Tribuna/Футбол/Блоги/Горький на вкус/«Бавария» не рискует, покупая сломанного Эрнандеса. Немецкие клубы застрахованы даже на случай внезапного чемпионства

«Бавария» не рискует, покупая сломанного Эрнандеса. Немецкие клубы застрахованы даже на случай внезапного чемпионства

Как устроена система страхования в немецком футболе.

4 апреля 2019, 11:04
1
«Бавария» не рискует, покупая сломанного Эрнандеса. Немецкие клубы застрахованы даже на случай внезапного чемпионства

Как устроена система страхования в немецком футболе.

«Бавария» приобрела Люку Эрнандеса за 80 млн евро и сразу объявила, что французу потребуется операция на связках колена и несколько недель на восстановление. Чтобы самая дорогая покупка в истории бундеслиги не стала убыточной для клуба, мюнхенцы оформили страховку. В случае, если после операции Эрнандес снова получит травму, которая вынудит его закончить карьеру, страховая компания выплатит «Баварии» полную стоимость трансфера. Первый взнос для мюнхенцев составит 600 тысяч евро (с годами сумма будет уменьшаться).

Официальный многопрофильный страховой партнер сейчас есть у 14 клубов бундеслиги из 18.

«Герта», «Хоффенхайм», «Майнц» и «Фортуна» сотрудничают  с компанией, которая занимается только медицинским страхованием.   

Страховая компания ERGO подписала спонсорский договор с Немецким футбольным союзом, и теперь ее логотип мелькает на стадионах по всей стране во время кубковых матчей. 3-летний контракт стоил концерну 50 млн евро.  

Немецкие клубы маниакально страхуются от всех бед на свете: провал рекламной кампании на международном рынке, уход спонсора, поломка мачты освещения на стадионе, террористическая атака, отмена матча из-за непогоды, ДТП с участием клубного автобуса etc. В 2012 году «Дортмунд» застраховал себя от непопадания в Лигу чемпионов и через три года этот полис ему пригодился – клуб финишировал седьмым.

Есть даже страхование от убытков, связанных с неожиданным завоеванием чемпионства (Prize-Bonus-Versicherung). Представьте, что вы руководите «Айнтрахтом», который стихийно залетел на первое место по итогам сезона, хотя вы ставили задачу финишировать в еврозоне. Игроки пришли к вам в офис и справедливо требуют повышенные премии, а ваш бюджет на это не рассчитан. А еще нужно организовать чемпионский парад и торжественно наградить героев, выбрать площадку, договориться с местными властями, нанять монтировщиков сцены, водителей и т.д. Для этого нужны ресурсы и опыт, которых у вас нет. В таких случаях клубы заранее оформляют подходящую страховку (Prize-Bonus-Versicherung) и лишают себя всех этих проблем.

Полярный пример – страхование от вылета во второй дивизион (Prize-Indemnity-Versicherung). Если вы заранее застрахуете свой клуб от понижения в классе, то вероятный уход некоторых спонсоров и значительное уменьшение суммы выплат по телеконтракту не будет для вас серьезным ударом. Немецкая футбольная лига, ежегодно выдавая лицензию клубам, предписывает им от 3 до 5% страхового бюджета закладывать на страхование ответственности именно для таких случаев.

*** 

Еще до трагической гибели полузащитника «Вольфсбурга» Жуниора Маланды в автокатастрофе в 2015-м многие клубы стали страховаться от потери футболистов при форс-мажорных обстоятельствах, не связанных с футболом (хотя по закону они не обязаны это делать). Причина проста: чаще всего футболисты записаны на баланс клуба как основные средства предприятия (нематериальное имущество), и если c командой что-то случается, то не позаботившийся о страховке клуб должен объявить себя банкротом, так как больше не имеет имущественных ценностей. Чтобы этого избежать, руководство страхует всю заявку, условно говоря, на 50 млн евро и ежегодно выплачивает пошлину в размере 375 тысяч евро (0,75% от общей суммы). Таким образом, в случае трагедии у клуба появятся деньги, чтобы начать жизнь заново. Маланда в свое время был застрахован «Вольфсбургом» на 1,5 млн евро.

Немецкие клубы страхуют даже генеральных менеджеров и спортивных директоров. Этот кейс вступает в силу, когда из-за индивидуальных ошибок управленцев клуб несет существенные убытки. Обычно стороны договариваются, при каких обстоятельствах наступает страховой случай. К примеру, генменеджер настолько запустил финансовые дела, что клуб лишили лицензии из-за долгов и опустили дивизионом ниже. Так было, например, с «Дуйсбургом» в 2013-м. В том конкретном случае клуб не позаботился о страховке и хотел взыскать с уволенного генменеджера Роланда Кентча 4,3 млн евро. Кентч подал в суд на руководство, считая свою отставку незаконной, и выиграл дело. «Дуйсбург» перечислил ему 125 тысяч евро.

Председатель совета директоров «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге какое-то время назад был застрахован клубом на 10 млн евро, но он далеко не чемпион по этому показателю. Патроны «Леверкузена» и «Вольфсбурга» имеют такую же защиту от рисков, что и топ-менеджеры мировых концернов «Байера» и «Фольксвагена». Особенно выделяется сумма страхования в фармакологической отрасли, где одна ошибка может угрожать здоровью миллионов людей и привести к убийственным штрафам. Пять лет назад СЕО футбольного клуба «Байер» Михаэль Шаде был застрахован головной компанией на 100 млн евро.

«Вердер» и «Ганновер» не обращаются к страховым компаниям в таких случаях, и каждый индивидуальный просчет воспринимают как общую проблему. На самом деле, они просто экономят деньги. Если бы «Вердер» в 2012 году мог застраховать безбашенного Марко Арнаутовича от травм вне футбола, он бы точно это сделал. Австриец 6 недель восстанавливался после травмы колена, которую он получил, играя с собакой около дома, а клуб выплачивал ему полную зарплату.

Футбольный союз Германии (DFB) уже несколько лет страхует игроков национальной сборной. При том, что ФИФА платит только клубу (20 тысяч евро/день), чей игрок травмировался на матче сборных и не может играть больше 4 недель, DFB сразу выплачивает компенсацию и клубу, и пострадавшему.

Немцы гордятся посещаемостью бундеслиги, поэтому постоянно заботятся о том, чтобы стадионы выглядели современно и технологично. Сейчас разрабатываются планы по реконструкции арен в Киле («Хольштайн Киль») и Берлине («Унион Берлин»). Это клубы второй лиги, которые претендуют на повышение. Новички получают лицензию в высших немецких лигах, только если могут предоставить финансовые гарантии того, что реконструкция стадиона завершится в срок. Иначе клуб с долгостроем просто не пустят в элиту. Для таких случаев как раз придумали страхование спортивных объектов. Клубы страхуются от рисков при строительстве или реконструкции (например, убытки из-за установки системы водоотвода из некачественных материалов) и сдают объекты вовремя.

***

«Я видел много примеров, когда игрок получал травму и не мог больше встать на ноги – ни в игровом, ни в финансовом плане. Молодые парни, пробившись в топ-клуб, в первую очередь думали о новой машине и дорогих часах, а не о том, что надо вкладывать деньги в благополучное будущее», – вспоминал бывший полузащитник сборной Германии Карстен Рамелов. За последние 10 лет ситуация сильно изменилась.

Мануэль Нойер застраховал свои руки на 3 млн евро, а Томас Мюллер в 2016-м заключил договор, согласно которому в случае досрочного завершения карьеры из-за травмы он получит от своей страховой компании 50 млн евро. Страховая сумма подбирается индивидуально, но, как правило, соответствует 5-кратному годовому окладу. Размер страховых взносов зависит от возраста игрока и его предрасположенности к травмам. Чем старше игрок, тем больше взнос.

Сегодня 90% топ-футболистов бундеслиги страхуют себя от инвалидности и снижения оплаты труда. Дело в том, что по правилам игрок, выпадающий из-за травмы на 6 недель и более, перестает получать прописанную в контракте зарплату. Вместо нее клуб перечисляет ему пособие по нетрудоспособности. Здоровый Марко Ройс сейчас получает 830 тысяч евро в месяц, а если он залечивает травму и не появляется на поле больше полутора месяцев, то может рассчитывать только на установленный законом максимум – 6400 евро ежемесячного пособия (Krankengeld). Для сравнения, в Англии и Испании выплачивают полноценную зарплату на протяжении всего периода восстановления.

Разумеется, элитные футболисты не хотят превращаться в дауншифтеров, продавать половину автопарка и переезжать в дом попроще, поэтому готовы платить по несколько тысяч евро каждый месяц, чтобы при наступлении страхового случая дополнительно получать к пособию еще по 2000 евро в сутки.

Существуют специальные страховые полисы, которые в случае ежегодного взноса от игрока в размере 40-60 тысяч евро гарантируют единовременную выплату от 1 до 3 млн евро.

Представители третьей лиги и молодежных клубов тоже заботятся о будущем. Регулярно перечисляя 35 евро, они получают право на пенсию по инвалидности (1000 евро каждый месяц) в случае долгого пребывания вне игры.

У страховых фирм, которые сотрудничают с футбольными клубами Германии, есть специальные программы для болельщиков. Фанат «Боруссии» может застраховать свой дом в компании Signal Iduna с условием, что после каждого гола, забитого его любимым футболистом, сумма его следующего взноса по страховому полису будет уменьшаться. Signal Iduna вдобавок может предложить этому фанату экстра-скидку, если клуб займет как минимум третье место в чемпионате по итогам сезона.

«Сфера финансов и страхования – довольно скучная область для среднестатистического гражданина. Мы никогда не сможем соревноваться с футболом по части эмоций и драйва, – объясняет Торстен Улиг, руководитель маркетингового отдела в одной из страховых компаний. – Но нам важно, чтобы наши клиенты, футбольные болельщики получали удовольствие от взаимодействия с нами и мы постепенно становились хорошими приятелями. Футбол – это то, что нас сближает».

Фото: Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts, Stuart Franklin/Bongarts; globallookpress.com/Susanne Hübner; Gettyimages.ru/Christof Koepsel/Bongarts, Thomas F. Starke/Bongarts, Alexander Hassenstein/Bongarts; instagram.com/marcinho11

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты