Tribuna/Футбол/Блоги/Стыдно Говорить/«В команде уважительная причина не играть – если ты умер». Интервью хавбека «Колоса», которое объясняет успех клуба

«В команде уважительная причина не играть – если ты умер». Интервью хавбека «Колоса», которое объясняет успех клуба

Евгений Морозко дал интервью нашему блогеру.

25 июля 2020, 18:40
12
«В команде уважительная причина не играть – если ты умер». Интервью хавбека «Колоса», которое объясняет успех клуба

От редакции: вы находитесь в блоге Стыдно Говорить. Его автор любит находить интересных личностей и делать с ними интервью. В этот раз он поговорил с игроком «Колоса» Евгением Морозко. О тренере, президенте, эволюции клуба и многом другом. Поддержите подпиской, комментариями и плюсами! 

Интервью записано и опубликовано до матча с «Днепром-1» и выхода клуба в финал плей-офф УПЛ за Лигу Европы. Но оно очень хорошо раскрывает секреты успеха клуба. К тому же, Морозко в полуфинале. Поэтому мы апаем пост в нашей ленте.

***

«Думаю, «Колос» еще не готов к Лиге Европы. Но почему бы не попробовать?»

– После разделения на шестерки «Колос» одержал всего две победы, одна из которых – над «Динамо» в последнем матче. Какое было настроение в команде? Давило ли эмоционально отсутствие побед?

– Конечно, психологически это непросто, хотелось побеждать. Но какие у нас матчи были, с какими командами? С «Динамо» красная карточка, голы только с пенальти в наши ворота. Вообще не понимаю, как можно такие карточки давать и такие пенальти ставить.

Важно сказать, что карантин тоже сыграл свою роль. Мы были без физических нагрузок. Тренировались самостоятельно, но это все не то. «Динамо», «Шахтер» тренировались на базе сначала по 1-2 человека, потом группами – более-менее поддерживали себя в форме. А мы за весь карантин даже не виделись между собой. Наверное, это сказалось.

Мы впервые попали в УПЛ, даже в первую шестерку, нам нужно было притереться, обкататься.

– До начала сезона многие пророчили «Колосу» борьбу за выживание. Вы взлетели сразу в первую шестерку и плей-офф за Лигу Европы. Внутри команды выделяете какой-то фактор успеха?

– Нужно верить. Вера в успех важна. У нас амбициозный клуб, амбициозный президент, тренер-максималист. В каждом матче мы играем на максимум, выжимаем все из себя и хотели этого добиться. Конечно, мы понимали, что это тяжело или даже невозможно для нас – попасть в первую шестерку. С каждым матчем понимали, что можем давать бой таким клубам, как «Шахтер», «Динамо», «Заря». Вспомните последний тур до разделения на шестерки, матч против «Шахтера» (4:3 победа горняков – примечание Tribuna). Или даже игру с «Динамо», которая была на днях.

Много работы было проделано, тренируемся с самоотдачей. И важно – у нас коллектив. С первого года создания клуба в команду брали людей. Ценились и ценятся не только профессиональные качества, но и человеческие. Мы собираемся вместе на пикники семьями, отдыхаем у тренера дома. Даже после победы над «Динамо» на следующий день после тренировки нашли время, чтобы расслабиться и отдохнуть вместе. У нас есть командный дух. Наверное, это наш главный успех.

– Какие задачи были до начала сезона? Насколько они выполнены?

– Когда мы вышли в Премьер-лигу, собрались всей командой на тренировочном поле, приехал президент, сели в круг, как дружная компания на шашлыках. Президент говорит: «Пацаны, задача – 5-е место». Мы начали пересматриваться между собой, все-таки уже не в первой лиге.

«Я серьезно. Чего вы на меня так смотрите?» Думаем, ну ладно, будем стараться, выполнять. А потом эмоции поутихли, задача стала более реальной – 8 место. Первый сезон в «вышке», нужно обкататься по-любому. С каждой игрой вселялась уверенность в своих силах: где-то выиграли, где-то проиграли, но дали бой. И возникли опять мысли – почему бы не побороться за Лигу Европы, если у нас получается?

Конечно, задача про 5-е место была сказана больше в шутку. Возможно, и не в шутку. Но мы 6-е. Значит, задачу немного не выполнили?

– Какие теперь задачи перед плей-офф? «Колос» готов к ЛЕ?

– Задачи, конечно, есть. Максимальные. Думаю, «Колос» еще не готов к Лиге Европы. Но почему бы не попробовать? Морально, возможно, и готов, но в остальном нужно расти постепенно. Финансово, в индивидуальном мастерстве. Наверное, мы еще не совсем готовы к международной арене, но это вопрос больше к менеджерам клуба.

Командой мы хотим, мы можем. Я верю в каждого пацана, отдадимся на поле на все 200%. Объективно, в группу нам точно рано, а в квалификации попробовать свои силы можно, это опыт.

– Последний матч с «Динамо» проходил без ВАР. Как показалось, к судейству не было никаких вопросов. Хотя в предыдущих матчах было много судейских ошибок и неоднозначностей. Как такие ситуации переживаются в команде?

– Слава богу, последний матч прошел без казусов. Как бы это ни звучало, но справедливость восторжествовала.

Я понимаю, что судьи тоже люди, им свойственно ошибаться. Но когда есть ВАР, такие ошибки недопустимы. Это удобство сделали в первую очередь для судей. У футболистов же нет такой возможности – во время игрового момента сказать «стоп», пойти посмотреть видео, как лучше сделать: отдать пас, обыграть или ударить.

Для меня ВАР – это минус, но если он уже появился, то судейских ошибок быть не должно. А если уже и с ВАР такие ошибки – значит, у нас судьи такие квалифицированные. В каждой игре, которую судит Монзуль, есть красные карточки. А она арбитр ФИФА.

На наш матч с «Динамо» был назначен Сергей Бойко, тоже арбитр ФИФА. Тогда киевлянам очень нужно было выигрывать. Он ставит пенальти в наши ворота, Вербич ему говорит, что не было «точки», нужно отменять, а Бойко 8 минут смотрит ВАР. Это нормально?

Как переживается в команде? У каждого есть семья, у кого-то дети, у кого-то нет. Ни для кого не секрет, что у всех команд есть премии за победы, у кого-то даже за ничью. Мы выиграли, заработали – наша семья живет хорошо. А бывает, тебя просто «убил» на поле какой-то чудак, ты остался без премии, без настроения. Это все сказывается на психологическом состоянии, настрое на следующие игры.

«Младшего Костышина точно нельзя назвать любимчиком, ему достается больше остальных»

– Руслан Костышин – очень эмоциональный тренер. Насколько легко находить с ним общий язык в тренировочном процессе?

– Нелегко. Он сверхэмоциональный, моментами может не контролировать себя. Мы мужики, на тренировке он может использовать с нами крепкое словцо. Но после тренировки подойдет извиниться, пожать руку. Он вот такой, мы его таким любим.

– Как в команде относятся к тандему отца-тренера и сына-футболиста?

– Тренер от сына требует даже больше, чем от всех. Много внимания к нему, часто кричит на Дениса. Это нормальные отношения отец-сын. Младшего Костышина точно нельзя назвать любимчиком, ему достается больше остальных.

Мы можем иногда притравить Дениса. После матча, бывает, что он едет не с командой в автобусе, а в машине с главным. А на следующий день малой выходит без настроения. Видимо, разговор состоялся приличный. Мы травим-шутим, стараемся вернуть позитивный эмоциональный фон.

– Руслан Костышин – прогрессивный тренер?

– Он постоянно развивается. Давно уже полностью переключился на тренерскую работу. Когда играли еще на область или даже во второй лиге, он часто вспоминал и сравнивал, когда он был футболистом. Но Владимирович давал дельные советы, как лучше не поступать исходя из его опыта.

Футболисты прогрессируют вместе с ним. Старается брать лучшее от лучших тренеров мира: что-то прививает нам от стиля Гвардиолы, чуть-чуть от Клоппа. Но «Колос» не «Манчестер Сити», важно это помнить. Руслан Владимирович и наши тренеры по тактике – максималисты, хотят, чтобы на поле все было идеально выполнено. У нас много теоретических занятий, стараются донести нам, чтобы мы запомнили до мелочей.

– За физическую форму у вас теперь отвечает Виталий Мандзюк, он стал фитнес-тренером. Что-то кардинально изменилось? Что из позитивного можешь выделить?

– Мандзюк больше отвечает за восстановление травмированных футболистов и разминку основной команды. Только разминку. У нас есть основной тренер по физподготовке – Владленович. Он отвечает за физические нагрузки, сопоставление тренировок.

«Зная нашего президента, даже на новый стадион своих людей он будет пускать бесплатно»

– Вокруг «Колоса» ходит много разговоров о том, что это очередная игрушка в руках владельца: он сам нарисовал эмблему, спроектировал стадион, вместо того, чтобы довериться профессионалам. Как это ощущается изнутри?

– Наш президент, по сути, вкладывает свои деньги в клуб. Он живет этим, он хочет, чтобы в Ковалевке был спорт, был футбол, все развивалось. Чтобы люди – мамы, папы, дети, бабушки, дедушки – ходили на футбол.

Когда мы играли в первой лиге, у нас стадион был вместимостью 2 тысячи, а на игру с «Черноморцем» приехало 4 тысячи. Люди просто стояли вокруг, смотрели через забор, не хватило мест. После этого президент еще больше загорелся.

– Про команды вроде «Колоса», «Ингульца», «Миная» говорят с небольшим знаком минус. Не потому, что это команды из сел, а потому, что у таких клубов ограниченная фанатская база (население Ковалевки ~1500 человек), неудачно расположение и в целом как бизнес проекты они непривлекательны. Что ты можешь сказать в защиту?

– Мы каждым матчем доказываем, что тоже заслуживаем болельщиков. Если людям будет нравиться наша игра, они будут нас поддерживать вне зависимости от местоположения. Даже взять последний матч с «Динамо», хоть он проходил без болельщиков на стадионе, нам казалось, что за нас болеет вся страна, учитывая уровень киевской команды сейчас. Так почему нам не пробовать добиваться любви болельщиков не только из Ковалевки, но и с Киевской области, самого Киева?

– Не было ощущения, что болеют не за вас, а против «Динамо»?

– Возможно. Но если против «Динамо», значит, получается, что за нас все равно? Даже игроки «Зари» говорили, что верили в «Колос» в том матче, так как им никогда с нами не было просто. Но свою задачу у них выполнить не получилось.

– Еще до карантина, когда вы проводили свои матчи на «Оболонь-Арене», болельщиков часто привозили автобусами из Ковалевки. Большинство из них были обычными зеваками. Ощущается ли поддержка от того, что на трибунах людей много, но искренних болельщиков из них меньшинство?

– У нас есть искренние болельщики. Да, их немного, но они есть. Нам приятно слышать, когда поддерживают, кричат какие-то кричалки на стадионах. Насчет автобусов – не у всех людей есть возможно приехать своим ходом, купить билет на футбол. Поэтому президент решил помочь людям.

– В Ковалевке почти построили новый стадион, его стоимость нужно как-то покрыть. Люди, которых бесплатно привозили и давали им билеты, вряд ли захотят платить даже условные 20 гривен за вход. Это правильно? А как тогда зарабатывать?

– Зная нашего президента, даже на новый стадион своих людей он будет пускать бесплатно. Ему главное, чтобы люди получали удовольствие, тогда и он будет счастлив. Мне кажется, ему не важно заработать на футболе какие-то миллионы.

– Но это ведь и проблема нашего футбола, что президенты держат клубы на деньги из своего кармана. А когда они заканчиваются…

– Слава богу, что сейчас есть такие президенты, которым не жалко денег из своего кармана на футбол, а не просто взять убить клуб, уехать из страны. Да, уровень футбола у нас упал, но зато появляются новые клубы. Тот же «Минай», «Ингулец», «Колос». У нас уже получилось выйти на какой-то уровень, остальные борются в первой лиге за выход в УПЛ. Разве это плохо? Тем более, какая ситуация в стране... И не все мы Ахметовы и Суркисы.

– Насчет неискренних болельщиков: часто футболисты находят свои подаренные футболки на OLX. Ты с таким сталкивался? Как относишься к этому?

– Повезло, я с таким не сталкивался. Но знаю ребят из «Динамо», которые попадали в такие ситуации. После такого не хочется даже подходить, подписывать какие-то плакаты, дарить футболки. Люди зарабатывают на этом деньги. Люди просят что-то на память, им дарят эмоцию, а они предают свою же «мечту». Мне такое не понятно, это неуважение. Лучше сразу сказать, как есть: «Я хочу продать, у меня проблемы, нужны деньги, подари пожалуйста».

– Еще и не во всех командах футболист может позволить себе подарить футболку. Где-то два комплекта на матч, а где-то два комплекта на весь сезон. Как в «Колосе» с этим?

– У нас на каждую игру по две футболки, с этим все нормально. Но тоже знаю такие команды.

«Перед матчем во второй лиге в Моршине подхожу брать свою форму из общей кучи, возле моего рюкзака две мышки пробежали друг за другом»

– После дебюта в профессиональном футболе на несколько сезонов тебе пришлось вернуться на любительский уровень. Хватало ли зарплаты любителя на жизнь?

– Работать на дополнительной работе не приходилось. У меня остались какие-то сбережения после «Севастополя», это помогло мне прожить тот период, когда играл за «Диназ». На то время в команде даже не было зарплаты, были какие-то премии по 300-500 гривен.

Но я благодарен клубу, что помог мне пережить тот период. Я приходил, чтобы просто поддерживать форму, восстановиться после травмы. Если честно, даже не хочется вспоминать то время – было тяжело. У меня вообще не было вариантов, я сидел дома, не знал, что делать. Поэтому решился на шаг вернуться в любительский футбол.

Никогда не посещали мысли, что это может быть конец. Я верил в свои силы, тренировался по 2 раза в день. И потом появился вариант с «Колосом».

– Ты дебютировал в УПЛ в 27 лет. Какие у тебя планы и амбиции на будущее?

– Я чувствую себя на 17-18 лет, есть ощущение, что я только начинаю играть в футбол. И эмоционально, и физически. Даст бог, буду играть, как Мальдини.

Хочется расти от игры к игре, от сезона к сезону. Хочется попасть в какой-то европейский клуб. Пусть и не в топ-чемпионат, даже в Польшу, Венгрию или Чехию, но хочется попробовать тот уровень. В хороший клуб, не лишь бы уехать.

– Ты прошел с «Колосом» путь от любителей до УПЛ. Чем тебе запомнилась каждая ступень эволюции клуба?

– Поменялось абсолютно все. Сначала у нас было только 15 мячей на всю команду, мы приезжали на игры на своих машинах, потом появился клубный автобус, позже этот автобус обклеили в клубные цвета – все менялось, все росло. Когда попали во вторую лигу, у нас была экипировка от Joma, я не знал, что с ней делать: выдали три костюма, футболки, шорты. В то время это уже было «ого».

Потом у нас появился Nike, нам начали бесплатно выдавать бутсы. Какие хочешь, новые модели. Мы были в шоке, что такое бывает. В первой лиге Nike стал техническим спонсором, и экипировка стала другая. Потом базу построили, стали собираться на базе. Появилась своя сауна, бассейн, зона для восстановления. К моменту выхода в УПЛ нам построили новое тренировочное поле, сейчас новый стадион в Ковалевке.

– В чем ощущается разница между ПФЛ и УПЛ?

– Ой, во второй лиге такие стремные раздевалочки встречались. Я четко помню этот момент, как мы ездили на гостевую в Моршин со «Скалой». Там очень старый стадион, на трибунах деревянные лавочки, убитые раздевалки. Я подхожу брать свою форму из общей кучи, а возле моего рюкзака две мышки пробежали друг за другом. Думаю, опа! Вторая лига, добрый вечер!

Во второй лиге нам было легко, выиграли ее на одном дыхании. В первой лиге было уже сложнее, поэтому пришли новые футболисты, усилили команду. Кого-то убирали, отсеивали, команда перерастала уровень отдельных людей. Но это нормально, так везде.

А насчет судейства – все понятно. Как и везде, дома, бывало, помогали, в гостях – убивали. В УПЛ с этим уже сложнее. Ты не можешь ошибиться на поле много раз, тебя сразу накажут. Один раз ты можешь ошибиться, твое право на ошибку, все.

– Не секрет, что в низших лигах катают договорняки. Сталкивался ли ты с этим явлением?

– Не сталкивался лично, но, понятное дело, слышал. Поляну накрыть судьям перед матчем – может быть просто гостеприимством, а, может, они на следующий день будут в твою сторону хорошо судить. Кто как это расценивает.

– Тебя нельзя назвать грубым игроком, даже желтые карточки получаешь редко. В матче против «Зари» ты получил свою первую в карьере красную. Что это было?

– Я никогда не пытаюсь сгрубить специально. Иногда завожусь, могу сыграть жестко, все-таки футбол контактный вид спорта. В матчах с «Динамо» стоит легонько коснуться Де Пену, а он уже кричит «ай-ай-ай», судья ставит точку. Разве это футбол? Это не футбол.

А в моменте с «Зарей», когда я Вернидубу прыгнул, – потом подошел к Витале, извинился. В следующий раз, когда играли с ними, он меня даже притравил: «Сегодня не будешь мне с двух прыгать?» Это была лишь эмоция, я загорелся. Мы неплохо играли, побежали вперед, я потерял мяч, хотел сразу его выгрызть, прыгнул за ним из последних сил. Не хотел специально грубить, так получилось.

– После таких игр ты копаешься в себе или стараешься поскорее все забыть?

– Я не могу забыть все быстро. Всегда копаюсь, анализирую. Спросите мою жену. Могу приехать домой, просто не разговаривать пару дней. Даже когда могу просидеть весь матч на замене, думаю, ищу причины, почему играл не я. Не боюсь задавать вопросы тренеру.

– На кого из футболистов ты равняешься? Какие качества стараешься перенять?

– Когда в нашей стране еще был «Днепр» и Коноплянка был лидером команды, я старался играть в его стиле. Но я тогда был в аматорах, второй лиге, меня называли «ковалевский Коноплянка». Кем я уже только не был, и Варди из-за визуальной схожести, позднего зажигания. Работоспособностью, конечно, равняюсь на Криштиану, по работе с мячом – на Месси, Неймара.

Отношу себя к трудягам, уже через многое прошел. Однажды сломал на тренировке ногу, а Руслан Владимирович говорит, что завтра буду играть, я ему нужен. Говорит, поспишь, а утром разберемся – можешь ты или не можешь. Такая вера в игрока очень мотивирует.

У нас в команде уважительная причина не играть – если ты умер. А все остальное должно заживать на тебе, как на собаке. Должен вырабатываться характер, должен учиться терпеть, чтобы на 80-й минуте, когда тебе уже все подойдет к горлу, ты дал таких 10 минут, которые запомнятся и тебе, и команде.

– Почему фанат должен болеть за «Колос», новую команду в УПЛ и уже претендента на еврокубки?

– Мы амбициозный клуб, стараемся показывать интересную игру, никогда не закрываемся. С каждым годом мы растем, преодолеваем ступень за ступенью. Думаю, о нас еще услышит не только наша страна, но и Европа.

– В одном из интервью ты говорил, что читаешь Tribuna.com. Спортсмены отличаются от обычных читателей. Как ты выбираешь – кому доверять, откуда черпать новости?

– Могу зайти, пробежаться глазами быстро по ленте. Раньше я больше следил за новостями. Когда были в первой лиге, много читал про УПЛ. А сейчас, когда вышли в «вышку», времени меньше стало. Не успеваешь не только читать новости, даже смотреть свои игры. Хочется выспаться, успеть восстановиться, провести какое-то время с семьей, потом опять на базу.

Я нормально воспринимаю и критику, и приятные слова. Если кто-то пишет плохо обо мне или команде, это нормально, у каждого есть своя точка зрения. Я ни на кого не обижаюсь, это тоже часть моей работы. Всегда стараюсь отвечать тем, кто пишет мне в инстаграме по поводу интервью или даже просто помощи. Для всех открыт, я обычный простой человек.

Фото: «Колос», «Динамо», «Шахтер»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты