крепкая защита, основанная на дисциплине и прессинге. Но когда большая часть футболистов на поле таскает рояль, то успех приходил лишь тогда, когда впереди была звезда. В 1975-м таким стал Блохин, в 1999-м – Шевченко. В 1986-м для «Динамо», которое выиграло Кубок Кубков и которое стало основной сборной Союза, таким человеком стал Заваров. Юркий, невероятно техничный, быстрый и даже не отлынивающий от черновой работы. Удар с обеих ног и гениальные передачи – Александр определенно был душой на поле для той команды. 

Это подтверждает даже очень известная история: еженедельник «Футбол-Хоккей», в котором не знали о решении France Football, тоже провел свое голосование за лучшего игрока СССР. Его выиграл именно Заваров – 357 голосов против 315 у Беланова. Да и сам Игорь вообще не спорил с таким решением советских журналистов. 

— Кого бы сами поставили на первое место в голосовании France Football?

— Сашу Заварова! Я очень обрадовался, когда узнал, что по итогам сезона-86 его назвали лучшим футболистом СССР. Это справедливо. Считаю его лучшим игроком не только в нашем клубе или в стране, но и в Европе. У меня, например, нет такого фантастического дриблинга, как у Саши. А пас! Играть с ним рядом — удовольствие.

Примерно этой же линии придерживался и Валерий Лобановский в конце 1980-х: «Беланов расценивал столь высокое международное признание как недоразумение, не досадное, конечно, а приятное — но все же недоразумение. Он не занимался позерством, когда говорил, что Заваров в 1986 году гораздо больше, чем кто-либо другой, достоин звания лучшего футболиста Европы».

Так почему же Беланов, а не Заваров?

Отвечает France Football: «Беланов окончательно вытеснил своего товарища Заварова потому, что он оставил неизгладимые впечатления на журналистов и болельщиком своими голами». 

Забитые мячи Беланова стали его путевкой к «Золотому Мячу». Не в чемпионате СССР (всего десять голов против 17 у спартаковца Родионова и 21 у московского динамовца Бородюка) и даже не в Кубке Кубков, а на чемпионате мира.

Главный турнир планеты, который тогда влиял на голоса журналистов гораздо сильнее, чем сейчас в эпоху интернета, ютуба и доступа к тысячам матчам. 

Версия №3 (основная и, кажется, правильная). Беланов провел потрясающий ЧМ-1986 – и был лидером сборной, которая могла выиграть турнир, но вылетела в 1/8-й

Беланов почти во всех интервью подчеркивал важность Валерия Лобановского в своем становлении как игрока. В 1985-м, когда Игорь все же поддался на уговоры тренера и переехал в Киев, он еще долго не мог привыкнуть к знаменитым тренировкам в «Динамо». 

«Во время 12-километрового кросса последний из финишировавших футболистов обошел меня почти на круг, – рассказывал Беланов. – Стыдно было поднять глаза. Блохин и другие ветераны откровенно смеялись. Лобановский же неожиданно сказал: «Ничего, Игорь, я думал, будет хуже». Он был хорошим психологом и часто мне помогал в этом плане. После первых таких тренировок, признаюсь, мучили приступы тошноты».

Главным отличием Беланова была его скорость на коротких дистанциях: по показателям он превосходил уровень молодого Блохина и был быстрейшим футболистом во всем СССР. «Меня еще в детстве называли: «Шел трамвай десятый номер», – рассказывал форвард. - Я всегда по прямой бегал. А когда называли всадником без головы – не обижался. Что-то бог дарует, чем-то обделяет».

Но благодаря своей скорости, работоспособности и общей полезности в атаке Беланов был незаменимым элементом у Лобановского в 1986-м. А вот пока в сборной СССР руководил Эдуард Малофеев, которому была важна не система, а красота игры и фантазия на поле, футболисты вроде Игоря подходили с трудом. В июне 1985-го Дания разбила СССР (4:2), а тренер назвал главным виновником Беланова. Более того, обвинил в трусости и больше в команду не вызывал – вплоть до ЧМ Беланов футболку сборной не надевал. 

И вряд ли бы вообще поехал на турнир, если бы не громкая рокировка в мае 1986-го. В течение года сборная провела четыре товарищеских матча и все проиграла (Румынии, Испании, Англии и Мексике). Через несколько дней после выигранного финала Кубка Кубков высказался даже Блохин: «В сборной просто есть группа хороших игроков. Но их надо объединить. А если нет в коллективе нормального психологического микроклимата, как это сделать? Многое ведь зависит от старшего тренера».

Малофеева единогласным решением Спорткомитета поменяли на Лобановского. Беланов полетел в Мексику, а Черенков с Гоцмановым, фантазисты в команде прежнего тренера, остались за бортом. Система, а не красота игры. А уже на самом чемпионате мира случились три матча, которые полностью изменили отношение к Беланову – как и дома, так и за рубежом.

Первый: матч против Венгрии. Накануне венгры уничтожили Бразилию (3:0) и считались одними из темных лошадок турнира. Но матч с СССР все расставил на свои места – два гола к четвертой минуте и 6:0 на табло после финального свистка. После той встречи L’Équipe назвала сборную Союза главным фаворитом турнира, а Беланова – главной звездой. 

Игорь забил один гол (с пенальти, который сам заработал), зато неожиданно даже для себя стал раздавать голевые передачи – сразу две за 69 минут игры, пока его не поменял Родионов. И еще несколько выходов один на один – транжирил, но с удивительной легкостью постоянно находил для себя новые и новые моменты.

Второй: мастер-класс в матче с Канадой. Беланов должен был отдохнуть накануне 1/8-й, но канадцы упорно сопротивлялись полтора тайма. Пришлось выходить – и отдать две голевые. Первая получилась в скоростном стиле, как форвард и любил:

Третий: тот самый матч против Бельгии. Лобановский позже говорил, что не понимает результат лишь двух игр – против Бельгии в 1986-м и против «Баварии» в 1999-м. Тогда СССР был явным фаворитом, но проиграл – 3:4 в овертайме. 

«Не думаю, что тут была недооценка соперников, – рассказывал Беланов. – Скорее сказалась накопившаяся усталость: и физическая, и эмоциональная». В дополнительное время особенно было заметно, как бельгийцы выглядят свежее почти всех своих соперников. Почти всех – Беланов в тот день провел лучший матч своей жизни, носился даже на 120-й минуте, но его усилий не хватило, чтобы победить.

Этот хет-трик – главный аргумент, почему он получил «Золотой мяч». Первый гол – классика хайлайтов по чемпионатам мира.

Беланов сразу после финального свистка от отчаяния упал на землю. «Если откровенно, то я чаще вспоминаю гол, который не забил. Вася Рац мне отлично выложил мяч под удар. Я бил головой. Казалось, точно в ворота, но мяч попал в штангу, – вспоминал Игорь. – Обидно было до слез. Стал бы счет 2:0, и, возможно, игра сложилась бы по-иному». Но он и так сделал все, что было тогда в его силах.

Те четыре матча сборной СССР на ЧМ-1986 принято ассоциировать с Белановым. И если ставить кого-то на второе место по итогам того чемпионата мира (после Марадоны, конечно же), то точно форварда «Динамо». Вот тут уже никакой ошибки.

***

Церемония награждения «Золотым мячом» прошла в марте 1987-го перед матчем с «Бешикташем». 100 тысяч на «Олимпийском» оглушительно ревели, Жак Тибер (главный редактор France Football) передал мяч, пожал руку и отправился на трибуны. В том матче разволновавшийся Беланов впервые в карьере не забил с пенальти (второй раз это случилось в финале Евро-88). Но «Динамо» победило – 2:0, а Игорь еще долго ходил по стадиону, запоминая этот момент. 

«Никакого головокружения от успехов не было. Какое зазнайство в 26? Это в 20, когда у парня ветер в голове, такое возможно. А тут все наоборот было. Перенапрягся я. В каждом матче от меня ждали чего-то выдающегося, я хотел сыграть как лучше, а получалось хуже и хуже.

Увы, уровня 1986 года я так вновь и не достиг».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты