Tribuna/Борьба/Блоги/Записки українського/Я украинский спортсмен и хочу хорошего финансирования. Что делать?

Я украинский спортсмен и хочу хорошего финансирования. Что делать?

Этот текст был подготовлен совместно с Parimatch.

Автор — Volоdymyr Harets
17 августа 2019, 11:44
24
Я украинский спортсмен и хочу хорошего финансирования. Что делать?

Этот текст был подготовлен совместно с ТМ Parimatch. Parimatch поддерживает национальную сборную Украины по футболу, является партнером ФК «Шахтер», мужской и женской национальных сборных Украины по баскетболу, Украинской хоккейной лиги, Федерации греко-римской борьбы Украины, футбольной ассоциации студентов Киева.

***

У нас почему-то до сих пор считают, что за всем должно следить (и платить) государство, в том числе и за спорт. 

Но этот путь очень похож на ошибочный. Так делают в авторитарных странах (Россия, Китай), но их пример невозможно применять на практике в странах, где куда больше демократии. Спонсорство, партнерство, меценатство – все эти термины очень важны в любом виде спорта в мире, и мы попытались разобраться, как с их помощью можно заработать денег современному украинскому спортсмену.

Спортсмены в мире не живут за счет государства. Помогают спонсоры

В Украине постоянно требуют от государства излишне активной поддержки спорта. Кто-то хочет, чтобы оно строило стадионы для общего пользования, кто-то обвиняет в невысокиx зарплатахОбщее пожелание: государство должно вливать гораздо больше денег в различные виды спорта. 

Хотя нужно, чтобы было наоборот. Наивно ждать от страны, что она когда-то начнет платить конкурентную зарплату в сфере спорта.

Для спортсмена на Западе важен не размер зарплаты от государства, а размер контракта от спонсора. Важный нюанс: в корпоративном мире спонсорство – это финансовая и/или публичная поддержка какого-либо проекта взамен на один из видов рекламы. Это касается и спортсменов, ведь им обычные люди традиционно доверяют больше, чем условным политикам – рекламировать свой продукт с ними гораздо выгоднее.

Еще один плюс: в спорте можно долгое время держать примерно одинаковый уровень популярности – годы, а иногда и десятки лет. Да, индивидуальный контракт куда легче выбить футболисту (у Роналду около 30 млн в год дохода от рекламы), чем игроку в настольный теннис. Но при грамотной раскрутке и долгосрочной стратегии возможно все.

Американец Шон Уайт – трехкратный олимпийский чемпион в сноубординге. Этот вид спорта далеко не самый популярный в США, и у него точно нет поддержки от государства. Но Уайт с помощью постоянных хороших результатов и грамотной работе с маркетологами начиная с 7-летнего возраста заключил спонсорские контракты с Kraft, Burton, Red Bull, Target, Oakley, Ubisoft – и за каждое такое соглашение он сейчас получает не менее 2 миллионов долларов. С этих денег он вкладывает в недвижимость, разработку новых проектов и развитие детского сноубординга: сейчас Уайт, возможно, самый богатый спортсмен в зимних видах спорта с 40 млн дохода каждый год.

Спонсирование может быть и для отдельных спортсменов, и для целых клубов. С топами все понятно, но иногда рекламодатели сильно помогают и маленьким футбольным клубам. Самый популярный вид – титульное спонсорство. В пятой лиге Аргентины выступает «Сентенарио де Неукен», который выжимает максимум из своей формы. 50 спонсоров на футболке, возможно, и перебор. Но это лучше, чем просто исчезнуть, как сделали многие украинские клубы. 

К деньгам из бюджета нужно относиться как к инвестициям, которые нужно будет вернуть за счет прибыли. И в этом должно быть заинтересовано и государство, и федерации, и сами спортсмены. 

«В этой индустрии крутятся огромные деньги, которые дают большую долю бюджета страны Европе и США. Мировой оборот спортивной индустрии – $500-600 млрд, а Украина не может откусить от этого пирога хотя бы полпроцента, – считает глава американской компании Mediasport LLC Андрей Стеганцов. – Нужно начать с аудита всей системы, устроить открытое обсуждение разных проектов и изменений, принять программу изменений украинского спорта, донести до каждого гражданина Украины важность перемен.

Задача должна быть определена максимально просто: спорт должен зарабатывать. Пусть в спорт идет бизнес, пусть бизнес зарабатывает на спорте».

Без соцсетей и общения с прессой заработать не получится

Для современного спортсмена важно не только успешно выступать, но и правильно себя показывать за пределами стадионов. Спонсоры куда охотнее вкладывают свои деньги в людей, которые активны в соцсетях и которые умеют общаться с прессой. Можно взять разные стратегии: быть всегда на позитиве или наоборот – в каждом интервью говорить безумные вещи про своих соперников. Конор Макгрегор – не только великий боец, но еще и великий маркетолог, который поднял ценность и своих услуг, и всей UFC. В том числе и своими безумными выходками, иногда выходящими за все грани. 

Мы не просим спортсменов бить стариков из-за виски. Но есть главное правило – нужно постоянно быть в поле зрения обычных болельщиков. Раньше главным источником общения была пресса, которая могла транслировать важные для фанатов месседжи от главных спортсменов. Большие интервью или улыбки в камеру важны и сейчас, но постепенно приходит эпоха прямого общения между известной личностью и фанатами. Сторис в инстаграме, яркий твит или пост в фейсбуке – это должно быть не абракадаброй, а обыденными словами для известных спортсменов.

И вот это еще недавно было большой проблемой почти всех хороших украинских спортсменов. Взять ту же биатлонную сборную, которая во время сезона превращалась в закрытый кокон, к которому подобраться было почти невозможно ни журналистам, ни 99% болельщиков. Именно поэтому даже в моменты самых больших побед никаких особых подвижек со спонсорскими контрактами не было ни у кого из нашей золотой сборной.

Почему-то даже сейчас реклама от спортсменов в Украине кажется чем-то постыдным. Елена Пидгрушная прорекламировала косметику (не нам обсуждать ее качество), после чего в комментариях вынуждена была объяснять, что это всего лишь дружеская рекомендация. Хотя ничего плохого олимпийская чемпионка и чемпионка мира не сделала. Регалий у нее почти столько же, сколько и у Шона Уайта, но в деньгах сравнивать их успехи просто невозможно. 

Сейчас самый популярный украинский спортсмен в соцсетях – Василий Ломаченко. В инстаграме у него больше 1,5 млн подписчиков и он уже постепенно перестроился на американскую модель развития: не стесняется рекламировать часы или даже ателье по тюнингу автомобилей. Вряд ли он получает за каждый такой пост по миллиону долларов, как Криштиану Роналду, но спонсорство и реклама – важные части дохода Василия. 

Но бокс – это успешный маркетинговый вид спорта. Еще один пример спортсмена из не самого популярного вида – Жан Беленюк. Его активность куда больше, чем можно вообще представить для человека из греко-римской борьбы. Жан успешно:

• рекламировал в соцсетях все, что только можно – даже шампунь;

• проводил различные смешные аукционы, продавая кошельки, массаж и даже собственные картины – и инвестировал эти деньги в свой вид спорта;

снялся в клипе Ярмака, где была показана история его становления как темнокожего спортсмена в Украине;

• постоянно участвовал в социальных проектах: встречался с детьми-переселенцами, общался со студентами о толерантности в спорте, снялся в поддержку больных раком.

Итогом стало не только стабильное финансирование и выгодная стартовая позиция перед рекламодателями. Попадание в десятку списка фактически правящей партии – это тоже итог работы Беленюка за границами своего вида спорта. Просто за чемпионские медали настолько высокое место Жану или любому другому спортсмену не предоставила бы даже «Слуга народа».

С хорошими условиями для тренировок в идеале должны помогать меценаты. В Украине с этим сложно

Одно дело спонсировать известных спортсменов – а что делать, когда нужно поднимать целый вид спорта? Все помнят фотографии трамплина, на котором тренировался олимпийский чемпион Александр Абраменко. Они больше похожи на скриншоты из новой версии «Сталкера», чем на реальную историю. 

Нужно привыкнуть к мысли, что государство в его нынешнем состоянии не охватит все виды спорта полномасштабной финансовой поддержкой. Нужно искать другие пути, одним из которых может стать меценатство. Есть разграничение между спонсорами и меценатами: если первые вкладывают деньги ради условной ответной рекламы, то меценаты своими безвозмездными вложениями посылают сигнал обществу о том, что перед ним надежные партнеры с хорошим имиджем.

Иногда главную роль играют просто личные предпочтения. В США полностью за счет меценатов каждый год проходят два крупнейших джазовых фестиваля в Новом Орлеане и Чикаго – они вкладывают свои деньги в любимую музыку. Также можно делать и со спортивными соревнованиями: немалый процент расходов на те же Олимпийские игры в каждой принимающей стране покрываются именно меценатами.

Инициатива в меценатстве может исходить даже от представителей спорта, а не наоборот. В Европе очень часто можно увидеть, как большой футбольный клуб вкладывает деньги в различные фонды. Например, «Манчестер Юнайтед» каждый год платит за обустройство неблагополучных районов города, а «Барселона» долгое время в качестве титульного спонсора совершенно бесплатно выбирала UNICEF для популяризации защиты детей в мире.

Но обычно все же меценатство нужно, чтобы помогать масовому спорту. Тут условия в Украине и мире сильно разнятся.  

Во Франции деньги, отправленные на благотворительность, освобождаются от налогов на 90%, в США – гибкая налоговая ставка, в которой чем больше ты денег отдашь, тем меньше заплатишь государству. У нас уже четыре года как хотят принять закон о меценатстве в спорте. В нем прописано, что деньги, отправленные на меценатскую деятельность, не будут облагаться налогом, если эта сумма равна как минимум 10% собственного дохода. Это помогло бы в первую очередь спорту в регионах, где мелким предпринимателям было бы гораздо легче помогать в развитии местных объектов. Таких, как трамплин в Николаеве. 

Если грамотно прописать закон в плане контроля за меценатством, то это может быть гораздо полезнее, чем прямая поддержка от государства. Деньги все равно не должны выйти из оборота (или плати налог, или вложи эти деньги в спортивный объект), а значимые вложения гораздо быстрее дойдут до цели. Может, тогда и спортсмены в Украине будут просить не президента о помощи, а успешно искать финансирование рядом с собой. 

Свитолина – успешный пример замкнутого круга «меценатство – спонсорство – благотворительность»

Чтобы понимать важность системной работы, нужно видеть перед собой успешные кейсы даже в спорте. Яркий пример – Элина Свитолина. 

1. Она с детства получила финансирование от успешного харьковского бизнесмена Юрия Сапронова. Он заключил семилетний контракт с 11-летней Элиной, хотя наверняка у него были сомнения, что сможет полностью отбить потраченные деньги. До Свитолиной у Юрия в подопечных были Татьяна Перебийнис, Мария Корытцева, Юлия Федак, Катерина и Алена Бондаренко – хорошие, но не топовые теннисистки. 

В момент становления Элины Сапронов был для нее настоящим меценатом – вкладывал ресурсы и силы в долгосрочную перспективу. Свитолина выстрелила и принесла бизнесмену известность далеко за пределами Украины. В нашей стране его репутация в теннисных кругах почти идеальная: над его предложениями молодые теннисисты и теннисистки дважды не раздумывают. 

2. Свитолина вошла в список самых высокооплачиваемых спортсменок мира по версии Forbes. Да, львиная доля – это призовые за победы на различных турнирах. Но при этом она только за последний год получила 1,5 млн евро спонсорских денег – большинство даже топовых украинских спортсменов об этом могут только мечтать. И дело не только в откровенных фотосессиях.

Свитолина, как и любой другой опытный спортсмен на Западе, заключает контракты по всему миру, участвует в социальных мероприятиях и остается на виду у прессы и в соцсетях. Очень важно, что она не собирается останавливаться на условных «Моршинской» или строительной компании в Украине, а уже стала узнаваемым лицом заграницей, стала амбассадором Nike.

3. Свитолина с повышением своего заработка стала больше вкладываться в благотворительность. Она открыла фонд помощи детям, пересылала по 100 долларов за эйс на турнире в одесскую больницу, оплатила операцию Дарье Лопатецкой. Свитолина даже получила награду от WTA за благотворительность, но вряд ли это было ее самоцелью.

В планах у Элины – открытие теннисных площадок в Украине и активное участие в развитии у нас этого вида спорта. Не исключено, что через десяток лет она сама будет вкладывать деньги в молодых теннисисток – и получится успешный замкнутый круг.

Благодаря меценату мы получили хорошую спортсменку. Спортсменка начала хорошо играть, занялась своим промо – нашла спонсоров. Часть денег, которые она сейчас зарабатывает, уходят на благотворительность. Впоследствии эти же финансы могут стать стартом меценатства для Элины. И даже государство, которое и так не вкладывает деньги в теннис сейчас, при таких условиях будет получать и престиж, и новые объекты на своей территории. Осталось только создать правильные условия для роста. 

***

ТМ Parimatch была основана в Киеве в 1994 году и всегда активно занималась поддержкой украинского спорта, предоставляя помощь лигам, клубам, а также отдельным талантливым украинским спортсменам. В 2009 году в связи с запретом букмекерской деятельности, ТМ Parimatch была вынуждена завершить свою бизнес-деятельность в Украине. В то же время компания не прекратила поддержку и развитие украинского спорта. 

На сегодня бренд Parimatch – является одним из крупнейшиx меценатов спорта в Украине. Торговая марка занимается социальными спортивными проектами, формированием культуры спортивного боления, а также ведет активную законодательную работу по легализации букмекерской деятельности в Украине.

Другие посты блога

Все посты