Tribuna/Футбол/Блоги/Энциклопедия британика/Фоновый режим. Как Дэвид Мойес может принести пользу «МЮ»

Фоновый режим. Как Дэвид Мойес может принести пользу «МЮ»

Дмитрий Долгих объясняет, почему Дэвид Мойес все еще может сыграть положительную роль в судьбе «Ман Юнайтед», даже если сегодня не обыграет как надо «Олимпиакос». И если дни до его отставки уже целиком помещаются на календаре весны.

19 марта 2014, 11:08
Фоновый режим. Как Дэвид Мойес может принести пользу «МЮ»

Дмитрий Долгих объясняет, почему Дэвид Мойес все еще может сыграть насквозь положительную роль в судьбе «Ман Юнайтед», даже если сегодня не обыграет как надо «Олимпиакос». И если дни до его отставки уже целиком помещаются на календаре весны.

Не было в воскресенье на «Олд Траффорд» более выразительно печального лица, чем у Алекса Фергюсона, но вообще, чтобы подчеркнуть его величие, за этот неполный сезон «Манчестер Юнайтед» сделал больше, чем как минимум за предыдущие пять — тех, что прошли с московского финала Лиги чемпионов.

Воскресное лицо Дэвида Мойеса чересчур веселым тоже не назовешь, да вдобавок нет тут никакого «но вообще»: «Эвертон» без своего полувечного тренера не только не скатился в борьбу за выживание, но и показывает временами оскорбительно привлекательный футбол, вводит воспитанников не только в собственный состав, но и в состав сборной Англии, опережает «Ман Юнайтед» в таблице и, кажется, не очень грустит по прошлому.

В общем, трудно сейчас быть Дэвидом Мойесом и явно не время думать, что при нем в запасе «Эвертона» часто сидели не Жерар Делофеу, Антолин Алькарас или Эйден Макгиди (при травмированных Коне, Пиенаре, Траоре да Джагелке), а Жозе Бакстер, Магайе Гейе или много забивающий при подключениях к атакам Тони Хибберт, и что задача заменить Фергюсона в первые полсезона с Моуринью или Гвардиолой, быть может, превратилась бы в гораздо более шумную и скандальную катастрофу.

Времени, в том числе и на то, чтобы до публики дошли оправдания, у Дэвида Мойеса, похоже, не будет. Это жену Джона Генри муж и жизнь научили писать вполне содержательные комментарии во время просмотра соккерных матчей, а у Глейзеров особых поводов начать разбираться в общечеловеческом футболе пока не было. Они и сейчас спокойно переживут разгромы, вылеты и уж тем более протесты фанов, но вот приемники тревожных сигналов от биржи и потенциальных или уже вполне кинетических спонсоров у них точно исправны. Именно они могут спровоцировать это семейство на второе самостоятельное действие в истории своих отношений с «МЮ» (первым была покупка клуба). Во вторник, во всяком случае, появились первые признаки, что оно — семейство – зашевелилось.

На то, что вопреки логике и здравому смыслу скоропостижная (меньше, чем через год) отставка Мойеса и вправду может состояться, указывают не только бизнес-интересы Глейзеров. Разлитое молоко и упавший авторитет практически не поддаются восстановлению: ими еще могут заинтересоваться менее притязательные, но сами уронившие по первоначальному назначению — уже вряд ли. Если игроки потеряли уважение и доверие к тренеру и уже привыкли видеть его бессилие, бессильными, скорее всего, окажутся и доводы разума. Им просто не дадут шанса рассказать, что они доводы разума, а не отчаяния.

Дэвида Мойеса это вдохновит вряд ли, но у него все же есть шанс принести «Манчестер Юнайтед» огромную пользу, даже если его оставшиеся дни в клубе уже помещаются на календаре марта – вместе с Лигой чемпионов и манчестерским дерби. Задолго до того, как в голову человека попадают слова «относительный» и «абсолютный», он на своем опыте убеждается, что минимум в чисто практическом смысле относительное абсолютного гораздо важнее. Можно не делать ничего хорошего и выглядеть вполне достойно на фоне того, кто делает это еще хуже. Можно совершить что-то выдающееся и потеряться на фоне гения. Можно забить 4 гола и проиграть. Можно быть хорошим тренером и считаться неудачником на фоне Фергюсона.

Чем хуже и меньше сейчас будет получаться у Мойеса, тем проще будет его последователю

Фон и контраст для репутации важнее того, что ее на самом деле составляет и что стоит за попытками ее заработать. Именно поэтому у Мойеса в «МЮ» почти не было шансов и именно поэтому хорошие шансы скоро появятся у самого «МЮ». Все совсем просто: Мойесу приходится работать на фоне сверхуспехов Фергюсона и пытаться сделать невыполнимую работу, сравниваясь с бесконечностью. Следующему тренеру «МЮ» придется работать уже на фоне неудач Мойеса и сравниваться с нулем. Его труды и результаты будут оцениваться не по Фергюсону с его десятками титулов, а по Мойесу с его поражениями от вестбромоподобных и разгромами от «Ливерпуля». В первом случае работать успешно, особенно сразу, было почти невозможно, во втором, особенно поначалу, работать будет легко и приятно. Относительно.

И в этом смысле, конечно, чем хуже и меньше сейчас получается у Мойеса, тем проще будет его последователю, тем больше энергии и злости скопится у игроков и тем снисходительнее к ошибкам этого самого последователя будут первое время относиться.

Самый интересный и сложный вопрос в этой связи — смогут ли предшественник и последователь совпасть и сможет ли на контрасте с Мойесом работать сам Мойес. Например, со следующего сезона. С физической и логической точек зрения это странная задача, но в реальности такое вполне возможно. Исправить ошибки, показать, что многому за год научился, и сделать это чуть более убедительно, чем написав пространное письмо в пространство. Избавиться от некоторых свидетелей, участников, а особенно творцов позора и купить пару новых игроков. Это все очень сложно. Но для человека, который целый год делал невозможную работу, очень сложная вполне может стать выполнимой.

Быть Дэвидом Мойесом сейчас трудно и неприятно. Однако если воскресный баннер со временем так и не переместится на другие сектора «Олд Траффорд», а Мойес так и останется в истории «МЮ» в незавидной роли контрастного фона для предшественника и последователей, спешить жалеть его не стоит. Мойесу скоро 51, он крепкий суровый шотландский мужик из Данбартоншира, у которого есть еще все шансы и немало времени избавить свое имя от неприятных ассоциаций и найти себе что-то более скромное и менее сумбурное. Никакого нет трагизма в том, что человек оказался не на своем месте, до тех пор, пока можно вернуться на свое. Есть вот подозрение, что новый тренер скоро может понадобиться «Ньюкаслу»...

Фото: Fotobank/Getty Images/Laurence Griffiths

Лучшее в блогах
Больше интересных постов