Tribuna/Хоккей/Блоги/Битва взглядов/Репрессированный хоккей – 65-тилетие чехословацкой трагедии

Репрессированный хоккей – 65-тилетие чехословацкой трагедии

Карина Шпорт рассказывает про трагические события из истории чехословацкого хоккея, которые состоялись ровно 65 лет назад

Автор — Karina Karina
11 марта 2015, 22:41
4

Мужские схватки в спорте встречаются очень часто. В первую очередь их можно увидеть в силовых видах спорта: дзюдо, бокс… Выражение «мужская схватка» может употребляться нами и в переносном значении, например, так мы можем назвать фантастический поединок между Маратом Сафином и Андре Агасси в полуфинальной встрече на «Аustralian Оpen-2004», или же ожесточенную борьбу в финале Открытого чемпионата Уэльса по снукеру между Ронни О’Салливаном и Стивеном Хендри. Конечно, мужская схватка может произойти и во время любого простого матча, где первоочередным заданием игроков является забивать мячи или шайбы в ворота соперника. Насчет последнего, то в хоккее (а говорят, что это спорт настоящих мужчин) мужские схватки являются обычным явлением, ведь просто среди матча может начаться драка между игроками и это скорее будет данью традициям, чем нарушением правил. В истории этого ледового вида спорта было много кровавых схваток (можем вспомнить знаменитую драку между игроками «Детройт Ред Уингс» и «Колорадо Эвеланш», или же легендарное побоище в Пьештянах), но самая большая бойня состоялась далеко за пределами спортивной арены и прежде всего имела политический подтекст.

Вторая мировая война закончилась, однако весь мир не имел никаких гарантий на спокойную жизнь. Холодная война, знаменитая Фултонская речь Черчилля, разделение мира на два лагеря, а также высокая вероятность применения ядерного оружия – именно такой жуткой была послевоенная картина мирового порядка (а может правильнее назвать это беспорядком?). В то время для многих людей спорт стал важным элементом жизни – с помощью него можно было отвлечься от обыденности, и конечно укрепить здоровье, набраться сил, а в случае успеха еще и получить славу и немалые деньги. Однако нужно учитывать, что мир не был однородным, деление на «запад» и «восток» или же «капитализм» и «социализм» давало о себе знать. Спортсмены стран социалистического лагеря не имели привилегий западных коллег, для них занятия спортом и успех – это был в первую очередь шанс выехать за пределы «железного занавеса» и увидеть мир нормальных людей. Однако часто это было опасно, ведь была высокая вероятность попасть под пресс тоталитарной машины, что и случилось с легендарной хоккейной чехословацкой хоккейной сборной в 1950 году. 

Чемпионат мира по хоккею с шайбой в годы Второй мировой войны по всем понятным причинам закономерно не проводился. В 1947 году этот турнир, наконец, был восстановлен, и первый послевоенный титул чемпиона мира добыла Чехословакия, которая в родных стенах не могла подвести болельщиков. И, конечно, партию, которая глазами Большого Брата видела все. Зимние олимпийские игры в Швейцарии 1948 года также были для чехословацкой сборной плодотворными – они добыли серебро, при этом уступив грозным канадцам лишь по разнице шайб. А лебединой песней для них стал чемпионат мира 1949 года в Стокгольме, где сборная Чехословакии подтвердила реноме самой сильной команды планеты и защитила свой титул чемпиона.

В это время в Чехословакии все обожали эту непобедимую команду, эйфория побед наполняла всех – хоккей смотрели семьями, а в честь игроков этой великой команды сочиняли стихи. А восхищаться правда было кем. В воротах стоял Богумил Модрый – тогда его называли лучшим вратарем Европы, и практически каждый матч был его бенефисом – он вытаскивал «мертвые» шайбы, в сногсшибательных прыжках отбивал сложные броски соперников. Нападающие команды Густав Бубник и Станислав Конопасек также блистали и снились соперникам в кошмарных снах. Кроме ярких индивидуальностей у чехословаков была хорошо налаженная командная игра, что было чуть ли не главным фактором их успеха. Этой сборной восхищались все, они стали звездами (если можно так сказать о людях из страны социалистического лагеря). А Большой Брат был наготове. 

В 1950 году очередной чемпионат мира должен был состояться в Лондоне, и сборная Чехословакии должна была быть на нем фаворитом. Однако, не тут-то было. 11 марта национальная служба безопасности Чехословакии не позволила хоккеистам вылететь на турнир и буквально "сняла" их с самолета. Свои действия они аргументировали тем, что, вроде англичане не предоставили виз корреспондентам чешского радио, и вследствие этого фавориты турнира будут бойкотировать мировой форум. Это должны подтвердить в официальном заявлении сами хоккеисты, но очень быстро правда всплыла на свет, и стало понятно - никаких проблем с визами не было.

А далее был сценарий, который известен на весь мир благодаря легендарному произведению Ярослава Гашека: сидит в трактире Швейк и разводит мысли об убийстве эрцгерцога Фердинанда, за что его и владельца пивной арестовывает агент тайной полиции агент тайной полиции Бретшнейдер. Аналогичная ситуация приключилась и с хоккеистами этой золотой сборной Чехословакии: после инцидента в аэропорту некоторые из игроков этой блестящей команды направились в пражскую пивную "У Герлцику", где кто-то из них имел неосторожность выразить негативные мысли на счет коммунистической власти. Говорят, что среди лозунгов было довольно радикальное «Смерть коммунистам». А Большой Брат все видит и слышит: сталинские тиски прочно «обняли» всю чехословацкую сборную, которую в тот же день арестовали. Официально было объявлено, что они задержаны за драку, однако очевидным был факт, а потом это подтвердилось, что в тюрьму хоккеисты попали через «государственную измену». В конце-концов, как и Швейк. Интересно, что также арестовали владельца "У Герлцику", судьба которого так судьба похожа на гашековского Паливца:

А меня за что? - заныл господин Паливец. - Я же был такой осторожный. Бретшнейдер усмехнулся и с победным видом пояснил: За то, что вы сказали, будто мухи загадили нашего государя императора. Ми вам выбьем тех мух из головы.

 Мотив национальной службы безопасности Чехословакии для ареста и уничтожения этой золотой плеяды хоккеистов был банальный и простой: на примере наибольших звезд показать "кто в доме хозяин". Дело в том, что начиная с 1948 года, ходили слухи, что игрокам сборной Чехословакии предлагали навсегда выехать за пределы «железного занавеса» и быть командой Чехословакии в изгнании. Некоторые хоккеисты поддержали эту инициативу и выехали заграницу, например речь идет об Олеге Забродском - брате Владимира Забродского, который был капитаном этой великой команды. Вопрос про возможную в будущем миграцию коллектив решил методом голосования: восемь было против, шесть - за, таким образом команда оставалась дома. Свидетельством этого является тот факт, что чехословацкие хоккеисты в период 1948-1950 годов много раз были за пределами «железного занавеса» и легко могли убежать от молота тоталитарной машины. Тем не менее, это не помешало властям жестоко и цинично уничтожить лучшую плеяду тогдашних хоккеистов: легендарный Богумил Модрый был осужден на 15 лет тюрьмы, лучший бомбардир команды Густав Бубник - на 14 лет, нападающий Станислав Конопасек получил 12, Вацлав Розиняк и Владимир Кобранов получили по 10 лет, а Йозеф Жирков - шестилетний срок. Еще шестеро хоккеистов получили от восьми месяцев до трех лет заключения.

В 1953 году умер Сталин, наступил период, называемый «оттепелью». В 1955 году хоккеистам некогда лучшей сборной мира была объявлена амнистия. Освобождаясь из тюрем, они не имели ничего, кроме воспоминаний о своей прошлой жизни, а еще целый ряд болезней. Например, Богумил Модрый умер в 1963 году в 47-летнем возрасте от болезней, которые он «заработал» на тяжелых тюремных работах за так называемую «государственную измену». Но несмотря ни на что они остались несломленными и сегодня являются яркими символами миллионов жертв сталинских репрессий. Их схватка, как у большинства людей их профессии, состоялась не на льду и не против таких, как и они хоккеистов. Их мужская борьба состоялась против тоталитарной системы, где наперед был прописан финал.

«Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в чёрных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди! Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но всё хорошо, теперь всё хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Большого Брата».

Сегодня, 11 марта, исполняется ровно 65 лет с того трагического дня, когда красная петля обмотала шею чехословацкого хоккея. Большого Брата уже нет, а память про эту легендарную сборную жива и до сих пор.

Другие посты блога

Стрельцов. Легенда
15 марта 2015, 21:04
9
FIFA 15. Presidential election
14 февраля 2015, 01:24
1
Все посты