Tribuna/Футбол/Блоги/Дух часу/Первый футбол в нашей жизни: как это было

Первый футбол в нашей жизни: как это было

Блог — Дух часу
9 августа 2015, 20:19
23
Первый футбол в нашей жизни: как это было

Редакторы и блогеры Tribuna.com делятся рассказами о том, как они подсели.

Дмитрий Литвинов, автор блога «Трибуна-Л»

Первый футбол по телевизору, который я хотя бы смутно помню, – ЧМ-1990 в Италии. Ну то есть как «помню» – на уровне графики во время показа по телевизору: узкие полосочки флагов стран выглядели так необычно, что даже пятилетке врезались в память. Но о том, чтобы помнить какие детали матчей с той поры речь не шла. Та же ситуация с Евро-1992, да и о ЧМ-1994 достойных воспоминаний два. Первое – четвертьфинал, где голландцы отыграли два мяча у Бразилии, должны были забивать третий, но в итоге получили лишь банку от Бранко (ну, и преданного болельщика на все эти годы). Второе – финал, который шел совсем ночью (турнир-то в США был), так что я, героически отдыхая на даче у бабушки с дедушкой, просто заснул в начале дополнительного времени. Может, поэтому мне никогда особо не было жаль Роберто Баджо. Хотя иногда мне говорят, что у меня просто нет сердца.

Куда проще вспомнить первый памятный поход на футбол вживую. Первый вообще был на матч «Динамо» с «Силькеборгом» в 1994-м, но о нем не помню ничего. Возможно, потому что выиграли – плохое ведь всегда помнится лучше. И неважно, прошло с той поры 19 лет или 19 дней.

«19 лет» в прошлом предложении возникли не случайно, речь пойдет о матче 1996-го. «Динамо» играло с венским «Рапидом», проиграло первый матч на выезде 0:2, но совсем не верилось, что все потеряно. Последнюю фразу с годами болельщики «Динамо» повторяют все чаще, но каждый раз ведь верят, да. Впрочем, 11-летний я был заметно менее саркастичен, зато преисполнен ожиданий, отправляясь на «Республиканский» (его как раз в том году переименуют в «Олимпийский», но называть так привыкнут заметно позже) с дедушкой. Запомнился ритуал в виде просмотра линейки футбольной литературы, которую приносили на продажу перед матчем. Позже я всегда буду стараться выцепить какую-то книгу с таких походов, а в тот раз – боюсь ошибиться, но кажется тогда – заполучил «Футбол на всю жизнь» Блохина. Разочарование годы спустя в кумире будет жестким.

Жестко, правда, было и на поле. Не сразу, сначала, как бы заманивая, Калитвинцев открыл счет хлестким ударом в своем стиле. Ну, а дальше в дело вступил Трифон Иванов. Уже сильно потом я узнаю, что у него было прекрасное прозвище «Неандерталец», а тогда просто запомню какого-то гиганта-громилу, который, посмотри я матч хотя бы лет за 5 до того, наверняка приснился бы мне в кошмарном сне. А так кошмары снились защитникам «Динамо», которые еще до перерыва дважды не удержали болгарина. Еще гол добавил Кюбауэр – и в перерыве я стал наблюдать Исход болельщиков (слово «глорихантер» в те годы вряд ли кто-то слышал в Украине). Совсем грустно станет после автогола Хацкевича в середине второго тайма и гол Максимова, позволивший избежать разгрома, видело... Протокол матча говорит, что на игре было 80 тысяч болельщиков, в конце осталась, дай Бог, чтобы четверть.

Затем «Динамо» Сабо проиграет еще и «Ксамаксу» – и вернется Лобановский, который почти с тем же составом, разве что без Леоненко и Волосянко, выведет команду в четвертьфинал, а затем и полуфинал Лиги чемпионов. Но это уже совсем другая история.

Сергей Болотников, заместитель главного редактора Tribuna.com

Это был август 97-го. Львов, Левандовка (львовская Троещина), солнце жарит по полной, как сейчас. Играть самим было невозможно, и мы, 13-летние пацаны, решили пойти на футбол настоящий – «Карпаты» играли против «Зирки-НИБАС» (более смешного названия команды я не встречал до сих пор). Так я впервые попал на «Украину», хотя тогда ее многие еще по старинке называли «Дружбой». Убитый стадион с лавочками делили футбол и базар, где мы покупали катриджи для Sega и китайские «абибасы». Фан-сектор же располагался почти по центру и больше напоминал групповой поход на стадион какой-то психбольницы (в хорошем смысле) – человек тридцать вместе с оркестром периодически что-то поют или кричат, даже не догадываясь о существовании пиротехники.

Маркевич, кажется, еще курил и точно не был седым, но уже любил прокомментировать весь матч фирменными тремя словами. Самый суровый тафгай украинского футбола Роман Зуб калечил соперников, вечный двигатель Любомир Вовчук выжигал бровку, сверху лысый, а сбоку волосатый Микитин вкалывал так, что потом попал в сборную, а Евгений Назаров был настоящим композитором этой команды. И, конечно же, Семен – Альхали Соума, первый темнокожий легионер «Карпат». У гвинейца мало что получалось, но народ его обожал – это больше напоминало цирковое представление, чем футбол.

Тот первый футбол матч закончился нулевой ничьей, но шансов не стать болельщиком, затем фанатом, а потом и спортивным журналистом – у меня не было. Зимой «Карпаты» подписали целую банду звезд (Ковалец, Шаран, Мизин, Гецко и Паляница), начали затаптывать в газон мелких соперников и побеждать больших, дважды за сезон хлопнув «Динамо», выиграли бронзу и попали в еврокубки.

Святослав Васылык, автор блога «Вшитко про лобдоругаш»

Став пригадувати свій перший похід на справжній футбол і упіймав себе на думці: блін, ото я старий. Так от, сталося це 20 березня 1979 року в славетному місті Мукачеві, в якому я тоді і мешкав. То був чвертьфінал Кубка СРСР «Динамо» (Київ) – ЦСКА (Москва). На жаль, динамівці тоді програли 0:1. Але сам антураж навколо матчу був фантастичний як на радянські часи. Черги за квитками на стадіоні, люди з телебачення з камерами. Пам’ятаю, як батько радів, коли зумів дістати квиток і пообіцяв взяти і мене. Мені тоді було 7 років і для мене це стало вибухом в голові: «Кубок СРСР, «Динамо», Блохін».

Чому грали саме в Мукачево? Друзі, ну це ж був совдеп. Тоді вважалося, що в березні в Києві та у Москві неможливо грати, бо газон не готовий, от і грали єврокубки березневі в Сімферополі чи Тбілісі. А от в кубку СРСР в 70-80-х була практика грати весною на Закарпатті, бо тепло і поля у нас в Мукачево і в Ужгороді були якісні як на ті часи.

Перший спогад від самої гри – дуже багато людей на трибунах невеличкого мукачівського стадіону. Навмисно подивився недавно статистику, пишуть про 25 тисяч глядачів! Неймовірно, бо сам стадіон заледве вміщає 5 тисяч. Як вони туди всі вмістились? Атмосфера була майже західна – труби, клаксони, прапори «Динамо». Їх спеціально виготовили до цього матчу на місцевій трикотажці. На жаль, перший тайм майже не бачив, бо матч щойно почався, як нижчі ряди підвелись, а за ними підвелись і всі. Тож я бачив не гру, а, вибачте, зади незнайомих дядьків.

В перерві тато якось пристроїв мене в проході і другий тайм я вже побачив увесь. На той час «Динамо» вже програвало, і весь стадіон лише зойкав, коли кияни втрачали моменти. Враження від самої гри було таке, ніби побачив висадку інопланетян, – тобто щось чув про це, але саме видовище наживо перевершило усі сподівання. Плюс я побачив живого Блохіна, і це було на той час все одно, як побачити Брежнєва. Пам’ятаю ще дике розчарування від поразки «Динамо» і те, як після фінального свистка вболівальницький натовп буквально вилився на поле, затопивши все – міліцію, футболістів, тренерів. На все життя в мене залишились перед очима перекошене від переляку обличчя Блохіна, якому здалось, що зараз люди почнуть його бити. Але все скінчилось мирно: люди швидко розійшлись, а ввечері по телебаченню матч показували у повторі. Але лише другий тайм.

Виталий Старенький, соцредактор Tribuna.com

Как и многих из нас, на футбол меня подсадил отец, болеющий за «Динамо» с середины 70-х. Как сейчас помню сентябрьский вечер 1997 года и мой первый полноценный просмотр футбольного матча на красивейшем, только что купленном ламповом JVC. «Динамо» стартовало в Лиге чемпионов выездным матчем против ПСВ. Задавая много вопросов отцу по ходу первого тайма, я понемногу вникал в суть происходящего на поле и ко второму часу напряженного матча уже начал осознавать, что ЛЧ – это круто. А после гола Шевченко в добавленное время еще пару часов был в состоянии эйфории, даже не думая о сне. После этой победы я больше не расставался с «Динамо», отмечая дни на календаре до следующего матча в ЛЧ. Тот год был по-настоящему волшебным – разгромы «Барселоны» я и сейчас пересматриваю с большим удовольствием как минимум раз в год.

А первый поход на стадион случился лишь спустя два года. Мнительная мама, считавшая, что там опасно, разрешала смотреть футбол только по телевизору, но совместными усилиями с отцом ее удалось уговорить пойти с нами. Мол, скоро любимый Андрей Шевченко уйдет, и будет просто преступлением не посмотреть на него вживую. Втроем мы и отправились на центральную трибуну тогда еще просто стадиона «Динамо», где киевляне принимали бронзового призера «Кривбасс». Игра была совершенно равной, и неизвестно, как бы все закончилось, если бы не гол того самого Шевченко. Легенда «Динамо» в лучших традициях со своей любимой точки исполнил идеальный штрафной, а через два месяца отправилась в «Милан» – подсадив меня, да и не только меня, на серию А.

В первый раз я увидел футбольный матч летом 2006-го года. До последнего момента я понятия не имел, что это чемпионат мира, и что туда попала сборная Украины. Не то чтобы я горел желанием смотреть турнир и болеть за нашу сборную – но все ведь смотрели, значит и мне нужно! Матч с испанцами я пропустил, узнав о нем лишь спустя несколько лет, зато полностью увидел поединки против Саудовской Аравии и Туниса. Естественно, я знал только Шеву, но после этих двух матчей и 1/4 с итальянцами (что я делал во время 1/8 – главный вопрос всей моей жизни) я выучил еще несколько фамилий: Калиниченко, Русол, Ребров… Как и все вокруг, радовался голам нашей сборной, но все равно не понимал: зачем мне нужно это смотреть? Чемпионат закончился, а мое знакомство с футболом продолжилось только спустя два года.

Летом 2008-го я поехал с родителями в Турцию, не подозревая ни о каком Евро-2008, но буквально в первый день я понял, что что-то тут не так. Сумасшедшие турки ходят с флагами и поют песни, много немцев в футболках национальной сборной и, конечно же, куча россиян, которые обсуждают шансы их сборной в матче с испанцами. К вечеру я узнал, что на территории гостиницы, в который мы жили, есть небольшой кинотеатр, и каждый вечер там будут показывать матчи Евро. Я отправился туда немедленно, зашел, сел и начал смотреть Испания – Россия. Вокруг меня творилось что-то невообразимое: россияне орут от злости, двое испанцев хихикают сзади от меня, турки орут просто так. Испанцы были великолепны, я получил много удовольствия, новых эмоций и на следующий день снова пошел смотреть футбол…

Александр Харламов, автор блога «Латераль»

Из детского сада меня забирала бабушка, у которой я оставался, пока родители не вернутся с работы. Игрушек у нее было не очень много, и я забавлял себя тем, что прослушивал детские сказки или хиты середины 80-х в исполнении Льва Лещенко или Аллы Пугачевой на старенькой радиоле. В комнате в фоновом режиме работал телевизор, который однажды привлек мое внимание каким-то хлестким звуком – на экране вращался мяч, а из динамиков горланил футбольный марш (как это называется, я узнал позже). Затем в ящике началась какая-то суета и непонятная беготня. Это сложно описать словами, но я буквально влип в черно-белый «Рекорд» и даже приход родителей не заставил меня переключиться. Что это был за матч, я не знаю до сих пор, но это, собственно, и не важно. Важно, что это была любовь с первого звука и на всю жизнь.

Первый осознанный просмотр футбола случился в 1992 году. Все вокруг только и говорили, что сборная СНГ на чемпионате Европы какая-то ненастоящая, искусственная, но мне было все равно – для меня они были «НАШИ», и я старательно записывал результаты в купленный отцом календарь чемпионата. Первые две игры даже не помню, смотрел ли, а вот матч с Шотландией будто вчера состоялся. А все из-за сумасшедшего ажиотажа: нашим была нужна победа в последней игре группового этапа, а британцам уже ничего не светило. Игроки в красной форме весь матч возили соперника, но мяч будто кто-то заколдовал, и он влетал только в ворота Харина.

Разочарование было столь велико, что на следующий день я записался в футбольную секцию, чтобы исправить эту вселенскую несправедливость. Несправедливость, как это нередко бывает, оказалась сильнее, но футбольный марш в моем сердце не стал от этого звучать тише.

Владимир Гарец, автор блога «Лед и зелень»

Мне рассказывали, что моим первым футбольным опытом стал чемпионат мира в США – пусть и бессознательно, но я действительно участвовал в процессе как самый опытный болельщик. Мой отец как раз тогда тяжело работал на стройке, и чтобы не заснуть в поздний час ночи, ему требовалась помощь со стороны. Я был младенцем трех месяцев от роду, и моя миссия была проста до безобразия – кричать и не давать ему уснуть. Говорят, я справился на пять с плюсом.

С вот самым ранним моим воспоминанием, которое я пронес сквозь годы, стал матч «Шахтера» Прокопенко против могучего тогда «Лацио». Не уверен, что я раньше футбол не смотрел, но как раз накануне игры мне наконец-то объяснили правило офсайда буквально на пальцах – и я внимательно всматривался в свой старенький телевизор с надеждой использовать свой опыт на практике. Тот вечер для меня закончился плачевно. После первого тайма я искренне радовался за парней в оранжевых футболках, Вирт и Воробей своей игрой буквально влюбляли в себя… и то что сделали игроки «Лацио» во второй половине игры – я пулей вылетел из комнаты весь в слезах после пятого гола. Первые и последние мои слезы по поводу футбола – неплохой повод запомнить все до мельчайших деталей. И пусть с той поры уже ушло несколько эпох, и пусть я больше не болею за «Шахтер», я все равно буду вспоминать этот матч как одно из самых сокровенных воспоминаний.

Алексей Симченко, соцредактор Tribuna.com

Почти все мои родственники – тру-фаны киевского Динамо. То ли поэтому, то ли по другой причине, но родителей, видать, футбол достал, и они его никогда не включали. Собственно, меня это мало волновало: в младших классах я фанател от баскетбола и Майкла Джордана. Но лето-1998 мне впервые довелось провести вне дома – меня отправили к тетке, которая спорта смотрит столько, сколько не смотрят многие мужики.

Как раз в тот момент стартовал Чемпионат мира во Франции и, понятно, что телевизор у нас транслировал только его, лишь порой переключаясь на фильмы-сериалы. Мне до поры до времени удавалось держаться в стороне от того чемпионата – матчи не смотрел, но видеообзоры и рассказы новых друзей о каких-то «роналдо», «зидане», «баджо» и прочих звездах в душу западали. Короче, в какой-то момент я не выдержал и сел смотреть свой первый матч, чтобы хоть немного понимать о чем говорит тусовка. Причем, не просто «ой, ну сейчас посмотрим», а с тетрадкой, ручкой и теткой, чтобы объясняла, что к чему происходит. До сих пор благодарен случаю: это была заруба итальянцев с хозяевами французами в ¼ финала. Где-то минуте к 30-й я определился, что болеть буду за скуадру, а к началу второго тайма в моей тетрадке уже были записаны все фамилии участников.

Скучные, как позже говорили (мне-то откуда было знать – скучно или нет?), нули сменились дополнительным временем, а потом и серией пенальти. И вот тут-то началось самое бодрое и, как оказалось, обидное: нервы, крики и удар Ди Бьяджо в перекладину, который все и решил. Как сейчас помню убитого горем Луиджи, валяющегося на газоне «Сен-Дени» и радостные крики прыгающего Фабьена Бартеза. Сразу после матча я схватил свой баскетбольный мяч и пошел лупить его по всем стенам в округе, представляя мифического Бартеза в воротах. Спустя пару дней у меня уже появился и футбольный. И да, кто его знает, как бы все повернулось, если бы итальянцы все-таки прошли французов – но злость и обида сразу же подсадили меня на футбол. Позже эта самая Франция грохнула в финале симпатичную Бразилию, чем окончательно убедила меня, что полюбил я самую несправедливую в мире вещь.

Александр Ткач, главный редактор Tribuna.com

«Телевизионные отношения» с футболом у меня начались как-то плавно – настолько плавно, что никакого «первого футбола» в моей голове не отложилось. (Впрочем, я до сих пор считаю, что это нормально: люди зачастую помнят свой первый секс, но все самостоятельные эксперименты вокруг этого – обычно не очень).

Тогдашнее постсоветское телевидение само по себе было довольно плачевным, а в Кишиневе, где я родился и вырос, в первой половине 90-х годы смотреть было и вовсе нечего. Украинские каналы довольно быстро исчезли из молдавских кабельных сетей, на российском ОРТ футбола тоже было немного. Так что я не исключаю, что первым матчем, увиденным по телевизору, было что-то вроде «Петролул» Плоешть – «Политехника» Тимишоара на румынском канале – а то и что похуже, вроде гандбольного «Олткима» из Рымнику-Вылчя. (Извините, но я до сих пор зачем-то помню, кто такая Кармен Амарией). На лето меня отправляли в село в Украину – но телевизор там показывал так плохо, что ЧМ-1994 я посмотрел уже дома, в обзорах и еще позже в записи. В общем, тот ранний период футбола по телевидению я помню совсем смутно, где-то до Лиги чемпионов-1994/95 с первой любовью – вангаловским «Аяксом». И думаю, это даже к лучшему.

Зато свой первый живой матч я помню точно. Не помню, чтобы я туда просился, но папа, ни тогда, ни сейчас не особо болеющий футболом, справедливо решил, что сводить меня на матч хотя бы раз нужно. (Впрочем, возможно, у него на этот счет есть какая-то совсем другая предыстория, надо при случае уточнить). Так или иначе: непривычно пасмурный майский день 1995-го года, серый кишиневский «Республиканский», финал Кубка Молдовы. На табло – главное дерби местного футбола 90-х, «Зимбру» против «сепаратистов» из тираспольского «Тилигула». На скамейке «наших» – играющий (!) тренер Александр Спиридон (через год он перейдет в «Тилигул» и закончит там карьеру).

Я был совершенно не готов к тому, что «Зимбру» проиграет – 0:1 в концовке. Во-первых, это чемпион страны, а во-вторых, как это нас, столичных, может кто-то в чем-то превосходить? В местном футболе я как-то подразочаровался и приналег на «Евроспорт» с еврочемпионатами и обрывки украинского футбола летом (спасибо чемпионату по олдскульной схеме «весна-осень»).

Делитесь собственными историями в комментариях под текстом, в статусах или в собственном блоге!

Фото: УНІАН.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты