Tribuna/Футбол/Блоги/«Евротрибуна» /Он публично поддержал террористов в Нидерландах, а потом сыграл за «Оранье»

Он публично поддержал террористов в Нидерландах, а потом сыграл за «Оранье»

В детстве жил в бывшем концлагере, наведывал в тюрьме террористов, записал песню к Евро 1980, а своей игрой за сборную обратил внимание на судьбу своего народа.

Автор — ieronim
25 июня 2021, 14:50
7
Он публично поддержал террористов в Нидерландах, а потом сыграл за «Оранье»

От редакции: этот текст написан в рамках конкурса «Евротрибуна» от Uklon, в котором блогеры сражаются за крутой приз – PlayStation 5! Поддержите всех ребят плюсами, комментариями и подпиской. 

***

История жизни и карьеры Симона Тахаматы – звездного вингера «Аякса» конца 70-х и ряда бельгийских клубов. Он не добился многого в сборной Нидерландов, однако самим своим появлением в составе повлиял на судьбу своего народа.

Симон – выходец из моллуканской семьи

Моллуканские острова – группа островов, расположенная на юге Индонезии. До 1950 года они находились под контролем Нидерландов. После предоставления Индонезии независимости Южные Моллукские острова с помощью нидерландкой Королевской ост-индийской армии (KNIL) и местного ополчения начали вооруженную борьбу за независимость от Индонезии, которая в итоге была проиграна. После KNIL и члены их семей были временно эвакуированы в Нидерланды. Офицером KNIL был и отец Тахаматы

Разрушенные Второй мировой Нидерланды приняли около 14 тысяч беженцев и разместили их во временных лагерях. Лагерь, в котором жила семья Тахаматы, был расположен на территории бывшего концлагеря «Герцогенбуш» в городе Вюгт.

Один из бараков в лагере

В интервью изданию Trouw Тахамата говорил: «Деревянные бараки того времени исчезли и превратились в дома. Вюгт – единственный сохранившийся жилой район с тех пор. Важно, чтобы оно все еще там, потому что я думаю, вы должны попытаться сохранить прошлое осязаемым. Вюгт показывает, как мы, молуккцы, пришли в Нидерланды».

В конце 1950-х годов лагерь постепенно уменьшался, и семья Тахамата переехала в новый дом в молукканском квартале в Тиле. В просторном новом районе с множеством полей молодые молукканцы много играли в футбол. Они даже основали свой собственный футбольный клуб, FC Chans, но он объединился с голландским «Теоле» в 1966 году. Симон Тахамата также стал членом клуба, а потом попал в высшую молодежную команду и был замечен бывшим молодежным тренером «Аякса», который жил в Тиле. Он устроил просмотр для молодого игрока в Jong Ajax в 1971 году. 

Скрывал от одноклассников что играет за «Аякс»

«Мне было пятнадцать, когда я уехал из дома. В 1972 году я покинул наш район в Тиле, пошел играть в футбол в «Аяксе». Я переехал к жене моего брата в Амстердам, в район Ауд-Вест. Там я провел полгода. После школы я садился на трамвай и ехал в Амстердам, чтобы тренироваться. Через шесть месяцев я переехал в Димен, чтобы жить с тетей.

В школе я не говорил, что играю в футбол в «Аяксе», никто не знал об этом. Я не думал, что это что-то особенное – быть молодым игроком «Аякса». Должен был показать, что умею хорошо играть в футбол. Адаптировался медленно, потому что в «Аяксе» был сельским парнем со стороны. Когда мне разрешили присоединиться к тренировочному лагерю «Аякса», я сказал в школе, что заболел. В тот день об этом написали в газете и все узнали. Я был горд, но оставался спокойным».

24 октября 1976 года «Аякс» играл против «Утрехта». Тренеру «Аякса» Томиславу Ивичу нужен был еще один нападающий. Коуч молодежки предложил  Симона, а Ивич дал Тахамате шанс. 24 октября 1976 года он стал первым моллуканцем в «Аяксе», а 1 мая 1977 года – чемпионом страны. Однако для него были не лучшие времена.

Теракты с угоном поездов

А теперь немного политики: выходцы с Южно-Моллукских островов не были довольны своей жизнью и хотели вернуться домой, где хотели образовать свою республику. Сил на войну с Индонезией у них не было, поэтому они всячески давили на Нидерланды с требованием признать независимость островов. Самой радикальной была моллуксткая молодежь – они делали многое. Была и осада резиденции посла Индонезии, и даже попытка взять в заложники королеву Нидерландов Юлианну.

А в 1975 году произошел первый захват поезда. 2 декабря 1975 года семь террористов захватили поезд с 50 пассажирами. Захват продолжался 12 дней, а трое заложников были убиты. Террористы впоследствии сдались властям.

В 1977 году случился и второй захват. Девять человек напали на поезд с 50 людьми, захват продолжался 20 дней. Требования террористов были просты. Освободить своих товарищей, осужденных за теракт 1975 года (21 человек), разорвать отношения с Индонезией и предоставить самолет «Боинг» в аэропорту Амстердама. Власти пошли на переговоры, однако они ни к чему не привели. 11 июня силовики пошли на штурм, в ходе которого было убито 6 террористов, а также двое заложников.

Поезд после штурма.

Вся эта история с поездами действительно усложнила Тахамате жизнь. Он навещал террористов в тюрьме. К Рождеству отправился на север, чтобы поиграть с ними в футбол. В адрес Симона значительно чаще стали звучать расистские оскорбления. Ад Кила из «Ден Хааг» говорил ему: «Эй, чувак, возвращайся в страну, к которой ты принадлежишь». Кто-то другой сказал: «Они должны были посадить вас в лодку и позволить дрейфовать в Северное море». 

Единственный, кто должен был заплатить за такое замечание – игрок «АЗ» Хьюго Ховенкамп. Во время финала кубка 5 мая 1978 года он несколько раз называл его «угонщиком поезда». Тахамата несколько раз сказал: «Прекрати, иначе ты не поедешь в Аргентину». Но тот продолжал кричать.

«В какой-то момент я начал отбор. Немного опоздал и ударил его по больному колену. Такое же бывает, верно? Он играл дальше, но из-за этого колена не поехал на чемпионат мира».

Тем не менее, Симон получил большую поддержку со стороны руководства и его товарищей по «Аяксу».

«Я сказал во время этих угонов в 1977 году: я тоже мог бы быть одним из этих парней. И я до сих пор поддерживаю эти действия. Эти парни отдали свои жизни за нас, чтобы сообщить нам, что происходит с нами, молукканцами.

Не хочу особо останавливаться на этом, потому что не чувствую необходимости защищаться, но когда люди за что-то борются, всегда есть жертвы. Это звучит грубо, я понимаю. Вы оказались не в том месте и не в то время. Примите это, даже если реальность сурова. Это относится и к павшим молукканцам, и, например, к погибшему машинисту поезда. Это очень плохо, но мы должны признать, что это произошло.

Угонщики также знали, что они не вернутся из того поезда. Я думаю, что это плохо, то, как голландское правительство прекратило захват поезда. Мне было грустно.

Этими захватами заложников мы показали: мы не иностранцы. Мы, молуккские голландцы, воевавшие в Индонезии за голландский триколор, приехали в Нидерланды по военному приказу.

Каждый год 11 июня я хожу на кладбище, где лежат эти шесть парней. Мы должны продолжать осознавать важность этих шести могил. Когда я там, я все еще чувствую, что мы один народ. Эти парни для меня герои. Этими действиями они добились того, что молуккцы и голландцы больше работают вместе».

Карьера в сборной

22 мая 1979 года в карьере Тахаматы началась новая глава: он дебютировал в сборной Голландии. К 75-летию ФИФА в Берне состоялся матч между Нидерландами и Аргентиной, а «Оранье» хотели взять реванш за проигранный финал чемпионата мира годом ранее. В конце концов, матч был проигран в серии пенальти. Дебют пришелся как раз вовремя – у него был сложный период в «Аяксе», и именно после матча за сборную его карьера пошла вверх.

В следующих пяти играх он трижды входил в стартовый состав. Самой примечательной из этих игр, безусловно, была победа со счетом 3:2 над ГДР в Лейпциге, когда «Оранье» вместо восточных немцев участвовало в чемпионате Европы в Италии. Тренер Нидерландов Ян Зварткрейс пошел на эксперименты из-за травм; в атаке играли три вингера: Тахамата, Ла Линг и ван де Керкхоф.

ГДР вела 2:0 после получаса, через 40 минут Ла Линг и Конрад Вайсе столкнулись и были удалены. Но перед перерывом голландцы смогли забить гол после навеса Тахаматы. После перерыва нидерландская команда перевернула игру и показала отличную игру, а вышедшие на замену Кес Кист и ван де Керкхоф обеспечили окончательный счет.

В конце своего амстердамского периода Тахамата немного сдал. Зварткрейс не вызывал его в сборную; команда поехала в Италию без него.

Песня к Евро-1980

Однако про Симона все-таки слышали на турнире в Италии. Нидерландский певец Андре ван Дейн записал песню We gaan naar Rome («Мы едем в Рим»). В записи приняли участие Пим Дусбург, Саймон Тахамата, Дик Наннинга, Кис Кист, Мишель ван де Корпут, Цьеу Ла Линг, Джон Метгод, Ян Петерс, Хьюго Ховенкамп, Бен Вейнстекерс и Вим Янсен, а также тренер Роб Баан. Сингл занял первое место в голландских чартах.

Но чемпионат Европы 1980 года закончился для Нидерландов не лучшим образом – они даже не вышли из группы. Кстати, песня также попала в бельгийские чарты, а Бельгия вышла в финал.

Позже Тахамата записал и сольную версию. «Я мог сносно играть на гитаре, больше только дома и для своих, но мне разрешили мне спеть эту песню».

В 1980 он ушел из сборной и перешел в бельгийский «Стандарт». Благодаря успешным выступлениям там он вернулся в сборную. Но хорошие времена «Оранье» были позади; Тахамата был частью команды, которая не прошла квалификацию на чемпионаты мира 1982 и 1986 годов и Евро-1984. 21 декабря 1986 года Симон провел свой последний из 22 матчей в оранжевой футболке – против Кипра в Лимассоле была добыта победа со счетом 2:0.

Он никогда не участвовал в больших турнирах со сборной. «Просто потому, что я был недостаточно хорош. Изначально я был в команде на чемпионате мира 1978 года. Но я выбыл из него. Если тебя не берут в состав, ты просто недостаточно хорош».

В интервью 2013 года Тахамата сказал, что пройдет некоторое время, прежде чем игрок с молукканскими корнями снова сыграет в сборной Голландии. «У нас теперь есть традиция, не так ли? В сборной были я, Ван Бронкхорст, Брэт Латуэру и Денни Ландзат. Я недавно разговаривал с Навароном Фором из «НЕК». Парень с множеством хороших качеств.

Я сказал ему: если ты хорош, тренер не сможет тебя игнорировать. Если ты хочешь добраться до вершины, нужно работать усерднее остальных. Сначала «НЕК», затем более крупный клуб, и тогда ты можешь оказаться в сборной Нидерландов».

К сожалению, карьера того парня не пошла наверх – спустя 8 лет Фор играет на Ближнем Востоке. А мы будем ждать следующего моллукца в сборной Нидерландов, ведь один из них уже проложил дорогу.

Фото: Bob Thomas Sports Photography via Getty Images

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты