Tribuna/Футбол/Блоги/Отважный репортер/«Шевченко нет альтернативы. Разве что Маркевич». Морозов – о «футбольном быдле», «Заре» и каналах «Футбол»

«Шевченко нет альтернативы. Разве что Маркевич». Морозов – о «футбольном быдле», «Заре» и каналах «Футбол»

Интервью тренера и эксперта Даниилу Вереитину.

23 января 2019, 10:10
54
«Шевченко нет альтернативы. Разве что Маркевич». Морозов – о «футбольном быдле», «Заре» и каналах «Футбол»

Заслуженный тренер Украины и эксперт телеканалов «Футбол 1/2» Сергей Морозов рассказал Даниилу Вереитину о работе на телевидении, реакции людей на его высказывания и отношениях с Андреем Шевченко.

«Ударили бы Ярмоленко, применил бы фразу «футбольное быдло» к любому другому футболисту»

– В последнее время вас стало реже видно на телеканалах «Футбол 1/2». В чем причина?

– Дело в том, что мне прооперировали колено. Была проблема, связанная с профессиональной деятельностью. На сегодняшний день идет процесс реабилитации, поэтому в будущем буду чаще появляться на телеканалах «Футбол».

– В последние несколько лет на каналах «Футбол 1/2» появилось много молодых экспертов. Количество превосходит качество в данном случае?

– О качестве, на мой взгляд, говорить пока рано. Я не вижу критериев оценки эксперта. Мне представляется, что это должен быть человек, который играл в футбол, хорошо эрудированный, много читал в свое время, хорошо знает и понимает игру. Очень важно умение ясно выразить свою мысль по ходу сложившейся ситуации в матче.

– Бывает такое, что вас ставят в определенные рамки?

– Практически такого ни разу не было. Однажды, правда, был момент, когда мне сказали, что надо будет вести первую лигу. Я отказался, потому что просто не следил за этим турниром. Я смотрю матчи премьер-лиги, еврокубки и матчи национальных сборных.  

– То есть, никто вам не говорит перед эфиром, что надо работать в том или ином ключе?

– Мы сразу определились, что я в этом плане малоуправляемый человек. Практически неуправляемый.

– С Александром Денисовым какие сейчас отношения?

– С Александром Денисовым у нас каких-то полемических моментов и трений не было. Я считаю его одним из лучших менеджеров в спортивном сегменте. Кроме того, он неплохой ведущий. Но сегодня для роста нашего телевидения, телеканалов «Футбол 1/2», руководителей, менеджеров, экспертов, нужна альтернатива. Еще хотя бы 2-3 канала, которые могли бы конкурировать. Не хватает именно этой составляющей. 

– Александр Денисов и Иван Гресько – представители менеджмента. Но, в то же время, они совмещают эту деятельность с работой в кадре. На ваш взгляд, такая универсальность не мешает развитию каналов?

– Приведу пример. Есть такой функционер, как Константин Эрнст. Он появляется на экране на церемониях награждения, во время КВН и на «Голубом огоньке». То есть, три раза в году. Это правильный подход.

– Вы – человек, который за словом в карман не полезет. Бывают такие истории, когда вам перезванивают и говорят: «Сергей Юрьевич, вы немного перегнули»?

– Иногда меня встречают люди на улице. Я пользуюсь общественным транспортом, езжу в метро. Есть разные мнения. Кому-то нравится, кому-то нет. Иногда говорят: «Мы с вами не согласны». Каких-то откровенно конфликтных ситуаций не было. Есть и поддержка: некоторые люди благодарят за толерантность и профессиональные комментарии.

– С коллегами вы конфликтуете?

– Полемические моменты всегда есть. Потому что присутствует разное видение ситуаций в футболе. Более того, есть коллеги, которые только играли, но не были тренерами. Тем не менее, они судят обо всех подряд. Есть и те, кто и играл, и тренировал. У них свое мнение, которое заслуживает уважения.

Я сторонник того, что когда что-то комментируешь, то нужно объяснять не то, что видишь на экране. Это работа комментаторов и журналистов. Объяснить нужно то, почему это происходит. К сожалению, не все это делают.

– Перед Евро-2016 была некая конфликтная ситуация в кругу экспертов на канале. Что происходило?

– Это был не конфликт. Там как-то просто забыли о Йожефе Сабо, а я Александру Денисову об этом напомнил. Сказал, что это заслуженный человек, который в качестве игрока и тренера присутствовал на чемпионатах мира и Европы. И он должен участвовать в обсуждении. Где бы мы не находились, в разных городах, на разных матчах, народ просто обожает этого человека.

– То, что чемпионат мира в прошлом году не показывали телеканалы «Футбол 1/2» – это потеря?

– Конечно, это потеря. Но дело не в каналах, ведь это решалось на политическом уровне. Наши болельщики были незаслуженно обделены. Другое дело, могли бы в той ситуации, которая сегодня сложилась, не показывать матчи России. Но как не показать бразильцев, уругвайцев, аргентинцев, французов, испанцев. Это потеря для аудитории.

– Вы смотрели ЧМ на «Интере»?

– Нет, у меня есть спутниковая тарелка, где более 40 футбольных каналов. Смотрю немецкие, английские каналы.

– История с Андреем Ярмоленко. Если оглядываться назад, вы бы извинились перед ним за фразу «футбольное быдло»?

– Если бы в тот момент было наоборот, ударили бы Ярмоленко, то я бы применил эту фразу к любому другому футболисту. Потому что у нас футбол перестал носить воспитательный характер. А это должно быть.

Ведь сегодня футбол – это деньги, выпущенные майки, наколки на руках, разговоры среди футболистов, которые не видно на футбольном поле. Но вне его пределов все сводится к тому, у кого какая машина, у кого какая квартира. И на этом все заканчивается. Они говорят совсем не о том, что и кто прочитал, кто что выучил, посмотрел. К сожалению, общий футбольный интеллект с тех пор, когда я был чемпионом в луганской «Заре» в 1972 году и по сегодняшний день практически не изменился. Изменилось речевое общение, а не ценности.

«За долгие годы работы Вернидуба в «Заре», он ни разу не вспоминал человека, который его туда привел»

– Вы выигрывали чемпионат СССР в 1972 году с «Зарей». По воспоминаниям тогдашних болельщиков, мало кто ожидал, что «Заря» станет чемпионом. Как вы чувствовали себя после победы?

– Когда мы прошли 2/3 чемпионата, то уже сыграли по два матча и с московскими командами, и с «Динамо» Тбилиси. Уже тогда была уверенность, что мы выиграем чемпионат. В трех компонентах футбола мы опережали всех. Первый – функциональная готовность. Второй – скоростная техника. Зонин не принимал технику, как основной фактор. Только скоростная техника, мы все время над этим работали. И третий момент – психология. Она была просто потрясающей. Это было единение всех футболистов, тренеров, болельщиков, обкома и горкома партии.

– Вообще, ситуация похожа на «Лестер» в их чемпионском сезоне...

– Очень похожа. Но Зонин был и есть очень хорошим психологом. И хорошо готовил команду функционально. В жару 40 градусов, например, приезжает «Арарат» или «Динамо» Тбилиси. Это их погода, но мы всем забивали по три. У нас интенсивность игры была высокая. По этому компоненту у Зонина система была ближе к Лобановскому. Функционально нас никто не мог победить.

– После победы в чемпионате, как вы себя ощущали в городе? У вас был статус звезды?

– На улицах, безусловно, узнавали. Луганск тогда был небольшим городом. Дело в том, что иногда были такие моменты, когда «Авангард» был заполнен, а это 40 тысяч зрителей. От чаши стадиона до входной колонны стояло еще несколько тысяч людей. Они не видели происходящего, а лишь слышали по громкоговорителю. Это был яркий момент признания. А за пределами стадиона никаких проблем не было. Мы жили обычной жизнью, свободно ходили по городу. Только после победы в чемпионате многие купили автомобили. У меня был ижевский «Москвич». До этого мы ездили на клубном автобусе.

– Это была премия?

– Нет. Все за свои деньги покупали, просто вне очереди. Надо было ждать год-два. Мы ездили плохо, только учились. Причем, сами. В лучшем случае, рядом садился кто-то, у кого был опыт вождения. Зонин нам говорил, что всем гаишникам и таксистам раздали номера наших машин, чтобы они нас объезжали.

– Были какие-то дивиденды от чемпионства?

– Были премии порядка 2-3 тысяч рублей. Если Москвич стоил 5 тысяч, то это были большие деньги по тем временам. Потом нас хорошо одели: были летние финские костюмы, а зимние – из английской шерсти. Нам это все дарили к майским праздникам и к 7 ноября. А главный показатель – полный стадион на матчах. Даже в 1973 году, когда мы уже стали чемпионами, ушел Зонин, разобрали нескольких игроков... Мы тогда заняли седьмое место, и до призового нам не хватило 2-3 очка.

– Известный украинский хоккеист Сергей Варламов рассказывал, что в Канаде хоккеисты из НХЛ пользовались невероятной популярностью и перед ними были открыты двери во все рестораны. У вас тоже так было?

– Могу сказать одно, что если мы выпивали, то все вместе. У нас не было такого, чтобы кто-то дома пил отдельно. В рестораны мы не ходили в большей степени потому, что руководство просило нас особо не светиться в таких заведениях. А так, мы собирались у кого-то на новоселье, на ремонт квартиры, у кого-то еще какой-то повод. Были разные напитки. После них часто спорили между собой.

– Как вы проводили свободное время?

– Трое киевлян в составе «Зари» – Семенов, Онищенко и я – могли на выходные, субботу и воскресенье, улететь в Киев. Тогда билет на самолет стоил 15 рублей, а зарплата была где-то в районе 500. Слетать в Киев и обратно обходилось в 30 рублей, вполне можно было себе позволить.

Надо отметить, что в течение тренировочной и игровой недели никто не приходил с перегаром. Зонин очень строго к этому относился и у нас был хороший костяк команды. Даже если кто-то срывался, то его ставили на место и без Зонина.

– Зонин для вас – эталон главного тренера?

– Он, конечно, образец с точки зрения отношения к спорту и к науке. У него все было расписано по минутам, ни разу не опаздывал. Я запомнил его фразу, что когда тренер читает программу тренировки и у него большой живот, то игроки смотрят на живот, а не слушают программу. Поэтому он всегда был подтянутый, аккуратный. Мы брали с него пример.

– В сегодняшней «Заре» есть такой образцовый тренер?

– Мне не нравятся лишние эмоции, которые высказываются представителями тренерского штаба. В том числе, и по телевидению. За долгие годы работы Вернидуба в «Заре», он ни разу не вспоминал человека, который его туда привел – Анатолия Чанцева. Кроме того, я не могу нормально воспринимать, когда тренер матерится на весь стадион, а сзади сидят женщины и дети.

– Однажды вы вступили в открытую конфронтацию с Сергеем Рафаиловым в прямом эфире. Это было сделано ради повышения интереса к программе или же у вас с ним есть противоречия во взглядах?

– Нет, у меня с ним нет противоречий. Просто когда администратор начинает разбираться в тактике, то это неправильно. Каждый должен заниматься своим делом. На мой взгляд, в обязанностях Рафаилова – переезды, питание, логистика, спортивная форма и так далее. Здесь он профессиональный человек. А рассказывать о тактике людям, которые тренировали сборные, как Йожеф Сабо, например, по крайней мере, неэтично.

– Сергей Рафаилов особо не церемонится с высказываниями и недавно он заявил, что запретил бы выступать в команде футболистам-геям. Как вы относитесь к такому заявлению?

– Рафаилов просто высказал свою мужскую позицию. Он имеет на это право.

«После тренерской карьеры хотел бы видеть Шевченко на посту главы ФФУ»

– Что у «Шахтера» не получилось в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов?

– «Шахтеру» попросту не хватило времени на адаптацию молодых футболистов. Это главный фактор.

– Что нужно изменить команде, чтобы не провалиться в Лиге Европы?

– Атакующие действия и игра в центральной зоне. Есть Степаненко и уже вылечился Малышев, насколько я знаю. Кроме того, есть Майкон. Также нужен хороший центральный нападающий. По модели имеющий схожие черты с Лукаку. Чтобы была и скорость, и динамика, и борьба. Форвард должен быть мощный и крепкий. Как у сборной Германии был Янкер, у Чехии – Коллер.

– «Шахтер» непривычно много пропускал в этой Лиге чемпионов. По два на выезде от «Хоффенхайма» и «Лиона», матчи с «Манчестер Сити» болельщики и вовсе не хотят вспоминать. Что случилось с обороной?

– Проблема в центре защиты, о которых много говорят, не главная. Это вопрос командной обороны. Как только мячом начинает владеть команда соперника, так первыми защитниками являются нападающие и вингеры. Сегодня есть командная игра в обороне. От штрафной до штрафной есть целое пространство для отбора мяча. У «Шахтера», по сути, в этом компоненте был задействован один Степаненко. Соперники очень быстро проходили середину поля. Один Степаненко с этим справиться не мог. Когда был еще и Малышев, было немножко по-другому. Бразильцы все равно нацелены на контроль мяча. Допустим, Тайсон добросовестно отрабатывает в отборе. Хуже с этим у Марлоса.

Как правило, главной задачей опорного полузащитника является остановка скоростного развития атаки соперника. Заставить контролировать мяч, чтобы успеть организовать массированную оборону.

– Вы сейчас общаетесь с футболистами. Кто из них самый интеллектуальный?

– Я бы не сказал «интеллектуальный», но достаточно грамотные ребята – Степаненко и Пятов. На мой взгляд, они обязательно начнут заниматься тренерской карьерой. Они умеют аргументированно, быстро излагать свои мысли. Если взять киевских динамовцев, то Шовковский просто потрясающий человек в этом плане. Еще Сергей Федоров очень грамотный парень. Среди экспертов тоже есть такие люди – тот же Головко или Сопко. Для меня Александр Сопко – один из лучших экспертов. Не всегда я с ним согласен с точки зрения развития теории игры, но то, как он излагает материал – приятно слушать.

– Вы преподаете на тренерских курсах. Кто из футболистов, недавно получавших диплом, блеснул знаниями на экзаменах и приятно вас удивил?

– Например, Андрей Шевченко. Несколько раз с ним общался, когда он был футболистом, смотрел много его интервью, когда он играл в «Милане» и «Челси». Шевченко – личность. Когда он был игроком, руководили им, а теперь руководит он. Шевченко толерантный, иногда жесткий и обладает хорошим пониманием ситуаций, возникших на футбольном поле и тренировочного процесса. Сегодня ему нет альтернативы. Разве что Мирон Маркевич. То, что Шевченко сделал со сборной в Лиге Наций, не дает сомневаться в его профессионализме.

– Какая перспектива у Шевченко?

– Мое пожелание, чтобы после тренерской карьеры, которая может продлиться достаточно долго, я бы хотел его видеть на посту главы Федерации футбола.

– Даже так?

– Даже так, потому что очень уважаемый человек во всем мире. Я не говорю, что это произойдет сейчас. Пока он работает тренером, может быть, потом попробует себя за рубежом, в Италии или в Англии. Не знаю, каким будет результат его работы в сборной. У нас сегодня слабый чемпионат, по сравнению с европейскими топ-лигами. Но он изменил психологию игроков, отучил их бояться грандов. В этом смысле показательный матч с Италией. Его команда может играть против любого соперника. Шевченко изменил подход. У нас все время было то Бородинское сражение, то Сталинград: отбиваемся, играем на контратаках. А у него сегодня целая группа молодых игроков, которая уже почувствовала вкус атакующего футбола, Малиновский, Зинченко, Матвиенко, Яремчук.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты