Tribuna/Баскетбол/Блоги/Нефильтрованное. Не холодное/Незавидная участь донора. Почему (пока что?) бедствует мариупольский баскетбол

Незавидная участь донора. Почему (пока что?) бедствует мариупольский баскетбол

Денег нет, но вы держитесь. И играйте как получится.

Автор — Андрей Белик
26 июня 2020, 23:19
6
Незавидная участь донора. Почему (пока что?) бедствует мариупольский баскетбол

В Высшей лиге, втором дивизионе украинского баскетбольного чемпионата, МБК Мариуполь, созданный на развалинах некогда несокрушимого Азовмаша, выступает уже пять лет. Сезон-2019/20 стал худшим в истории команды - "львы" впервые не вошли в десятку сильнейших участников турнира (финишировали шестыми в своей группе и 13-ми в сводной таблице), а пандемию коронавируса встретили восьмиматчевой серией поражений, незадолго до блэкаута проиграв "-49" Нико-Баскету и отдав две концовки Инваспорту.

При всём уважении к украинским дефлимпийцам (а они, между прочим, бронзовые призёры прошлогоднего чемпионата мира, лауреаты президентских стипендий и в целом максимально заслуженные люди с уймой регалий и трофеев у каждого), проигрывать им дважды подряд и трижды в четырёх очных встречах по сезону любая более-менее приличная команда не должна. Тем более, что один из трёх этих матчей Инваспорт не очень-то и хотел забирать, смазав девять штрафных подряд на последней минуте основного времени - но Мариуполь всё равно наделал кучу простых ошибок в своём же зале и не дожал.

Мысли любителей выдвигать теории заговоров я с интересом почитаю в комментариях, но внимание хочу сакцентировать на другом. К началу 2020-го команда, три года кряду попадавшая в топ-8 чемпионата, не превосходила дефлимпийцев, не имеющих вообще никаких турнирных задач и участвующих в Высшей лиге в основном лишь ради постоянной игровой практики, и что дома, что на выезде горела всем более-менее серьёзным соперникам. За одним-единственным исключением, слабо связанным с общей динамикой развития: в середине января 42-летний Александр Скутельник, играющий президент Мариуполя, отгрузил 36 очков Политехнику с 60-процентной реализацией бросков с игры и убил харьковчан на их же площадке трёхочковым с финальной сиреной.

Во многих поединках на команду было трудно смотреть. Ребята хотели, старались и иногда даже могли - но только на коротких отрезках. Стабильность на дистанции целого матча в Приазовье не завозили уже давно, любая замена, даже на 100% вытекающая из логики игры, была крайне взрывоопасной, а стоило кому-нибудь из основной ротации присесть на фолы или повредиться, Мариуполь почти моментально тонул. Всё, что удавалось "львам" - это худо-бедно сохранять лицо в родном зале, куда люди не слишком активно, но всё же ходят, и проигрывать фаворитам с разницей в 15-20 очков, а не 40-50, как на выезде.

И это, повторюсь, в Высшей лиге. К Суперлиге Мариуполь прямо сейчас не готов ни по одному из параметров, за исключением разве что тренерского: квалификация и опыт Сергея Завалина делают его одним из самых статусных рулевых "вышки" наряду с Валентином Берестневым из Нико-Баскета, а по количеству титулов на элитном уровне он превосходит всех своих коллег в дивизионе вместе взятых. В остальном - сплошная печаль. С инфраструктурой (похвальную инициативу вернуть городу трёхтысячный СК "Азовмаш", когда-то конфискованный за долги одноименного завода, зажевала беспощадная бюрократическая машина), с тренировочным процессом (с ноября по февраль команда занимается где придётся и играет только на выезде, потому что в её текущем домашнем зале, рассчитанном на 500-600 человек "Новаторе", вообще нет отопления), с откровенно ужасным календарём, не позволяющим проводить системную работу с болельщиками (все матчи команды в Мариуполе за календарный год укладываются в два временных промежутка продолжительностью по четыре-пять недель каждый, в октябре - начале ноября и марте - начале апреля, а в оставшиеся девять месяцев профессиональным баскетболом в городе и не пахнет)... Да, в общем, со всем.

Со стороны может показаться, что в Мариуполе плюнули на баскетбол, но это не совсем так. Легенда об Азовмаше, одном из самых титулованных украинских клубов в истории, по-прежнему жива: люди всё ещё помнят, кто такой Халид Эль-Амин, и охотно расскажут при случае, на каком поединке с ЦСКА/Химками/Жальгирисом/Валенсией им удалось побывать. В двух муниципальных ДЮСШ функционируют большие отделения баскетбола (плюс секция областной школы), пять команд участвуют в разных дивизионах юношеской лиги, есть толковые детские тренеры и неплохой аматорский чемпионат. Словом, определённый фундамент существует - само собой, не идеальный и нуждающийся в укреплении, но строить на нём что-то стоящее можно и даже нужно.

Другое дело, что в реалиях нашего баскетбола без доброй души мецената, готового тратить миллионы на заведомо убыточное дело ради удовлетворения личных амбиций, это совершенно невозможно - но взяться ему в городе, весь крупный бизнес в котором так или иначе связан с Метинвестом (Ринат Ахметов, как известно, никогда не питал нежных чувств к игре с оранжевым мячом), просто неоткуда. На бюджетных деньгах, из которых, например, нельзя платить зарплаты игрокам, доехать хотя бы до борьбы за медали Высшей лиги крайне проблематично, поддержки немногочисленных партнёров для безбедного существования не хватает, а зарабатывать самостоятельно украинский клуб не способен априори. И это особенно грустно теперь, когда Мариуполь превратился в стабильного поставщика перспективной молодёжи для более состоятельных в финансовом плане организаций.

Здесь чётко прослеживается злая ирония - или, как любит говорить моя красавица-жена, отработка кармы. Ведь в лучшие годы Азовмаша, когда в Мариуполе платили полмиллиона долларов за один данк и пару подборов (если вы никогда не слышали об эпичном трансфере нигерийского центрового Акина Акингбалы, топайте в ближайший поисковик - вам точно понравится), клуб не стремился всеми силами развивать собственных воспитанников - потому что спокойно тянул запросы Артура Дроздова с Алексеем Печеровым и мог позволить себе выдернуть любого приглянувшегося украинца из команды поскромнее, как это было, например, с Артёмом Слипенчуком и Игорем Зайцевым. Логично, что самые интересные проспекты позднего периода "львов" - Вячеслав Бобров, Артём Клименко, Денис Носков, - раскрывались в других коллективах и даже странах, а многие вообще не смогли заявить о себе, пересидев в дубле или на дальнем конце скамейки запасных.

Сейчас же в Мариуполе за неимением других вариантов подтягивают к основе любого местного парня, обращающегося с мячом лучше, чем среднестатистический стритболист из вашего двора, и дают шансы каждому независимо от возраста, уровня базовой подготовки, наличия опыта выступлений в профессиональных турнирах и прочей лабуды, в цивилизованном мире формирующей резюме или послужной список. Были бы желание, дисциплина и готовность учиться - благо, есть у кого. И такой подход даёт определённые результаты: "львы", во-первых, ежегодно делегируют игроков в молодёжные сборные, и, во-вторых, являются отличным местом для запуска/перезапуска взрослой карьеры. Если ты действительно что-то можешь и хочешь, и соревновательные минуты, и броски, и домашние заготовки под твои сильные стороны обязательно найдутся. Скажем, запорожский данкер Роман Бей, до Мариуполя лет пять не игравший в баскетбол на уровне выше студенческой лиги, у Завалина и Скутельника стабильно получал по 8-10 открытых трёхочковых бросков за матч и после года в Приазовье уехал на легионерские хлеба в Азербайджан.

И подобных примеров - масса. Причём если раньше из Мариуполя забирали уже сформировавшихся баскетболистов вроде выходцев из последнего созыва дубля Азовмаша Влада Рыжова и Максима Лукьянова, или хотя бы действующих "сборников" (Марк Боднар ушёл в Нико-Баскет, а Иван Михеев - в Запорожье как раз после поездок на чемпионат Европы U-20), то теперь увозят юниоров и даже школьников. Буквально вчера Прометей, главный денежный мешок украинского баскетбола, объявил о приёме в едва созданную клубную академию двух игроков основной ротации "львов", 18-летнего защитника Данила Горковенко и 16-летнего центрового Богдана Бринюка, за плечами у которых уже есть полный сезон в Высшей лиге на больших минутах. Имя последнего я ненавязчиво предлагаю запомнить: потенциал у парня, на мой взгляд, приличный, и если он продолжит вкалывать на тренировках и в официальных матчах, как это было в Приазовье, его может ждать интересная карьера.

Баскетболистам, воспользовавшимся своим шансом в Мариуполе, жаловаться явно не на что - они попадают в объектив других клубов, получают варианты для дальнейшего развития, и, конечно, более весомые гонорары (скажем, самый высокооплачиваемый игрок "львов" в прошлом сезоне зарабатывал примерно в два раза меньше средней суммы контракта в молодёжной команде Прометея). Да вот только клубу от этого ни холодно, ни жарко: большинство уходит на правах свободных агентов, поскольку контракты в украинском баскетболе, чаще всего, заключаются на один сезон и имеют весьма условную юридическую силу, а размер обязательных компенсаций - которые, я надеюсь, придут в Мариуполь и другие города из Каменского, как то анонсировал президент Прометея Владимир Дубинский, - для переходов внутри турниров под эгидой ФБУ, ничтожен. Чтобы отбить хотя бы пошив двух комплектов формы и приобретение кроссовок игрокам основной команды, клубу "вышки" нужно отправлять в Суперлигу по полсостава ежегодно. А о том, чтобы выходить в ноль, воспитывая молодёжь, и компенсировать все расходы команды её продажей, как это делается, например, в европейском футболе, речи не может быть вовсе.

Вот и получается, что чем активнее, вдохновеннее и просто лучше в Мариуполе работают с молодёжью, накопив за последние годы большой опыт в этом вопросе, тем хуже становятся результаты основной команды. Прямо сейчас это 13-е место в Высшей лиге, но далеко не факт, что это низшая точка. За лето Завалин со Скутельником в очередной раз пересоберут состав из тех людей, которых найдут и сумеют убедить играть за символические зарплаты, сместят акценты в сторону сильнейших из оставшихся парней - а по окончании следующего сезона кто-нибудь подпишет условного Дмитрия Флашнера, небезынтересного четвёртого номера с защитой, проходом и, в перспективе, неплохим трёхочковым броском, который мог бы претендовать на вызов в молодёжную сборную этим летом, не случись коронавирусная эпопея. В новом чемпионате Высшей лиги он, если избежит травм и перестанет хватать ненужные фолы на ровном месте, должен выбивать очень существенную статистику (в сезоне-2019/20 это были 9,1 очка и 2,8 подбора за 25 минут - теперь цифры должны вырасти чуть ли не в два раза), его обязательно заметят и тоже заберут. Не в Прометей, так в Запорожье. Не в Запорожье, так в Харьков. Не в Харьков, так в Тернополь. Желающие найдутся.

Молодых украинских баскетболистов с перспективами на профессиональном уровне не очень-то и много, поэтому они всегда будут пользоваться спросом на рынке. Но каких-то особых плюшек (максимальная сумма обязательной компенсации за молодого игрока, прописанная в актуальных нормативных документах - 40 тысяч гривен, причём тренеру, а не организации) для клубов, их открывающих, не предусмотрено - тогда как удерживать их без перспектив существенного повышения зарплаты или дебюта в Суперлиге в обозримом будущем нереально, да и просто бессмысленно.

Такова она, судьба клуба-донора в украинском баскетболе - он вроде бы и нужен, но обречён на жизнь в постоянном дефиците. Игроков, финансов, перспектив, результатов и всего на свете. Как-то так сейчас и живут в Мариуполе, где совсем недавно, казалось бы, видели доминирование в стране и приличные выступления в Европе. Хотя даже десятой доли бюджета Азовмаша образца сезона-2013/14 (уже после смерти Александра Савчука и, соответственно, ощутимого сокращения финансирования) "львам" хватило бы, чтобы выглядеть в Суперлиге как минимум не хуже соседей из Запорожья. Но с неба эти деньги не упадут, а легальных способов выручить их от операционной деятельности в украинском спорте за пределами пары-тройки сильнейших футбольных клубов, увы, пока что не существует.

Использованы фото Алены Федоровской/БК Нико-Баскет, БК Днепр и СК Прометей.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты