Tribuna/Американский футбол/Блоги/Hail Mary/NFL Icons. «Злой» Джо Грин

NFL Icons. «Злой» Джо Грин

История лучшего дифенсив тэкла в истории НФЛ

Блог — Hail Mary
Автор — awesome_ukr
4 октября 2019, 16:15
3
NFL Icons. «Злой» Джо Грин

Семидесятые годы прошлого века были золотым временем для болельщиков НФЛ. Матчи лиги больше напоминали гладиаторские бои, а о каких-то там флагах за неоправданную жестокость или атаку пасующего вообще не знали. Игроки выходили и рубились, как в последний раз. И одним из главных символов той эпохи был 75-й номер «Питтсбург Стилерз» – дифенсив тэкл Джо Грин.

Грин родился в Темпл, штат Техас, 24 сентября 1946 года. Там же он и начал заниматься футболом. Джо сразу заявил о себе как о талантливом игроке, но его школьная команда была более, чем посредственной и не добилась какого-то значимого успеха с Джо. Из-за этого и из-за политики сегрегации в Южных штатах Грин мог даже не мечтать о приглашении в серьезный колледж. Но ему все-таки удалось поступить в Университет Северного Техаса, где он продолжил свои занятия футболом.

В университете Грина пробовали на позициях лайнбекера, гарда и дифенсив тэкла. В итоге, свой выбор Джо остановил на последней позиции. В первой игре в старте на позиции тэкла, Грин с партнерами по линии разнес нападение Университета Западного Техаса, которое закончило игру с показателем в минус 40 ярдов на выносе. Это было настолько крутое выступление, что жена руководителя спортивных программ университета предложила дать этой защите запоминающееся прозвище. Так как цветами университета были белый и зеленый, она предложила рифмованный вариант «mean green», что можно перевести как «злой зеленый». Перед следующей игрой это прозвище появилось в пресс-релизе и со временем настолько прижилось, что стало официальным названием команды. А так как Джо был лидером защиты и его фамилия ВНЕЗАПНО была Грин, то прозвище наглухо приклеилось и к игроку. Сам футболист был очень им недоволен, поскольку вне поля он был этаким великаном-добряком, но на поле это была гребаная машина для убийств, которая могла отправить соперника в госпиталь после одного тэкла. Так что прозвище было говорящим и сопровождало Джо всю его карьеру в НФЛ. Один из скаутов кратко, но емко охарактеризовал Джо на поле: «Он жесткий, злой и выходит бить людей. У него хорошие инстинкты убийцы».

К концу своей университетской карьеры Грин укрепился в роли самого перспективного дифенсив тэкла США. За ним следили все команды НФЛ без исключения, так что когда в 1969 году он вышел на драфт, то не было сомнений, что его выберут в числе первых. Так и получилось – под общим четвертым номером Грина задрафтовал «Питтсбург». И этим выбором не были довольны ни фаны «Стилерз», ни сам футболист. «Питтсбург» в 60-е был на редкость отстойной командой и чаще всего заканчивал сезон с отрицательным рекордом. Поэтому фаны хотели, чтобы «Стилерз» задрафтовали яркого атакующего игрока, способного перевернуть франшизу и направить ее на правильный путь. Выбор Грина совершенно не соответствовал их ожиданиям. Сам Грин тоже не хотел играть за «Питтсбург», потому что он хотел побеждать, а «Питтсбург», как уже было сказано, был на редкость отстойной командой. Но Джо был ключевым элементом в плане тренера Чака Нолла, который возглавил «Стилерз» перед сезоном-1969.

Нолл убедил владельцев команды, что ключевым для успеха является полная перестройка защитной линии. В Грине он видел будущего лидера защиты и очень хотел получить его к себе в команду. Хоть Джо и не был доволен тем, что его взял «Питтсбург», но на поле он отдавался на все сто. В его первый сезон в НФЛ «Стилерз» закончили регулярку с рекордом 1-13, но Грин был назван лучшим защитником-новичком года и попал в сборную ProBowl.

Постепенно сотрудничество Нолла и Грина стало превращать «Питтсбург» из аутсайдера в лидера лиги. В сезоне-1970 «Стилерз» финишировали с рекордом 5-9, а на следующий год – 6-8. В 1972-м «сталевары» совершили резкий рывок и закончили сезон с рекордом 11-3, впервые выиграв чемпионство дивизиона. Грин в этом сезоне был назван лучшим защитником года, а Нолл закончил свое творение – «Стальной занавес». К Грину присоединились Эрни Холмс, Эл Си Гринвуд и Дуайт Уайт, сформировав одну из самых доминирующих линий защиты в истории НФЛ. Во многом именно эта группа футболистов стала ответственной за построение династии, выигравшей четыре Супербоула за шесть лет.

Грин продолжал развиваться и в сезоне-1974 он стал первым игроком, который выиграл награду лучшему защитнику года дважды в карьере. В этом же сезоне Джо придумал новую тактику, располагаясь под острым углом к промежутку между центром и гардом. Тренера сначала отнеслись к ней скептически и не разрешали игроку использовать ее на поле, но когда Грин пошел в самоволку и обкатал тактику на «Баффало», то она показала себя чрезвычайно эффективной. Один из лучших раннингбеков лиги и звезда «Биллс» О Джей Симпсон набрал всего 48 ярдов. Эта тактика затем помогла «Стилерз» обыграть «Окленд» в финале конференции. Грину противостоял All-Pro центр Джим Отто и Джо его уничтожил. «Рэйдерс» набрали всего 29 ярдов на выносе, а «Питтсбург» выиграл 24:13 и пробился в Супербоул. В главном матче сезона «Стилерз» обыграли «Миннесоту» и огромный вклад в эту победу сделала защита, ведомая Грином. «Вайкингс» набрали всего 119 ярдов в нападении, а сам Джо сделал перехват, вынужденный фамбл и подхват мяча после фамбла.

В 1975 году Грин впервые пропустил игру НФЛ из-за травмы и прервал свою серию из 91 игры в старте подряд. У Джо было защемление нерва, из-за которого он пропустил 4 игры. Несмотря на повреждение, Грин с товарищами по линии снова привел «Питтсбург» к победе в Супербоуле. В этом же году Грин и другие лайнмены «Стилерз» появились на обложке авторитетного журнала Time.

В 1976-м Грин снова получил травму, на этот раз мышц спины, из-за которой пропустил старт сезона. Без Джо «Стилерз» стартовали с четырех поражений в пяти матчах. В добавок, «сталевары» потеряли и основного квотербека Терри Бредшоу, поэтому никто не верил, что «Стилерз» пробьются в плей-офф. Но Грин вернулся и начал тащить за собой всю команду. «Питтсбург» выиграл девять игр подряд, показав чуть ли не лучший защитный футбол в истории НФЛ. За эти девять игр, «Стилерз» пять раз сыграли на ноль, пропустили всего два тачдауна и позволили соперникам суммарно набрать лишь 28 очков. Этот потрясающий забег был остановлен в финале конференции «Оклендом».

После сезона-1976 Грин начал сдавать из-за проблем со здоровьем и в лиге упорно ходили слухи, что Джо закончился и больше не является тем самым «злым Джо». Эти слухи конкретно разозлили Грина и в сезоне-1978 он был лучшим среди всех лайнменов «Питтсбурга» по количеству тэклов, а также сделал пять подхватов мяча после фамблов, что было лучшим показателем в его карьере. «Стилерз» снова пробились в Супербоул, где обыграли «Даллас», а Грин занес себе в актив один из пяти сэков на квотербеке «Ковбойс» Стаубахе.

Сезон-1979 стал лебединой песней Грина. Джо получил награду Man of the Year и в последний раз попал в команду All-Pro и сборную ProBowl. Защита «Питтсбурга» снова разрывала лигу и в финале конференции удержала новоиспеченного MVP лиги, раннингбека Эрла Кэмпбелла, всего на 15 ярдах при 17 попытках. В Супербоуле были повержены «Лос-Анджелес Рэмс» и «Стилерз» выиграли фантастический четвертый Супербоул за шесть лет. После этой победы Джо сказал свою знаменитую фразу: «Нужно еще одно для большого пальца», – намекая на пятую победу, но его желание осталось неисполненным. В двух последних сезонах Грина в НФЛ «Питтсбург» даже не пробился в плей-офф.

Грин ушел из НФЛ, сыграв 181 игру из 190 возможных, имея за плечами 8 попаданий в команду All-Pro, 10 попаданий в сборную ProBowl и репутацию одного из самых ужасающих игроков. Все квотербеки лиги облегченно вздохнули, когда Джо повесил бутсы на гвоздь. Чтобы понять, насколько Грина боялись, стоит привести всего один факт. В сезоне-1979 «Питтсбург» играл с «Хьюстон Ойлерс». В конце матча «Ойлерс» выигрывали 20-17 и на последней минуте находились на отметке в 1 ярд перед зачетной зоной «Стилерз». Времени хватало на один розыгрыш и перед его началом Джо Грин показал пальцем на квотербека «Хьюстона» Дэна Пасторини и закричал: «Если ты побежишь в зачетную зону, я из тебя все дерьмо выбью! Я убью тебя!». Пасторини, получив мяч, просто стал на колено и позволил игре закончиться. Тогда Джо рассмеялся, подошел к квотербеку и сказал: «Так и знал, что ты это сделаешь».

В том же сезоне 1979 года Грин снялся в культовой рекламе «Кока-Колы», которая получила название «Эй, парень. Лови!». Рекламу крутили в перерыве Супербоула и она считается одной из лучших в истории телевидения. Этот ролик сильно помог изменить мнение общественности о Грине, которое считало его жестоким отморозком, и показал футболиста хорошим парнем с большим сердцем. Именно этого Грин и хотел. После выхода на пенсию он говорил: «Я просто хочу, чтобы люди запомнили меня хорошим игроком, который был не такой уж и злой. Я хочу, чтобы меня помнили за 13 лет в лиге и за то, что я сделал вклад в четыре чемпионские команды. Я бы хотел, чтобы меня помнили за то, что я, может быть, установил стандарт для других, к которому они должны стремиться».

После завершения карьеры в НФЛ, Джо проработал один год экспертом на ТВ, а затем стал ассистентом Чака Нолла, продолжавшего тренировать «Питтсбург». Грин суммарно проработал ассистентом тренера 16 лет в «Питтсбурге», «Майами» и «Аризоне», но главным тренером никогда не был. Да и не хотел. В 2004-м он завязал с тренерской карьерой и вернулся в родной «Питтсбург» в качестве специального ассистента игроков. В этой роли он получил свой заветный, пятый чемпионский перстень НФЛ, а спустя некоторое время и шестой. В клубе Грин проработал до 2013 года, после чего окончательно ушел на пенсию. А в 2014-м клуб официально вывел из обращения его 75 номер.

В 2015 году Грин потерял жену Агнес, которая умерла из-за рака. В память о ней, Джо учредил специальную стипендию для студентов Техаса, чьи родители борются с раком. Сейчас Грин живет в маленьком городке Флауер Маунд в родном Техасе и воспитывает семерых внуков, которые называют его «Папа Джо», совсем как известную марку пиццы. Грин – последний оставшийся в живых участник «Стального занавеса» и символ той великой команды. Ему 73 года и каждый фанат НФЛ желает, чтобы Джо оставался с нами как можно дольше.

Другие посты блога

Все посты