Tribuna/Бокс/Блоги/Boxing Studio/«Получу по морде, но никакой Советской школы бокса нет». Тренер Кости Цзю – о школах бокса, особенностях подготовки и отношениях с боксером

«Получу по морде, но никакой Советской школы бокса нет». Тренер Кости Цзю – о школах бокса, особенностях подготовки и отношениях с боксером

Владимир Цезаревич Черня – тренер Константина Цзю и заслуженный тренер СССР, специально для блога Boxing Studiо.

Блог — Boxing Studio
30 мая 2021, 17:30
16
«Получу по морде, но никакой Советской школы бокса нет». Тренер Кости Цзю – о школах бокса, особенностях подготовки и отношениях с боксером

Владимир Цезаревич Черня – тренер Константина Цзю и заслуженный тренер СССР, специально для блога Boxing Studiо.

Советская школа бокса

– Расскажите в чем Советская школа бокса лучше? В чем ее успех, почему она была лучше, чем остальные или в чем отличие?

– Я сейчас рискую получить по морде, если кто-то рядом окажется из шовинистов. Мое глубокое убеждение, что нет никакой Советской школы бокса. Есть мировой опыт наших тренеров, а это все пропагандистские выкрики. Какая школа может быть, если мы полностью повторяем европейскую школу бокса?!

Что такое советская школа бокса? Это 70% работы передней рукой, все! Это мое мнение и навязывать не буду.

– А работа ног? Челнок?

– Хороший каверзный вопрос. В своей книге я пишу, что с удовольствием разрушу тех спортсменов, которые прыгают в челноке. Но, при этом, во время обучения, всем своим ученикам рекомендую осваивать этот прием. Это замечательное упражнение, но в свое время , когда мы с Костей ворвались в советскую сборную, нам надо было что-то изобретать, чтобы бороться с этим челноком. Они все прыгали, а Костя подбирался – он двигался. Он подбирался маленькими шажками.

– А чем отличается бокс СССР от современного?

– Вот говорят, что многие вещи диктует мода. Одно из течений моды – современные перчатки, которые испохабили весь бокс. Пропала вся мощь и зрелищность.

Коррупция в судействе

– Вы считаете, что коррумпированных судей нет?

– Не считаю так, они были, есть и будут.

– Судьи же – это, в основном, люди которые прошли какие-то курсы и садятся судить бои спортсменов боксеров?

– Я с судьями эту тему не понимаю. Они все делают для того, чтобы все усложнить. Судья в первую очередь должен пройти через ринг. А дальше дело его чести и совести.

– А как дела обстояли с судьями в советское время?

– Точно так же. Я говорил своим ученикам: «Нужно выигрывать так, чтобы в этом никто не сомневался!»

Физическая подготовка и восстановление в Советском боксе

– Я читал некоторые статьи профессора Селуянова, он писал что в советское время не уделяли время восстановлению и многие спортсмены просто не выживали. Что вы думаете по этому поводу?

–Это действительно очень большая тема. Я свои семинары как раз начинаю с того, что хочу разобраться с понятиями.

Люди живущие по понятиям, почему друг-друга понимают? Потому что понятия в городе Серове, что в Нью-Йорке, у них одни и те же, поэтому они могут договариваться.

А мы часто договариваться не можем, мы не понимаем друг друга, один говорит одно слово «восстановление» другой говорит в другом месте «восстановление». Но это подразумевает совершенно разные вещи.

Восстановление – это приведение в норму физических и психических параметров организма, вот что такое восстановление.

Знаешь чему я учил своих учеников, когда отправлял на сборы? Я их учил сачковать, придерживаться моей методики. Доходило до того, что наш известный спортсмен – он самый известный спортсмен в пост-советском пространстве (речь о Константине Цзю, – прим.) – при подготовке к Чемпионату Европы, когда давали кросс, я просто прятал его в кустах, стелил ему фуфаечку, он брал свою любимую книгу и читал ее. На обратном пути сборная бежала, он пристраивался. Я ему говорил, только не наглей, не будь первым или вторым, а становись где-нибудь с краю.

Когда Костя попал в сборную команду СССР, я ему сказал: «Ты себе не принадлежишь, сейчас ты будешь принадлежать Советскому Союзу». А моя задача, как тренера, сделать все для того чтобы тебя сохранить, для того чтобы ты оставался потом мужчиной, чтобы мог семью создать, чтоб ты жил долго. Я старался делать это все, пока он был в сборной команде.

Кубинская Школа бокса

– Кубинская школа бокса, все говорят что манера боксирования – это слизанная советская, но они же разные. Говорят что тренировали их советские тренеры.

– Бокс действительно поднимали советские тренеры. Господин Червоненко в свое время привил манеру, но опять же это не Советская манера, это мировой опыт. И они как латиносы постепенно все равно вышли на свое амплуа и не надо сбрасывать со счетов биотип. Они – темная раса, мы – белая раса.

Олимпийские Игры-1988

– Почему Константин проиграл на Олимпиаде?

– В двух словах почему он проиграл. Это слово (проиграл) к Косте никогда не употреблял. Он никогда не проигрывал – он не выиграл. Тут было много факторов.

Первый фактор – он за 22 дня до Олимпиады отрубил мизинец. Совершил подвиг, про этот подвиг никто не спрашивает. Он спас человека от смерти. Первые два боя, чернокожие ребята были, он их вальнул. Я не помню точно, потому что на олимпиаде не был.

А я не был из-за подковерных игры. Я был в команде, костюм выдали, паспорт получил. Подхожу к трапу самолету, объявляют фамилий на посадку, моей фамилий там не оказалось.

Сказали, что с документами напутали. После этой Олимпиады, я сказал такую фразу Константину: «Нас губит две вещи: жалость и беспринципность». Первые два раунда выигрывает, я дома смотрел бой по телевизору, подтирая ладоши. А в третьем был не тот Костя, а ему в углу перед третьем раундом сказали: «Чего не работаешь Костя?»

Он в третьем раунде кинулся, на соперника, а тот был высокий и в закрытой стойке. С дистанции Костю тюк-тюк. Тихонечко так, но очки идут. Так и не выиграл.

Константин после боя сказал: «Я подумал перед третьем раундом, если мне не отдадут победу, хоть претензий не будет».

Отношения с Константином Цзю

– Заметил что вы не любите об этом говорить, у вас нет отношений с Константином, вы о друг друге не говорите, не упоминаете.

– Это его ошибка! Он меня никуда не приглашает...

– А чем виноват Константин?

– Он же ведь звезда понимаешь, он заказывает музыку. Я не говорю что виноват, он не хочет меня рядом.

– От многих слышал такое: «Константин как боксер прекрасен, а вот как человек не очень».

– Бог ему судья. Самый большой грех – это не благодарность. Но я его в обиду не дам.

Полная запись интервью тут:

Другие посты блога

Все посты