Tribuna/Футбол/Блоги/Записки українського/Шевченко уже в 90-е был суперфорвардом. Сейчас таких не делают

Шевченко уже в 90-е был суперфорвардом. Сейчас таких не делают

Он подобрался ближе всех к идее «абсолютного универсализма».

Автор — Volоdymyr Harets
25 января, 08:00
91
Шевченко уже в 90-е был суперфорвардом. Сейчас таких не делают

От редакции Tribuna.com: впервые текст опубликован в 2019 году. Но Шева насколько легендарен, что перечитывать о его достижениях можно каждый год!

***

– После первого матча с «Барселоной» мой друг сказал: «Увидим, что будет с вами в Испании. Спорю, что ты не забьешь там три гола».

– И что было дальше?

– Ужин он выставил просто отличный.

Хет-трик на «Камп Ноу» – фишка, по которой можно всегда было узнать молодого Андрея Шевченко. Десятка на спине, отрешенный взгляд на поле и великий тандем с Ребровым. Голы «Реалу» и России, статус живой суперзвезды и победы с Лобановским.

Тот парень, который бегал в футболке нашей сборной в конце 90-х, был уникальным футболистом даже для мирового футбола. Андрей тех времен был самым ярким примером универсального форварда – на поле он делал абсолютно все. Скорость, дриблинг, голевое чутье и, в то же время, мощь, игра головой и полная самоотдача в обороне.

1999 год – пик Шевченко как мультикомандного игрока. В «Динамо» играли и более результативные форварды, и более титулованные. Но по уровню игры с Шевченко той эпохи не сравнится ни один нападающий киевлян.

Скорость и дриблинг

В 2007 году «Челси» нанял олимпийского чемпиона в стометровке Даррена Кэмпбелла, чтобы тот вернул Шевченко прежнюю скорость. Украинец тренировался в таком режиме несколько недель, но затея изначально была провальной – с больной спиной главный козырь Андрея вернуть не удалось.

В 90-е таких проблем у Шевченко не было. Он эту скорость был готов показывать даже за пределами поля. «Андрей чересчур быстро ездил на машине, – вспоминал Николай Павлов. – Врачи не раз докладывали Сабо, что у Андрея учащенный пульс и небольшие проблемы с давлением. Никто не мог понять, в чем же дело. Казино, спиртное или сигареты? Ответ нашел на одном из постов ГАИ по дороге из Киева в Конче-Заспу. Там признались, что Андрей регулярно превышает скорость».

Скоростные качества Шевченко на тренировках стали билетом в основной состав. Но начинать свою карьеру пришлось правым вингером с девятым номером на спине. Так он вышел в основе против «Баварии» в 1994-м, когда забил свой первый гол в еврокубках. На своем фланге благодаря скорости он часто открывался за спины мюнхенским защитникам, которые играли строго с либеро и не могли успеть за слишком резвым тогда еще полузащитником. Подключения из глубины были прекрасными:

Уже с приходом Валерия Лобановского и его немного экстремальных методов подготовки, Шевченко начал выбегать стометровку из 12 секунд.

Забеги от центральной линии стали отличительной чертой Андрея в Лиге чемпионов, когда команда старалась играть на контратаках. Хотя право на дриблинг пришлось заслужить с боями. На одной из тренировок еще при Сабо после стыка с защитником Шевченко получил шипом бутсы по голове. На лбу у Андрея осталась ссадина. Максимов, заметив этот след во время двусторонки, тут же закричал одноклубнику: «Копилка, отдай пас, не водись». И только уже при Лобановском никто уже не ставил под сомнение действия Андрея на поле. 

Два своих самых великих в индивидуальном плане гола Шевченко забил как раз на стыке веков. Гол «Ювентусу» – тема для отдельного разговора, а вот «Карпаты» в финале Кубка Украины на полную прочувствовали силу Андрея эпохи первого захода в «Динамо». Сам Шевченко считает этот гол лучшим в своей карьере:

«Против Шевченко тогда невозможно было нормально играть, – говорил Каха Каладзе. – Даже на тренировках никогда не было понятно, что он сделает дальше: пробежит тебя на скорости, начнет обводить или просто ударит по воротам. У него дар находить самое лучшее решение».

Сумасшедшая результативность

В ноябре 1998-го The Independent вышла с заголовком «Белый Роналдо ставит «Арсенал» на колени». В том матче Шевченко с точки, которую потом назовут его именем, забил со штрафного. После удара мяч полетел со скоростью 109 км/час:

Сравнения с Роналдо было не избежать. Этим с удовольствием занималась в Европе после каждого хорошего матча Шевченко в ЛЧ, но и в «Динамо» таких разговоров не избегали. Сам Андрей спустя годы признал, что и Лобановский в личных разговорах называл его талантливее Роналдо. В те годы бразилец был, возможно, лучшим форвардом в истории футбола и забивал просто нереально много. Шевченко возглавлял группу преследователей:

«Просто выхожу и играю в футбол. Стараюсь выкладываться на все 100 процентов, поскольку понимаю, что люди, которые приходят на стадион, хотят видеть футбольное шоу».

Украинский чемпионат в те годы не был особенно сильным, но Шевченко в Европе выступал даже ярче. В Лиге чемпионов ни у кого из топовых европейских форвардов не было лучше средней результативности, чем у Андрея:

«В футболе очень важно дать футболисту шанс. Ставил Шевченко, и, в общем-то, он играл плохо, – рассказывал Йожеф Сабо о начале карьеры Андрея, – но я продолжал его ставить в игру и получил результат». Уже в сборной Сабо не мог даже подумать, чтобы не выпустить суперфорварда в основе. К октябрю 2000 года Андрей успел стать лучшим бомбардиром в истории сборной и удерживает это звание до сих пор.

Благодаря и этому голу в том числе, забитого с почти той самой точки:

Командная игра

Валерий Лобановский в концовке 1998 года выдал одну из самых своих известных цитат: «Почему сейчас многие клубы хотят пригласить Шевченко и Реброва? Потому что эти игроки играют в более современный футбол, чем игроки-звезды. У меня есть такой термин: «Звезды эксплуатируют сами себя». Они свой багаж не пополняют, а работают над тем, что есть. Роналдо разве прибавит? Разве он сможет расширить свой диапазон действий? Разве он будет играть, как Шевченко?».

Последняя великая команда Лобановского базировалась на полной взаимозаменяемости футболистов. Поэтому схема киевской команды весной 1999 года была максимально условной:

Согласно философии Валерия Васильевича, на поле не было места чистому нападающему, чей вклад в командную игру ограничивается лишь завершением атак партнеров и использованием ошибок соперника. И Лобановский считал Шевченко игроком, ближе всех подобравшимся к идее «абсолютного универсализма».

В четвертьфинале ЛЧ против «Реала» Андрей пахал по всему полю:

В каждом большом матче Шевченко преодолевал среднюю дистанцию в 13-14 километров. Для сравнения, в прошлом сезоне АПЛ только три игрока (Милнер, Эриксен и Гослинг) могут удержать темп в 12 км/матч. Но тактика Лобановского никогда не базировалась на одной только беготне. В атаке у «Динамо» большим козырем было сумасшедшее взаимопонимание двух главных звезд команды – Шевченко и Реброва. Они чувствовали друг друга на космическом уровне:

Тандем Шевченко и Реброва в сезоне 1997/98 забил 41 гол в чемпионате Украины – за двадцать лет к такому результату никто и близко больше не приблизился. «Как нам удавалось так друг друга чувствовать? Думаю, дело в том, что мы родились в одну эпоху, – рассказывал позже Ребров. – Поэтому и понимали друг друга хорошо. Как это еще можно объяснить?».

«Ребров – лучший мой партнер по атаке за всю мою карьеру, – отвечал и Шевченко. – Мне было сложно с ним прощаться, когда уходил в «Милан». Гол, который они соорудили на двоих в ворота «Реала» – один из лучших, который когда-либо забивало «Динамо» в еврокубках.

***

К концу 90-х Шевченко задумался о переходе в европейский клуб. Наибольшую настойчивость проявлял «Милан», поэтому Андрей спросил совета у Алексея Михайличенко, который раньше играл в Италии. «Это трудный и сверхконкурентный футбол, но с твоим оптимизмом и уравновешенностью, готовностью открыто встретить любую трудность, тебе бояться нечего».

Григорий Суркис точно не хотел отпускать Шевченко, но сдался под напором Адриано Галлиани и Ариедо Брайды, которые в 1998 году в Киев летали чаще, чем в любой другой город Италии. Предварительный контракт с Андреем и «Динамо» подписали еще в феврале 1999-го – до судьбоносных матчей с «Реалом» и «Баварией».

«Перед моим отлетом, уже после окончания сезона, у нас с Лобановским состоялся долгий разговор, – вспоминал Шевченко. – Валерий Васильевич сказал мне так: «Подняться на определенный уровень — это очень тяжело. Но ты поднялся. Удержаться на этом уровне — еще труднее». Эти слова сыграли огромную роль в моей жизни, дали мне колоссальную мотивацию».

1 июля 1999 года «Милан» объявил о трансфере Шевченко за 25 миллионов долларов, а уже в августе он забил свой первый гол за клуб против «Лечче». До звания второго бомбардира в истории «Милана» оставалось еще несколько лет.  

Фото: Gettyimages.ru/Gary M. Prior, Sandra Behne

Лучшее в блогахБольше интересных постов
Показать еще 91

Другие посты блога

Все посты