Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/Караваев – настоящий трудяга: закрывает три позиции в «Динамо» и незаменим в сборной

Караваев – настоящий трудяга: закрывает три позиции в «Динамо» и незаменим в сборной

Блог — Bundesrebublik
17 июня 2021, 18:10
15
Караваев – настоящий трудяга: закрывает три позиции в «Динамо» и незаменим в сборной

Дмитрий Курпас об игре Александра, который сегодня отдал шикарный ассист против Северной Македонии.

От редакции: впервые текст написан в мае, но Караваев сейчас настолько хорош сейчас в сборной, что пора повторить.

Трансфер Караваева в «Динамо» из «Зари» оценивается в сумму около 2,5 млн евро (во сколько на тот момент оценивали Богдана Михайличенко, который вошел в сделку + денежная компенсация за Александра). Переход восприняли неоднозначно. С одной стороны, Александр основной игрок сборной и имеет опыт выступления в еврокубках. С другой — ни на позиции правого вингера, ни справа в защите он не давал бы команде реального усиления — Цыганков и Кендзера индивидуально заметно сильнее.

Старт в Киеве получился неоднозначным — Караваев много играл, но при этом часто ошибался и показывал не лучшую эффективность.

Второй сезон в «Динамо» не предвещал для Саши много хорошего. В команду пришел тренер, который не дал ему шанса в «Шахтере», а на место правого фулбека вернулся более перспективный и взрывной Тымчик. Но в критический момент Караваев стал незаменимым игроком для Луческу — латал дыры на разных позициях и везде был максимально системен.

История Караваева в какой-то мере уникальна. Она о том, как игрок с ограниченным техническим арсеналом (но с огромной работоспособностью) может играть в гранде УПЛ и быть основным исполнителем сборной уже четыре года подряд.

Первый сезон в «Динамо» ушел на адаптацию и окончательную смену роли

Приход возрастного игрока в клуб, который находится на ступень выше его предыдущей команды, — всегда риск. Одно дело — выдавливать из себя максимум в матчах за сборную, но совсем другое — показывать стабильные результаты в конкурентных турнирах весь год.

В «Заре» Караваев провел 5 лет (166 матчей) и дослужился до звания капитана и легенды клуба. В «Динамо» все пришлось начинать по новой. Первое, с чем столкнулся Александр, — возросший уровень ответственности.

Этот момент часто недооценивают, хотя фактически психологическое давление часто и является ключевым фактором, который не дает игроку шагнуть на уровень выше. В Киеве у Караваева больше не было права на ошибку, а каждое действие приходилось взвешивать. От этого просело общее качество решений — после невынужденных ошибок Саша тушевался и больше не старался играть нестандартно. 

В «Заре» все видели уверенного в себе бровочника-капитана. В «Динамо» — нестабильного и излишне аккуратного бека: Караваев гораздо чаще стал играть в удержание.

Свой отпечаток наложил и максимально унылый сезон для киевлян. После рок-н-рольного футбола Вернидуба Саше пришлось страдать почти со старта — в игре многое не клеилось, у прессы была масса претензий как к команде, так и к самому Караваеву. Показывать свой лучший футбол в такой среде было крайне проблематично.

Еще одной важной причиной невнятной игры Караваева стала окончательная смена роли — еще никогда в карьере он так много не проводил в защите. Если в сезоне 16/17 у Вернидуба Саша не сыграл и минуты на месте фулбека, то у Хацкевича/Михайличенко в своем первом году в «Динамо» — около 63% игрового времени. 

Караваев поднялся по цифрам в Киеве (сейчас речь только о флангах защиты) — стал качественнее пасовать в последнюю треть (точность передач возросла с 67% до 80%), больше вовлекался в розыгрыш мяча (прибавка в 5 полученных передач за 90 минут) и начал принимать более взвешенные решения (+5% к общей точности пасов). 

Реальность сильно контрастировала со статистикой. Новый Караваев потерял весь взрыв и стал стерильнее обращаться с мячом. В более позиционном футболе ему стало заметно труднее эксплуатировать свои сильные стороны.

Караваев выручил Луческу в кризисный момент, а универсальность дала больше игрового времени

На старте сезона у «Динамо» появились серьезные кадровые проблемы в обороне. Вылетели сразу два основных центрбека — Бурда и Попов. Календарь в чемпионате позволял пробовать новые сочетания: в первых турах киевляне сыграли с «Олимпиком», «Десной», «Львовом» и «Минаем». Но в квалификации ЛЧ нужно было сходу показывать результат.

Перед матчем с АЗ у Луческу было несколько реальных вариантов:

1. Выпустить молодых Сироту и Забарного в центр защиты, Миколенко и Кендзеру разместить на флангах.

2. Поставить Кендзеру и Миколенко в центр защиты, Караваева оставить справа, а слева рискнуть с Вивчаренко.

3. Кендзеру оставить на родной позиции правого фулбека, Миколенко и Забарного выпустить в центр, слева положиться на Караваева.

Третий вариант казался самым оптимальным — у Миколенко и Караваева есть взаимопонимание (важно при игре на одной и той же стороне поля), Забарный даст центру защиты антропометрию, а Кендзера даст привычные качества справа.

Почему Караваев слева в обороне? Мистер не настолько доверился Вивчаренко, чтобы сразу бросать его в бой. Выпустить сразу двоих дебютантов (второй — Забарный) на ответственный матч — уже слишком. Второй плюс Караваева — какой-никакой опыт игры слева. Александр заканчивал прошлый сезон как раз левым фулбеком из-за травмы Миколенко. И в целом ничего не испортил.

В играх квалификации ЛЧ Луческу играл в простой и понятный футбол. Как ни странно, это позволило Караваеву как минимум не провалиться ни в одном из ответственных поединков. Игра в низкой позиции с небольшим числом остроатакующих действий замаскировала одноногость Саши и некоторый дискомфорт от игры левым фулбеком.

Караваев помог Луческу пройти кризисный период, но после его завершения не сел на лавку, а наоборот продолжил получать время. По разным причинам игроку всегда находилось место на поле. Восстановим хронологию событий.

— на старте сезона Караваев играл из-за травм центрдефов. Миколенко сместили в центр защиты, Александр закрывал его позицию;

— в конце октября и до конца года снова подменял Миколенко (сначала выбывал из-за коронавируса, а потом ситуативно возвращался в центр защиты);

— в новом году игрок вернулся на правый фланг обороны: Кендзера отыграл пару матчей на месте ЦЗ, получил дисквалификацию за перебор желтых и провел в запасе 2/3 игры Кубка;

— заканчивал сезон Караваев вообще на месте Цыганкова — тот травмировался и получал время с замен.

За год Александр провел на поле около 2600 минут и полностью пропустил только 6 матчей — это показатели основного игрока. Нельзя списывать все на обстоятельства. Да, большую часть минут он получал из-за травм конкурентов. Но ключевые причины — его универсализм и понимание требований Луческу. Мистер ставил Караваева потому, что был уверен — тот не подведет.

Нужно забыть о Караваеве справа в атаке — у него нет базовых качеств для игры вингером в «Динамо»

Разные модели игры подразумевают разные роли для крайних полузащитников. В одной структуре хав должен выдерживать ширину в атаке и растягивать оборону соперника. В других — располагаться в полуфлангах и насыщать пространство между линиями. 

Подавляющее число матчей Луческу проводит в системе 4-2-3-1 с вингерами как раз в узких позициях. В таких условиях комфортно Цыганкову, Вербичу и Родригешу — все инвертированные вингеры, у каждого есть врожденное стремление входить на дриблинге в пространство в центре и обострять ударом. Де Пене в этом контексте немного сложнее, но он адаптировался и стал больше играть в середине в этом сезоне.

Для Караваева любой отход от бровки уже максимально нетипичен. Раньше классический крайний хав должен был заниматься доставкой мяча в штрафную. Сейчас же его функции в позиционной структуре заметно изменились — нужно уметь играть в разных зонах и обладать широким диапазоном действий. Как с этим у Караваева?

На инстинктах он привык работать только во фланговой зоне. Основная масса касаний приходится на пространство вдоль боковой и сектор, откуда хав старается заходить в штрафную (ищет пространство под исполнение прострела). Полуфланг им почти никогда не используется.

Удар. Средняя результативность Караваева в последнем сезоне перед приходом в «Динамо» — 0,26 гола за игру. В следующем году Александр играл на более защитной позиции, но смог нанести всего на 6 ударов меньше. Правда, с конверсией равной нулю. И только на второй сезон и спустя 60+ ударов ему удалось в первый раз отличиться в воротах соперников. Показатель очень слабый.

Караваев нередко делает вбегания в зоны завершения под передачи, но реализовывать моменты мешает недостаток собранности и одноногость (удары левой у Саши получаются крайне неакцентированными).

Дриблинг. Хава в принципе не назовешь мастером обводки. Без пространства он обычно не предлагает сопернику серьезных задач — либо старается пробросить мяч на рывке, либо упирается и  заворачивает атаку назад. 

Идти в дриблинг на полуфланге сильно мешает нерабочая нога. Даже если игрок оказывается в нужной зоне, то подсознательно хочет играть аккуратнее, а не вести мяч в сторону штрафной — на карте обводок нет ситуаций, когда Саша пытался обострять из зоны перед штрафной. 

Креативность. Это особенность либо есть, либо ее нет. Игрока не научишь делать проникающие и острые передачи или играть с постоянно поднятой головой в поиске забеганий партнеров.  И Караваев точно не входил в пул футболистов «Динамо», которые могут исполнить что-то крайне нестандартное в финальной трети. Выход Цыганкова на место правого вингера регулярно дает поток свежих идей. О Караваеве такого точно не скажешь — его игра про прямолинейность и огромный объем, не изящность. 

Караваев — лучший в УПЛ по ключевым передачам

У слабой игры в центре и на полуфлангах есть и обратная сторона — максимальная нацеленность на исполнение кроссов из-за пределов штрафной.  Есть ли у Караваева особая чуйка? Вряд ли. Делает ли он перед подачами что-то особенное? Тоже нет.

Насколько игрок бывает расконцентрирован в зонах завершения, настолько же он системен и уверен в себе при навесах. И это при том, что Караваев фактически отходит от ключевой концепции опасной подачи — подавать максимально в темп и в опасную зону (как делает, например, Карлос де Пена).

Напротив — большинство его кроссов идут в район 11 метров. Оттуда меньше шансов забить, но больше пространства: в динамично развивающихся атаках полузащита соперника не успевает в полном объеме добегать до штрафной, а центрдефы обычно играют по створу и не выдергиваются так высоко. Второй плюс — в пространстве между линией вратарской и условной линией на уровне 11 метров у вингера/фулбека с противоположного фланга больше шансов найти мяч, чем при острых и мощных подачах под врывания. 

Всего Караваев сделал 26 ключевых передач в сезоне УПЛ — это лучший показатель по количеству и регулярности (1.4/90 минут) передач под удар в чемпионате. При том, что Александр и так выбивает приличные 0,21 xA (ожидаемые ассисты) в сезоне, его реальная результативность должна была быть на порядок выше — атакующие игроки «Динамо» не реализовали минимум 5-7 реальных голевых шансов.

В сборной Караваеву почти обеспечено место в основе. Новая схема тоже идеально подходит

Караваев регулярно вызывается в сборную с осени 2015 года. У него было разное время в национальной команде: глухой резерв до конца 2017, почти два года в основе, а тогда снова место на лавке из-за коронавируса, формы Болбата и Тымчика. Но сейчас, похоже, уже ничего не помешает Александру поехать основным правым защитником на Евро. 

Основные игроки сборной прошлых лет — Болбат и Бутко — не попали даже в расширенную заявку команды на турнир. То же касается и молодого Ефима Конопли.

Бороться за место в основе Караваеву придется только с Александром Тымчиком, который пропустил почти весь сезон (635 минут во всех турнирах) из-за серьезной травмы. Шевченко вряд ли будет настолько сильно рисковать. 

К тому же, схема с тремя центральными защитниками модельно больше подходит Караваеву — в его стиле давать объем по всей бровке и часто подключаться к атакам. В двух матчах в новой формации у Саши уже два результативных действия — это хороший знак.

***

Сейчас Караваев показывает свою лучшую игру. И очень символично, что катализатором глобального прогресса исполнителя стал именно Луческу: «Мистер не видел меня в «Шахтере» – многие так говорят, но у меня мнение другое. Он меня взял на сборы, и то, что он мне говорил там, об этом мало кто знает. Он говорил много хороших вещей: «Я знаю, что ты правый полузащитник, но ты посмотри на Дарио, он играл тоже не на своей позиции, это я в «Шахтере» предложил ему новую позицию».

Он хотел меня чуть ниже опустить, потому что был бразильский вектор в атаке и украинцу туда было попасть тяжело. Он мне дал первый толчок на позиции правого защитника, и в итоге я сейчас в сборной играю на этой позиции, в «Динамо» перешел, и в «Заре» себя проявил».

Вероятно, союз Караваева с «Динамо» не продлится сильно долго — Александру скоро 29 и он фактически является самым возрастным игроком киевлян в защите. Но пока у него есть силы, нет сомнений, что на поле будет все тот же боец с устрашающим лицом, которого так ценят Луческу и Шевченко. Не за умения, а за характер.

Фото: «Динамо», «Заря», УАФ

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты