Tribuna/Американский футбол/Блоги/Hail Mary/NFL Origins. The Comeback

NFL Origins. The Comeback

Легендарный матч плей-офф НФЛ сезона-1992, показавший, что шансы на победу есть, даже когда их нет.

Блог — Hail Mary
Автор — awesome_ukr
20 апреля 2020, 17:40
2
NFL Origins. The Comeback

Истории камбэков, пожалуй, лучшее, что есть в спорте. Когда атлеты показывают чудеса воли, отдают все, что у них есть, переламывают неумолимый ход событий и заканчивают в свою пользу матч, который ну никак не мог закончиться для них хэппи-эндом. Такие истории всегда стоят особняком и больше похожи на прописанный сценарий для фильма, чем на реальность. Но то, что сотворили «Баффало Биллс» в раунде wild card плей-офф сезона 1992 года было слишком фантастическим даже для прописанного сценария. Матч, ставший известным как «The Comeback», относится к золотой классике НФЛ и до сих пор остается рекордным по количеству очков, которые удалось отыграть проигрывающей команде.

Перед сезоном-1992 «Баффало» дважды становились чемпионами Американской конференции и играли в Супербоуле. Так что и в 1992-м они считались фаворитами. Секретом успеха «Биллс» считалась их динамичная атака, которая не давала сопернику ни секунды отдыха и постоянно давила на него. Вели это нападение за собой будущие члены Зала славы НФЛ – квотербек Джим Келли, раннингбек Турмен Томас и ресиверы Андре Рид и Джеймс Лофтон. «Биллс» выиграли 11 матчей регулярного сезона и лишь по дополнительным показателям уступили первое место в дивизионе «Майами». До их подсчета дело бы не дошло, если бы не игра с «Хьюстон Ойлерс» на последней неделе регулярки. «Баффало» были уничтожены со счетом 27:3, но гораздо хуже было то, что они потеряли своего важнейшего игрока – Джима Келли. Квотербека, травмировавшего колено, заменил его бэк-ап Фрэнк Райх. Заменил ужасно. Райх завершил меньше половины пасов и бросил два перехвата. По иронии судьбы, меньше чем через неделю «Баффало» и «Хьюстон» должны были играть снова. Команды выходили друг на друга в плей-офф. Менялось лишь место игры – хозяевами теперь были «Биллс».

Перед игрой «Баффало» нервничали. Хоть плей-офф – это всегда другая история, в сравнении с играми регулярки, и хоть у них было преимущество домашнего поля, потеря Келли была слишком серьезным ударом. Противостоять третьей защите лиги без своего основного квотербека – сомнительное удовольствие. Тем более учитывая провал Райха. Вдобавок к этому, «Биллс» еще потеряли и основного лайнбекера Корнелиуса Беннета, из-за чего координатору защиты «бизонов» Уолту Кори пришлось менять всю схему игры. Матч с «Ойлерс» должен был стать суровым испытанием.

Начало игры подтвердило худшие опасения «Биллс». Нападение «Хьюстона», ведомое квотербеком Уорреном Муном, доминировало на поле и разрывало защиту хозяев. «Нефтяники» выбрали тактику затягивания игры и намеренно старались увеличить время владения мячом, чтобы держать нападение «Баффало» на скамейке. Гости не хотели давать им ни единого шанса, даже с Райхом. На стартовом драйве «Хьюстон» «съел» 9 минут игрового времени и занес первый тачдаун в игре. «Баффало» на это ответили филдголом. Это были первые и последние очки «бизонов» в первой половине игры. «Хьюстон» сразу занес еще один тачдаун, после чего успешно отзащищался, не дав хозяевам набрать первый даун, и снова занес тачдаун. «Биллс» ничего не могли сделать ни в атаке, ни в защите. Чуть больше чем за минуту до конца второй четверти, «Баффало» допустили глупый фол в защите, позволивший «Ойлерс» еще больше увеличить отрыв в счете. На табло горели шокирующие для хозяев цифры – 3:28. Фаны на трибунах были ошеломлены и просто молчали. Многие из них потянулись к выходу и думали, как быстрее выехать с парковки. Игроки «Биллс» на бровке были подавлены не меньше, чем их фанаты. Аура могущества, которой «бизоны» окружили себя за два предыдущих сезона, казалась полностью уничтоженной.

В перерыве в раздевалке «Баффало» бушевали эмоции. Координатор защиты Уолт Кори отчитывал своих подопечных, с каждым словом повышая децибелы, пока он окончательно не взорвался. Кори обвинял защитников в том, что они боятся брать игру на себя. Что они выбирают правильную тактику, выбирают нужные места на поле, но боятся после этого сделать важный розыгрыш. Уолт совсем не выбирал слов и кричал на защитников вещи похуже, чем кричат болельщики с трибун. Но игроки признавали, что заслужили это. Тэкл «Биллс» Джефф Райт вспоминал: «Он (Уолт Кори) имел полное право сказать то, что он сказал. Мы позорили его, мы позорили себя, мы позорили фанатов «Баффало Биллс».

Главный тренер команды Марв Леви был более сдержан и решил обратиться к гордости команды. Слова Леви были просты: «У вас есть 30 минут. Возможно, это последние 30 минут вашего сезона. Когда ваш сезон закончится, вам придется жить с этим. И лучше бы вам иметь причину быть довольными собой, независимо от того, как сложится эта игра». Травмированный Келли тоже решил провести психологическую работу. Он поговорил с Райхом и напомнил тому его же историю из университета. Будучи запасным квотербеком команды Университета Мэриленда, Фрэнк вышел на замену в игре с Университетом Майами и совершил рекордный камбэк в истории университетского футбола. Проигрывая после первой половины 0:31, Мэриленд в итоге выиграл 42:40. Так что Келли улыбнулся и сказал: «Может, молния ударит дважды».

По сценарию фильма, после такой психологической накачки команда должна сразу воспрять духом и начать выносить соперника вперед ногами. Думаете, это и произошло с «Баффало»? Nope. В первой же атаке после перерыва Райх бросил пас на тайт-энда МакКеллера, мяч выскользнул из его рук и попал прямиком в объятья корнера «Хьюстона» Буббы МакДауелла. Бубба пробежал 58 ярдов и занес пятый тачдаун «Ойлерс». 3:35. Судьба будто издевалась над бедными «Биллс», которые в этом драйве не только получили 32-очковое отставание, но и потеряли из-за травмы бедра раннингбека Турмена Томаса. Теперь совершать подвиг «Баффало» должны были не только с резервным квотербеком, но и с резервным раннингбеком. В возможность такого развития событий никто не верил. Ведущий на радио Хьюстона даже сказал фразу, которая потом стала бессмертной:  «Прожектора по-прежнему светят на Рич Стэдиум, но вы уже можете их выключить. Здесь все кончено».

Сразу после этого перехвата Вселенная решила немного компенсировать потери «Баффало» и помогла им при кик-оффе. Сильный ветер сдул мяч с траектории после удара кикера Дель Греко и «Биллс» получили игровой снаряд в центре поля. Хозяева начали свой драйв и получили еще один подарочек от высших сил. Пас Райха на тайт-энда Метцелаарса должен был быть перехвачен, но мяч пролетел прямо сквозь руки лайнбекера Робинсона и достиг цели. «Биллс» занесли свой первый тачдаун в игре и зажгли огонек надежды в сердцах фанов.

Отрыв по-прежнему был громадным, так что «Баффало» решили пробивать онсайд-кик. Это решение было максимально очевидным и «Хьюстон» его ждал. То, что произошло дальше, назвали «The Suicide Onside». «Биллс» выстроились не как при онсайд-кике, переведя всех игроков на одну половину поля, а как при обычном кик-оффе, равномерно распределив игроков на обе половины. Кикер Стив Кристи легко пнул мяч и вся ватага игроков «Биллс» сразу побежала за ним. Лайнбекер «Ойлерс» Рик Граф стал на колено, чтобы поймать мяч, когда в него на всей скорости влетел 125-килограммовый дифенсив энд «бизонов» Марк Пайк. Граф был снесен, а Кристи подобрал мяч после своего удара. Получив право на атаку, «Биллс» провели четыре розыгрыша и занесли второй тачдаун. Который не должен был быть засчитан. Дело в том, что ресивер Дон Биби перед тем, как поймать пас, заступил одной ногой за пределы поля. По правилам, он не должен был касаться мяча и арбитры должны были отменить розыгрыш. Но они не заметили нарушения, а видеоповторов в те времена еще не было. Так что тачдаун был засчитан и отрыв сократился до 18 очков. Толпа на трибунах начала оживать и с новой силой поддерживать своих любимцев. Более того, услышав по радио, как развивается игра, те фанаты, которые уже уехали со стадиона, начали на него возвращаться. Билеты не давали права на повторный вход, но у стадиона собиралась такая толпа, что сотрудники арены, от греха подальше, решили открыть ворота и впустить людей, чтобы избежать давки.

Проснувшееся нападение «бизонов» разбудило и защиту. «Хьюстон» впервые в игре был вынужден пробить пант, после которого Райху потребовалось всего три паса, чтобы бросить еще один тачдаун. За 10 минут третьей четверти «Баффало» набрали 21 очко, в то время как «Хьюстон» набрал всего 3 ярда. «Ойлерс» занервничали и начали сыпаться. Уоррен Мун бросил пас, который перехватил сэйфти Генри Джонс. Защитник вернул мяч на 23-ярдовую отметку гостей и дал нападению отличное место для старта драйва. Райх и компания потратили три дауна, но продвинулись всего на 5 ярдов. Тренера «Биллс» решили, что перестраховываться поздно и вместо филдгола решили разыгрывать комбинацию на четвертом дауне. Райх получил мяч и бросил пас в зачетную зону, где его поймал Андре Рид. Всего за четверть «Биллс» сократили отрыв с 32 очков до четырех. Чтобы третья четверть стала ну совсем фантастической, лайнбекер хозяев Деррил Талли сделал на Муне сэк и выбил у него мяч. «Ойлерс» успели его подобрать, но были вынуждены пробивать пант, отдав мяч «Биллс» в центре поля. Итоги 15-минутки были фантастическими – 28 очков нападения «Баффало» против 19 ярдов нападения «Хьюстона».

В финальной четверти «Биллс» слегка сбавили обороты и свое первое владение закончили пантом. «Ойлерс» наоборот немного воспряли духом и смогли впервые во второй половине игры сотворить нечто осмысленное в атаке. Несмотря на два сэка и благодаря фолу защиты «бизонов», из-за которого арбитры отменили перехват, «Хьюстон» смог доползти до 14 ярдов соперника и попытался пробить филдгол. Именно попытался, потому что холдер не сумел поймать мяч и у кикера не было ни единого шанса нанести удар. «Баффало» получили мяч на своих 26 ярдах. За два розыгрыша им удалось набрать 6 ярдов. Защита «Хьюстона» ожидала пасовую комбинацию, поэтому отошла назад. Райх этого ждал и совершил неожиданный финт – он отдал мяч раннингбеку Кену Дэвису. Тот пробежал 35 ярдов и лишь отчаянный бросок сэйфти «Ойлерс» предотвратил неизбежный тачдаун. После забега Дэвиса квотербек «Биллс» снова стал бросать мяч. Райх успешно завершил несколько пасов и за три минуты до финала последней четверти Фрэнк бросил третий тачдаун на Андре Рида, который вывел «Баффало» вперед. За полторы четверти счет изменился с 3:35 на 38:35. Трибуны буквально взорвались и на них творилась форменная вакханалия. Ни один человек не сидел на кресле, все стояли на ногах. Напряжение достигло своего пика.

Годом ранее, также в плей-офф, Уоррен Мун и «Ойлерс» провалились с «Денвер Бронкос», проиграв матч, в котором они вели со счетом 21:6. Квотербек любой ценой пытался избежать повторения истории в еще более ужасном виде. Мун выложился на полную и смог дотащить свою команду до красной зоны соперника. Но учитывая, что времени оставалось совсем немного, Уоррен и тренера «Хьюстона» решили играть осторожно. Они провели три безопасных розыгрыша и забили филдгол, отправивший игру в овертайм.

Перед овертаймом гости выиграли вбрасывание монетки и выбрали первыми проводить атаку. «Ойлерс» надеялись на сильный ветер, поднявшийся на стадионе. По их мнению, он должен был задержать мяч после удара кикера «Биллс» и дать им хорошую позицию для решающей атаки. К сожалению для «нефтяников», Стив Кристи умел очень сильно бить по мячу. Кикер «Баффало» отправил мяч в зачетную зону соперника. Превозмогая дичайший шум с трибун, от которого в прямом смысле можно было оглохнуть, Уоррен Мун начал решающий драйв. Квотеребк бросил два паса и набрал семь ярдов. На третьем дауне он предпринял юбилейную, 50-ю попытку паса за матч. Она же и стала последней. Мун бросил пас в направлении ресивера Гивинса, мяч просвистел над головой «нефтяника» и попал прямо в руки корнера «Баффало» Одомеса. На нем практически сразу же сфолили, захватив за  маску. «Биллс» получили халявные 15 ярдов, которые означали, что свою атаку они начнут на 20 ярдах соперника. Это был конец. «Баффало» провели два розыгрыша чисто для галочки, а на третьем дауне Стив Кристи забил филдгол и навсегда вписал «Баффало Биллс» образца сезона-1992 в историю НФЛ. Кикер, для которого это была первая игра плей-офф НФЛ в жизни, сразу после филдгола спросил у своих партнеров по команде: «Вау! Все игры плей-офф такие?».

«Биллс», ведомые Фрэнком Райхом, совершили самый выдающийся камбэк в истории НФЛ. Квотербек добавил к своему университетскому подвигу еще и подвиг в главной лиге американского футбола. Суммарно за эти две игры Райх со своим нападением отыграл 63 очка. «Баффало» праздновали и каждый фанат хотел быть частью этой выдающейся истории. Игрок «Биллс» Стив Таскер по этому поводу позже шутил:  «Я встретил 1,2 миллиона людей, которые говорили, что они были на стадионе».

В раздевалке гостей, прогнозировано, царила совсем другая атмосфера. Кто-то сказал, что она была похожа на атмосферу в похоронном бюро. Корнер «Ойлерс» Крис Дишман в интервью журналистам был предельно честен: «Это был наибольший провал в истории. Думаю, нам нужно придумать новое слово для словаря английского языка, чтобы описать это поражение, потому что «опустошительный» для этого не подходит». На следующий день клуб уволил координатора защиты Джима Эдди и тренера дифенсив бэков Пэта Томаса. С этого поражения началась эпоха турбулентности для «Хьюстон Ойлерс». Эта команда больше никогда не выиграет матч в плей-офф. Победа случится в 2000 году, но это уже будут не «Хьюстон Ойлерс», а «Теннесси Тайтенс».

Что же касается «Баффало», то Фрэнк Райх добудет для «Биллс» еще одну победу в плей-офф, над «Питтсбургом», после чего уступит место в старте Джиму Келли. «Бизоны» выйдут в свой третий Супербоул подряд и снова потерпят поражение – на этот раз от «Далласа». Но это уже другая история. А 3 января 1993 года «Баффало» научили своих фанатов и весь мир одной простой вещи – у тебя всегда есть шанс на победу.

Полный матч можно посмотреть по ссылке.

Другие посты блога

Все посты