Tribuna/Футбол/Блоги/О логике в спорте/Альтруизм, который убивает

Альтруизм, который убивает

20 марта 2011. Дмитрий Чигринский, подгоняемый криками главного тренера донецкого «Шахтера» Мирчи Луческу, возвращается на поле в домашнем матче чемпионата Украины против луцкой «Волыни». Все замены уже сделаны, а потому Луческу решает вернуть травмированного игрока на поле. То, что счет уже 3-0 и до конца игры осталось всего 10 минут, Луческу не интересует - извини, Дима, у тебя нет бразильского паспорта. Дима же не перечит - он не привык так делать. Слово главного тренера - закон, а интересы команды превыше своих собственных. Помучившись некоторое время, постояв в...

5 мая 2013, 04:46

20 марта 2011. Дмитрий Чигринский, подгоняемый криками главного тренера донецкого "Шахтера" Мирчи Луческу, возвращается на поле в домашнем матче чемпионата Украины против луцкой "Волыни". Все замены уже сделаны, а потому Луческу решает вернуть травмированного игрока на поле. То, что счет уже 3-0 и до конца игры осталось всего 10 минут, Луческу не интересует - извини, Дима, у тебя нет бразильского паспорта. Дима же не перечит - он не привык так делать. Слово главного тренера - закон, а интересы команды превыше своих собственных. Помучившись некоторое время, постояв в центре поля и не принимая участия в каких-либо командных действиях, Чигринский дает знаками понять, что ему стоит покинуть поле. "Мистер" все-таки дает добро, провожая, однако, Дмитрия недовольным взглядом. Ничего удивительного, ему всегда было плевать на своих футболистов. Чигринский уходит в подтрибунное помещение, еще не догадываясь о том, что сделал очередной шаг на пути к пропасти.

Следующий шаг - нет, скорее - прыжок навстречу бездне - был сделан в течение нескольких следующих дней. Травма, полученная в игре с "Волынью" не была слишком серьезной - всего лишь растяжение мышц малой берцовой кости и небольшое повреждение связок. На носу был важный товарищеский матч сборной Украины против Италии, и Чигринский отправился в расположение сборной, желая, по возможности, помочь сборной. Впрочем, важным товарищеский матч не мог быть априори. Для сборной. Но не для одного человека, который страстно желал сохранить свою задницу в кресле главного тренера. Юрию Калитвинцеву было абсолютно все равно, что сборная под его руководством показывала не только посредственные результаты, но и откровенно позорную игру, сквозь которую проглядывалась очевидная перспектива проиграть все три матча на домашнем Евро. Он так боялся за свое место, что всеми возможными способами старался настроить игроков на единственно возможный результат, который бы сохранил его на столь почетном посту. Калитвинцеву нужны были лучшие игроки, а потому он надеялся на восстановление игрока к матчу с итальянцами. Тем более, что доблестные врачи национальной сборной даже разрешили игроку донецкого "Шахтера" совершать небольшие физические упражнения. Чигринский настолько проникся важностью момента для сборной, что переусердствовал при их выполнении. Закономерный итог: вместо растяжения мышц получился разрыв, а это означало не только пропуск матча сборной, но и важнейших матчей Лиги чемпионов против "Барселоны".

Что показали эти два момента? Во-первых, готовность Чигринского помочь команде, играть на грани самопожертвования. Чигринский очень дисциплинированный ирок, осознающий факт, что интересы команды всегда следует ставить выше своих собственных. Во-вторых - и это нивелирует первое - неумение ценить себя. Чигринский поступил очень глупо в тот момент, когда следовало отказать Луческу в просьбе доиграть последние минуты матча с "Волынью". Еще более нелепым выглядит его стремление восстановиться к товарищескому матчу с Италией. Он настолько проникся атмосферой в сборной, где игроки желали биться за тренера, который, однако, подобной чести не заслуживал, что не прислушался к голосу разума и усугубил повреждение. Разум его спал, а его сон, как известно, порождает чудовищ.

Это был прыжок в бездну; после той травмы Чигринский до сих пор не может прийти в себя, оставаясь на вторых ролях в "Шахтере". Могло ли быть иначе? Для этого нужно вернуться в август 2009 года и дать оценку событиям, сопровождавшим трансфер Дмитрия Чигринского в "Барселону". Именно тогда им были первые шаги по направлению к пропасти. 

Переговоры по трансферу Чигринского в "Барселону" шли мучительно долго. Гвардиола очень хотел получить игрока до конца предсезонной подготовки, однако "Шахтер" уже тогда проявлял глупую принципиальность в отношении цен на своих игроков. Интерес лучшей команды Европы свидетельствовал о возросшем спросе на игроков "Шахтера" после триумфа в Кубке УЕФА, что, с одной стороны, льстило Ахметову и Луческу, с другой - настораживало. Нужно было показать себя в Лиге Чемпионов, а как это сделать, если твоих лучших игроков будут постоянно раскупать? К тому же, важно показать, что игроки "Шахтера" стоят дорого, а не раздавать их за бесценок. Таким образом можно заставить себя уважать футбольную Европу.

Однако оставим пока интересы клубов. Все это не имеет отношения к выбору, который сделал вскоре Дмитрий Чигринский. В ситуации с торгами Чигринский все пустил на самотек. Он был доволен интересом "Барселоны", но в вопросе трансфера занял пассивную позицию, предоставляя все решать за себя клубам. Время шло, а клубы никак не могли достичь соглашения. "Шахтеру" предстояло пройти квалификацию в групповой турнир Лиги Чемпионов, где первым соперником был чемпион Румынии "Тимишоара". Чигринский не мог играть в основе, ведь клуб все еще намеревался его продать, в то же время, он все равно находился на скамейке запасных, в случае форс-мажора готовый помочь своей команде. Интересы команды для него всегда были превыше всего. Неудача в первом тайме домашнего матча вынуждала Луческу пойти на радикальные меры. Игра в обороне была ужасной, и "Мистер", видя желание в глазах игрока, выпустил его на второй тайм. Недальновидность этого поступка заключалась даже не в том, что "Шахтер", как тогда казалось, потерял возможность продать игрока в "Барсу", а в том, что выход Чигринского не был правильным шагом. Проблемы "Шахтера" в том противостоянии заключались не в обороне, а в мотивации бразильских игроков, которые играли спустя рукава. К тому же, вымотанный психологически из-за неопределенности в своем будущем, Дмитрий не мог показать свою лучшую игру. Во втором тайме форвард гостей Букур издевательски обыграл Чигринского и забил второй гол в ворота Пятова. "Шахтеру" удалось отыграться, но итоговый результат 2-2, как оказалось позже, стал приговором для зарвавшейся команды. 

Несмотря на то, что Чигринский оказался заигранным в Лиге Чемпионов, "Барса" продолжала попытки его купить. Удивительно, но "Шахтер" и в этот момент упорствовал, не желая понижать цену. Тут бы Дмитрию как-то поднажать на клуб, по-человечески попросить о трансфере. Но Чигринский устранился от процесса, как будто это не его собирается приобрести один из грандов европейского футбола. Тем временем, Чигринский после блестящей игры на Суперкубок Европы, где соперником горняков была как раз та самая "Барселона", убедил в своей квалификации как болельщиков блаугранас, так и своих будущих партнеров. В последний день трансферного окна переход все-таки был осуществлен. Неадекватная цена, заплаченная "Барсой" за Чигринского станет одной из главных причин бесславного ухода игрока по окончании сезона.

Невнятное поведение Чигринского в вопросе трансфера дорого стоило ему. Болельщики как "Шахтера", так и "Барселоны" восхищались поступком Чигринского, который поступился собственными амбициями ради успеха родной команды. На самом деле, поступаться было просто нечем. Дальнейшие события показали, что амбиций Чигринскому явно недоставало. Поступок, которым восхищались, при ближайшем и бесстрастном рассмотрении оказывается лишь проявлением слабости и глупости, неумении и нежелании отстаивать свои интересы, недостатка силы духа.

Блаженные нищие духом, но только не на "Камп Ноу", где свист собственных болельщиков убивает. Впрочем, Чигринского как футболиста высокого класса убил не этот свист. Через свист когда-то проходили многие из великих игроков "Барселоны". Хави, например, когда-то говорили, что он всего лишь "жалкий наемник". Сейчас это уже не помнят, но этот пример лишь показывает, что в таком клубе как "Барселона" нужно быть готовым ко всему. Чигринский готов не был.

Можно предположить, что ошибки Чигринского в кубковом матче с "Севильей" погубили его в "Барселоне", однако это совсем не так. У Чигринского все еще были шансы стать большим игроком, не поведись он на предложение "Шахтера" вернуться обратно. Не будем произносить эпитеты, которые можно применить к работе "лучшего менеджмента Украины" - здесь речь совершенно не о нем. Шансов остаться в "Барселоне" у Чигринского было не так много, но даже ими он не воспользовался. По крайней мере, ему нужно было цепляться за любые предложения от европейских клубов, но он снова безропотно послушался других.

"Так будет лучше для клуба". Для клуба, но не для себя. Альтруизм совершенно неуместен, когда речь идет о твоей карьере. Сильные игроки умеют совмещать в себе как чисто эгоистические тенденции, так и работу на команду. Дмитрий Чигринский зарыл свой эгоизм где-то в глубинах собственной души, так же как и зарыл возможность быть кем-то лучше, чем игрок запаса среднего европейского клуба.

 

 

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Будущее одной иллюзии
21 января 2014, 12:49
1
Посвящается Раулю
23 августа 2013, 03:38
1
Король Эрик
2 июня 2013, 04:04
Все посты