Tribuna/Футбол/Блоги/Hail Mary/Вячеслав Шевчук: «Хочу стать главным тренером «Шахтера»

Вячеслав Шевчук: «Хочу стать главным тренером «Шахтера»

Автор блога «Туманный футбол» поговорил с новым тренером «Шахтера» U-17.

Блог — Hail Mary
Автор — awesome_ukr
2 октября 2017, 22:15
38
Вячеслав Шевчук: «Хочу стать главным тренером «Шахтера»

Экс-футболист сборной Украины и «Шахтера» Вячеслав Шевчук, завершивший карьеру прошлой зимой, снова возвращается в донецкий клуб. Поработав телеэкспертом, он принял вызов стать тренером одной из возрастных групп Академии «Шахтера». В теплой атмосфере за чашечкой кофе новоиспеченный тренер рассказал блогу «Туманный футбол» о переходе на тренерскую работу, особенностях воспитания молодежи и принципах, которые Вячеслав собирается передавать новому поколению футболистов.

Вы провели уже чуть больше двух недель на должности тренера, сыграли две игры. Как себя чувствуете на тренерской скамье?

– Во-первых, скамьи там нет. Стою возле кромки поля.

Нормально чувствую, сразу включился в работу. Я всегда, если за что-то берусь, сразу включаюсь. Не люблю раскачку, адаптацию. Стараюсь сразу включиться максимально, отдаваться тому делу, за которое берешься.

– Совещались с кем-то, прежде чем принять предложение «Шахтера»?

– Нет. Я всегда принимаю все решения сам. Поступило предложение от Хорхе, директора академии, мы встретились, обговорили – и я сразу сказал: «Да, окей».

– Летом академию «Шахтера» возглавил Хорхе Раффо. Как происходит ваше с ним взаимодействие и что вы можете сказать о его методах работы?

– Я познакомился с ним раньше, когда он только приступил к работе, пересекались с ним. Сразу могу сказать, что это очень опытный специалист, который поработал и у себя в Аргентине, и в академии «Барселоны», и в других футбольных клубах. Видно, что это большой профессионал, который полностью отдается футболу. Практически все свое время он отдает «Шахтеру». Он хочет сделать академию «Шахтера» лучше. У него есть своя стратегия, своя философия развития.

– Какой футбол вы будете ставить «Шахтеру» U-17?

– U-17 – это не моя команда. Это команда «Шахтера». U-14, U-15, U-16, U-17, U-19, дубль – это все одна команда «Шахтер». Это все Академия «Шахтер». Из этой академии мы должны подготовить совместно со всеми тренерами и, конечно, в частности с директором академии Хорхе, у которого есть стратегия развития академии, игроков для первой команды.

– Общаетесь с Пауло Фонсекой? Он просит вас использовать какие-то тактические элементы первой команды в молодежке?

– В городе мы пересекаемся, можем спросить, как дела друг у друга, но у него есть первая команда, у него голова своим забита, потому что много игр чемпионата, Лига чемпионов. У нас в академии свои проблемы.

Фонсека может дать какие-то советы тренеру дубля. Потому что эти ребята уже близки практически к первой команде, все зависит от пацанов. А в возрасте U-17, мне кажется, еще нужно года два, чтобы вступить в первую команду. В принципе, у нас вся Академия тренируется по одной системе. «Шахтер» любит атакующий футбол с контролем мяча, поэтому в этом направлении мы и двигаемся.

– В прошлом сезоне настоящим хитом стала схема 3-4-3, которую ввел Антонио Конте в «Челси». Пауло Фонсека, когда пришел в «Шахтер», начинал играть по схеме 4-4-2, но потом вернулся к традиционным для горняков 4-2-3-1. Какие схемы предпочитаете использовать вы?

– Я за ту схему, которая атакующая. Я не люблю оборонительный футбол, это не стиль «Шахтера». Поэтому ни один тренер, который будет тренировать первую команду «Шахтера», не будет играть от обороны. Ни один. «Шахтер» всегда будет играть в атакующий футбол, всегда контролировать мяч.

То же самое он показал и в последней игре с «Ман Сити». «Шахтер» проиграл, но показал очень классный футбол. Он не играл в Лиге чемпионов последние два года, а сейчас и с «Наполи», и с «Манчестер Сити» подтвердил свой высокий уровень.

Я очень рад и счастлив, что «Шахтер» снова вернулся в Лигу чемпионов, потому что Лига чемпионов и Лига Европы – это два совсем разных турнира. Даже сопоставить нельзя. Лига Европы очень сильно уступает в плане мотивации, энергии, силы, в плане всего. Я видел, как футболисты «Шахтера» выкладывались и показывали такой классный уровень. Они получали удовольствие от игры с «Манчестер Сити».

– Тарас Степаненко перед игрой с «Манчестер Сити» сказал, что Пауло Фонсека прочитал все книги Гвардиолы и это один из его любимых тренеров. Есть ли у вас какой-то образец для подражания среди современных или бывших тренеров?

– Гвардиола – это один из самых молодых, известных, добившихся уже хороших результатов тренеров. Но для меня какого-то одного любимого тренера нет. У меня есть много тренеров, которых я люблю. Это и Луческу, и Гвардиола, и Моуринью. Мне все они нравятся. Тот же Клопп мне нравится, и новый тренер из «Хоффенхайма» Наггельсман, и Сарри.

Конечно, я интересуюсь всем, смотрю, все впитываю. Но я не люблю, когда копируют. Копирка – это хуже всего. Поэтому я смотрю и для себя что-то отмечаю, чтобы привлечь что-то в своем процессе, подсказать что-то новое футболистам.

– Довольно распространенная практика – стажировка тренеров в топ-клубах. Хотели бы вы поехать в какой-нибудь клуб на стажировку?

– Я, еще не работая в «Шахтере», ездил в Испанию, в нескольких клубах был – «Атлетико», «Бетис». Сейчас тоже летал в Манчестер на игру, посетил на два дня «Манчестер Сити», посмотрел их базу, инфраструктуру, как они там работают, в каком направлении.

Конечно, это очень хорошо – посещать клубы. Неважно даже, это будет топ-клуб или обычный. Главное, чтобы это был клуб, в котором хорошо функционирует база и система подготовки футболистов. Это очень полезный опыт. В будущем думаю поехать в какой-нибудь клуб на стажировку.

– Большую часть своей карьеры вы играли под руководством Мирчи Луческу. Насколько он повлиял на вас, как на тренера?

– Думаю, он оказал очень большое влияние – те знания, которые у меня есть, мой опыт я наработал именно в «Шахтере» при Луческу. Он большой профессионал, он всегда требовал максимум. Жестко требовал от футболистов максимальной концентрации при каждом упражнении, которое делаешь на тренировке, которое переносится на игру. Есть и игровые моменты. Много чего от него я перенял. Считаю, это очень сильный тренер, который для Украины сделал очень много.

– 17 лет – это переходный возраст, во время которого мальчишка, просто занимающийся футболом, должен перейти в разряд профессионала. Какова роль тренера при этом переходе?

– Конечно, роль очень большая. Потому что переход из детского во взрослый футбол – это самый сложный момент. Я даже по себе помню, когда был юношей, и сейчас такое наблюдаю – очень много ребят, которые выделяются среди своих сверстников, потом пропадают. Их превосходство нивелировали другие футболисты, которые более серьезно отдавались и добились результата не за счет таланта, а за счет работы над собой. Поэтому я в первый же день ребятам сказал, что должно быть 95% работы и лишь 5% таланта. Только тогда можно стать хорошим футболистом. За счет таланта ты никак не выедешь.

Я рассказал им несколько примеров из своей карьеры, про нескольких футболистов, которые ничего не добились за счет большого таланта. Я должен их обучать, подсказывать, поставить на такой путь, чтобы они были профессионалами, стремились, работали и в будущем стали игроками первой команды.

– Говорят, игроков портят «жирные» контракты. Они добиваются определенного уровня и считают, что дальше уже незачем работать.

– Нужно понимать, какие времена сейчас. Все пацаны смотрят, читают в интернете, в соцсетях о больших контрактах. Некоторые родители хотят, чтобы молодые футболисты стали их спонсорами или инвесторами. Это я знаю тоже. Они загоняют детей, чтобы они не просто в футбол играли, а именно ради вот этого. Я пацанам тоже сказал, чтобы они не зацикливались на том, что им сразу нужен какой-то контракт. Все придет своим чередом.

У меня никогда не было агента. Хорошо, что я попал в 20 лет в «Шахтер». У меня всегда были хорошие отношения с президентом клуба, Ринатом Леонидовичем. Он какой контракт давал, такой я и подписывал. Я даже никогда ничего не говорил, не просил. Мне было стыдно что-то просить. Он сам знал, когда нужно продлить контракт. Последние 5 лет я подписывал контракт практически в последний месяц. Это очень большое давление оказывается на футболиста, он максимально должен отдаваться. Потому что в последний момент могут с тобой не продлить контракт. Это не так, когда подписал контракт на 5 лет – и ты спокойно получаешь деньги, а потом никому не нужен.

– В Европе игроки в 19-20 лет зачастую уже становятся основными в своих клубах, а к 22-23 годам вырастают в незаменимых лидеров. В Украине игрока в 25 лет еще продолжают называть молодым и перспективным. С чем связана такая разница в мышлении?

– Я считаю, это неправильно. Молодой и перспективный – это 20 лет. В 21 уже должен выходить на какой-то уровень. То же самое было и в моей карьере. Я уже в 20 лет в «Шахтер» пошел, в этом возрасте играл в Лиге чемпионов, поэтому я тоже говорю пацанам: «Моя задача сделать так, чтобы вы уже на следующий год были не в U-19, а в дубле, а может быть кто-то уже и приближался к первой команде».

Я хочу, чтобы они стремились как можно быстрее попасть в первую команду, чтобы они перешагнули этот барьер. Поэтому я на каждой тренировке стараюсь быть с ними жестким, чтобы они чувствовали давление от меня, потому что, не оказывая на них давления, тренировку будет сложно провести. Они всегда должны понимать, что нужно быть предельно сконцентрированными, серьезными и полностью отдаваться на каждой тренировке. Только так можно прогрессировать. По-другому, если они будут расслаблены, никак не добиться результата.

– Хороший тренер должен быть и хорошим психологом. Насколько тяжело найти подход к молодым футболистам – похвалить его так, чтобы он не зазнался и не стал самоуверенным, или наругать так, чтобы эта уверенность не пропала?

– Я не люблю говорить на белое черное, а на черное – белое. Если парень хорошо сыграл, я могу сказать: «Молодец, дальше продолжай». Если плохо – я ему указываю на ошибки. Если он одну и ту же ошибку не будет исправлять, тогда я буду жестче говорить с ним. Думаю, нужно оказывать на пацанов давление, чтобы они не расслаблялись. Если он не понимает, нужно ему немного разъяснить, растолковать этот момент, чтобы он не ошибался дальше.

То же самое, если правильно исполняется какой-то прием или комбинация. Вот вчера даже (30 сентября, в матче против ДЮСШ «Металлург» З. – прим. автора) пару моментов было очень хороших, я очень доволен. Мне больше всего понравилось, что эти моменты мы нарабатывали на тренировках, и они перенеслись на игру. Поэтому я получил удовольствие.

А когда моменты, над которыми мы работаем на тренировках, не получаются, я очень зол и очень недоволен. В первую очередь, собой. Значит, я что-то не так сделал. Поэтому нам нужно еще больше работать. Я пацанам вчера сказал – у нас пять человек уезжает в сборную, вы должны сделать так, чтобы практически все ездили в сборную, поэтому вы должны с понедельника опять очень много пахать.

– Некоторые страны, в частности Хорватия, поставили на конвейер экспорт молодых футболистов в топовые европейские чемпионаты, где они потом развиваются и вырастают в настоящих звезд. Может ли Украина пойти по такому пути?

– Сейчас в стране как раз такой период, что мало легионеров приезжает и молодые футболисты играют практически во всех командах высшей лиги. Такого раньше не было, поэтому мы тоже можем по этому пути пойти. Раньше были большие деньги в украинском футболе. Сейчас очень хорошая ситуация для молодых украинских футболистов, чтобы прогрессировать. Если они хотят играть в хороших чемпионатах, в топовых клубах, то могут проявлять себя. Да, сейчас маленькие зарплаты, но так и должно быть. Не может молодой футболист получать большие деньги, если он еще не показывает серьезный уровень игры.

Даже «Мариуполь» взять. Молодые футболисты, которые не подходили «Шахтеру», играли за «Мариуполь», а они даже в Лигу Европы никогда не попадали. То же сейчас касается тех футболистов, которые в «Шахтер» не попадают и отданы в аренду в «Мариуполь». Они должны своей игрой заставить Фонсеку вернуть их. И они кровь из носу должны выйти в Лигу Европы. Другого варианта нет. Они по-любому должны туда попадать. Если они этого не сделают, значит, они не достойны играть в первой команде «Шахтера».

– Главная новость последних дней – это получение украинского гражданства Марлосом. Как вы относитесь к натурализации?

– Если человек любит эту страну, где много лет играет в футбол, работает, уважает эту страну, ценит – тогда нормально. Есть закон, который позволяет прожить 5 лет, получить паспорт. Я считаю, это нормальная европейская практика. Мы же движемся к Европе. Поэтому нормально отношусь.

Плюс, Марлос – футболист топ-уровня. Я думаю, он тоже мечтал сыграть за сборную. Да, у него не получилось сыграть за сборную Бразилии, но тогда он должен доказать своей игрой, что он топ-игрок на уровне сборных. У него тоже есть мотивация сыграть за сборную Украины. Язык он уже знает хорошо, традиции подучит. Я думаю, это усиление для сборной Украины.

– Помимо тренера, вы еще работаете экспертом на телевидении. Не мешает одно другому?

– Мне нравится работать на телевидении. Для меня это тоже как бы учеба. Я разбираю моменты. Вообще мне не нравится слово «эксперт», я там выступаю как футбольный деятель. Сказал директору академии Хорхе, что я буду продолжать работать на ТВ. Это не мешает мне. Я люблю быть всегда при деле, заниматься чем-то. Да, у меня сейчас практически нет свободного времени, но я получаю удовольствие от работы, я люблю работать. Луческу говорил мне: «Ты машина для бега, для работы». Поэтому да, я трудоголик. Не люблю отдыхать. Когда я работаю – это и есть мой отдых.

– Как игрок вы многого добились – 7 чемпионств Украины, 5 Кубков Украины, Кубок УЕФА. Какие цели ставите перед собой как тренер?

– В первую очередь, конечно же, все всегда смотрят на конечный результат. Но я хочу передать ребятам свой игровой опыт, чтобы они быстро принимали решения и переняли то, над чем мы работаем в тренировочном процессе. Это касается игры при потере мяча – чтобы они максимально быстро переходили в прессинг.

Это стиль «Шахтера», как играет первая команда, как играет Фонсека. Мы тоже должны играть как они, в похожем стиле. Потому что рано или поздно все равно эти пацаны должны играть в первой команде. Они должны своей игрой показать здесь в Академии, что их должны взять в первую команду.

– Хотите однажды стать главным тренером первой команды «Шахтера»?

– Конечно хочу! Почему нет? К этому нужно стремиться, много работать. Есть бывшие футболисты, которые всегда готовы быть помощниками, третьим, четвертым, пятым-десятым. Я – нет. Я сказал сразу – я могу пойти работать помощником к опытному тренеру, чтобы учиться. А к молодым тренерам или не сильно опытным – нет. Я готов работать сам, готов принимать решения и нести ответственность.

Я знаю, что на мне сейчас очень большая ответственность. Поэтому для меня каждая тренировка, чтоб вы понимали, как игра. Я домой прихожу мертвый, у меня нет сил что-то делать. Я полностью отдаюсь, будто сам там играю. Я никогда не боялся ответственности, поэтому взялся за это и хочу оправдать надежды, которые на меня возложил Хорхе.

– Если Фонсека предложит пойти к нему ассистентом в штаб – согласитесь?

– Я его очень уважаю, даже больше скажу – очень люблю Фонсеку. Он – современный тренер, топ-тренер. И он может, как и много футболистов «Шахтера», перейти в топовый клуб.

Исмаили уже должен играть в топ-клубе. Я посмотрел тренировочный процесс «Ман Сити» и игру со стадиона – скажу, что Исмаили, Фред и Тайсон ни в чем не уступают, а может даже в чем-то превосходят игроков «Ман Сити». По этим игрокам, уверен, уже зимой будут предложения. Сто процентов, я чувствую это. Гвардиола уже должен договариваться с «Шахтером», чтобы забрать этих футболистов. Таких игроков сейчас тяжело найти.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты