Tribuna/Баскетбол/Блоги/Баскетбольный дайджест/В НБА – нашествие женщин. Это генеральная линия нового руководства лиги

В НБА – нашествие женщин. Это генеральная линия нового руководства лиги

НБА хочет быть ближе каждому.

Автор — Tribuna.com
8 августа 2019, 18:21
В НБА – нашествие женщин. Это генеральная линия нового руководства лиги

НБА хочет быть ближе каждому.

Короче, у меня есть конспирологическая теория.

Этим летом Этторе Мессина покинул пост помощника главного тренера «Сан-Антонио» и вернулся в Италию.

Итальянец последние пять лет был вторым человеком в «Сперс» и имел наибольшие шансы стать первым главным тренером-иностранцем в НБА. Чуть ли не каждое лето он проходил многочисленные интервью в других командах, но никому не приглянулся. Первым тренером-иностранцем в итоге стал Игор Кокошков – и он полностью провалился: возглавил «Финикс» и успешно помог ему закрепиться на дне.

Многим казалось, что Мессина уж точно будет наследником Грегга Поповича в «Сперс». Тому уже 70 лет, и он комбинировал еще против Джордана с Оладжувоном.

И вот неожиданно второй человек в «Сан-Антонио» собрал вещи и уехал. Официальная версия – соскучился по работе главным тренером.

Поверим, что так и есть, но прямо-таки напрашивается другая версия: наследовать Поповичу рано или поздно будет другой его помощник, вернее помощница – Бекки Хэммон.

Уж слишком демонстративно ее движение вверх в системе самого влиятельного клуба НБА.

Хэммон пришла в «Сперс» в 2013-м – она восстанавливалась после разрыва крестов и получила возможность посещать тренировки и собрания команды. В 2014-м Попович предложил ей войти в штаб, в 2015-м она уже возглавляла команду «Сан-Антонио» в Летней лиге и заняла там первое место, в 2016-м – оказалась на первом ряду тренерской скамейки «Сперс», в 2017-м – рассматривалась в качестве кандидата на самое желанное место в лиге – место главного тренера «Милуоки».

Следующий шаг – не просто близко. Хэммон – уже знаковая фигура для НБА: ее личные качества, отношение к ней Поповича и игроков, ее показательные успехи в роли главного тренера в Летней лиге превратили ее в ледокол, раскрывающий исключительно мужскую лигу для слабого пола и ломающий устои, стереотипы, любое противодействие.

В прошлом году Пау Газоль написал «Открытое письмо» для Players’ Tribune. Оно было посвящено женским тренерам в НБА вообще, но строилось вокруг знакомой героини.

Испанец затронул все возможные проблемы:

– и компетентность

«Отрабатывали мы тут пик-н-ролл с Деджоунте Мюррэем. Это стандартное упражнение, мы его делали миллион раз. Но мне запомнилось, что в какой-то момент тренер Хэммон нас остановила. К нам подошли Хэммон, Боррего и Мессина, и Бекки говорит Деджоунте: «ДиДжей, посмотри на свой пас с отскоком от паркета, он идет слишком низко. Ты должен давать Пау выше, куда ему удобнее. Попробуй снова». Деджоунте быстро все понял, и скоро мы просто летали. Но тот момент запал мне в душу. Просто… благодаря тому уровню понимания игры, какой показала Бекки, понимаете?

Она выделила ничтожную деталь – и сразу же обнаружила и проблему, и решение. И не только это. Мы смогли все обсудить таким образом, что смогли достичь необходимого результата. Это важно на уровне НБА. Весь оставшийся сезон я получал пасы ровно туда, куда было нужно».

– и то, что приглашение женщин – это просто пиар

«Вы действительно думаете, что тренер Поп относится к развитию тренерского штаба иначе, чем к развитию игроков? Конечно, нет».

– и «неловкие моменты»

«Это просто миф. Игроки одеваются в определенном месте, тренеры – в другом. Понятно? Уверен, что и там у Бекки есть личное пространство. Но важно другое: не то чтобы тренер-мужчина следит за тем, как вы переодеваетесь. Такого не бывает. С этой точки зрения нет никакой разницы между тренерами-мужчинами и тренерами-женщинами».

Вывод для Газоля очевиден:

«Я провел в НБА 17 лет. Я завоевал два чемпионских титула. Я играл с одними из лучших баскетболистов этого поколения. Я играл под руководством двух из самых острых умов в истории спорта: Фила Джексона и Грегга Поповича. И я уверяю вас, что Бекки Хэммон может быть тренером.

Я не говорю, что она может быть вполне приличным тренером. Я не говорю, что она может работать почти на одном уровне с тренерами-мужчинами. Я говорю, что она может быть тренером команды НБА»

Хэммон не только поднималась сама, но и тащила на себе знамя баскетбольного феминизма.

Возвращение Мессины в Европу совпало с самым заметным трендом этого и прошлого лета: клубы НБА начали активно нанимать именно на баскетбольную работу женщин. За последний год их число среди помощников главных тренеров уже выросло до девяти, а «Индиана» и вовсе назначила даму помощницей генерального менеджера. Еще около 20 женщин занимают различные посты в руководстве команд и отвечают за баскетбольные операции.

За каждым назначением, конечно, есть своя история.

Сью Берд (на фото – слева) – легенда. Последние годы она больше борется с травмами и Дональдом Трампом, но прошлым летом генеральный менеджер «Наггетс» Тим Конелли предложил ей позицию во фронт-офисе.

Суин Кэш завершила карьеру и заняла место вице-президента по баскетбольным операциям во фронт-офисе «Нового Орлеана».

Келли Краускопф наоборот – 17 сезонов отработала руководителем «Индианы Фивер». И в этом году перешла в мужскую команду – она стала первой женщиной-помощницей генерального менеджера в НБА.

Кристи Толливер продолжает выступать в женской НБА, а зимой наслаждается ролью скаута/помощника в «Уизардс». По словам Скотта Брукса, его поразил ее игровой интеллект, когда он увидел ее на площадке.

Линдсэй Готлиб 20 лет проработала в университетском женском баскетболе, сначала помощницей, потом главным тренером. За восемь лет у ее Калифорнии 178 побед при 89 поражениях. Этим летом она подписала четырехлетний контракт с «Кливлендом».

Кара Лоусон играла второго номера в женской НБА, была чемпионкой там и выигрывала Олимпиаду со Штатами. По завершении карьеры работала аналитиком на телевидении, а этим летом получила должность помощника в «Селтикс» – все решило давнее знакомство с Брэдом Стивенсом.

Дженни Бусек проработала два с небольшим года в «Сиэтле» и провалилась (36-58), но сначала получила предложение от «Сакраменто», а потом и от «Далласа». Исключительности ее приглашение в «Маверикс» добавило то, что параллельно она рожала, и клуб освободил ее от выездных матчей как мать-одиночку – она анализировала игры с дивана.

Карен Стак-Умлауф еще с джордановских времен работала во фронт-офисе «Чикаго», а в прошлом году упросила Джима Паксона дать ей шанс в качестве помощницы тренера. 

Натали Накасе – первая женщина-главный тренер в японской лиге. Она выиграла лишь 12 матчей при 29 поражениях, но затем отец убедил ее вернуться в Америку – здесь она получила место видео-координатора в фарм-клубе «Клипперс», а потом перешла и в штаб Дока Риверса.

Нил Айви последние четыре года работала помощницей в женской команде университета Нотр-дам. Теперь будет помогать в «Мемфисе».

Линдси Хардинг сменила за карьеру десяток клубов. В прошлом году она попала в «Филадельфию» в роли скаута, в этом перебралась в «Сакраменто» и уже получила роль ассистента.

Каждый казус индивидуален.

Но куда больше у них общих черт.

Например, всеобщий скептицизм.

Например, одинаковые ответы на него. «Не пошла бы, если бы это был пиар», «Пол не имеет значения», «Клубы берут лучших профессионалов», «Здесь очень высокая конкуренция, поэтому пренебрежительно относятся к твоим достижениям не в НБА», «Не хочу привлекать к себе внимание как женщина или мать, я – тренер», и так далее.

Например, слишком очевидное понимание, что это связано, прежде всего, с генеральной линией комиссионера Сильвера.

Сильвер уже давно пообещал, что рано или поздно в лиге появится женщина в качестве главного тренера.

Недавно он сформулировал свои пожелания еще шире: нужно больше женщин-арбитров и тренеров.

«Я сам не понимаю, почему в этой области так долго доминировали мужчины. Ведь здесь физическая подготовленность вообще ничего не определяет. Наша цель состоит в том, что среди новых арбитров должны быть 50% мужчин и 50% женщин. То же самое касается и работы тренеров. У нас тоже есть специальная программа: не вижу ни одной причины, по которой женщина не должна работать тренером в мужском баскетболе».

Очевидно, что многие клубы увидели в этом сигнал. Назначение женщины воспринимается как признак того, что команда является передовой, современной и стремится к гендерному разнообразию.

Например, ESPN так и рапортовал: генеральный менеджер Коби Ольтман «заинтересован в приглашении в тренерский штаб женщины, работающей на высоком уровне в университетском баскетболе. Он нашел кандидатку и поделился своей идей с тренером Билайном».

Похвально, конечно. Хотя тяжело не заметить: «Заинтересован в приглашении женщины».

С приходом Сильвера НБА работает над тем, чтобы стать образцово-показательной лигой в том числе и в том, что касается гендерного и расового разнообразия. В специальном отчете, ежегодно подготавливаемом Университетом Центральной Флориды, лига неизменно лидирует: в прошлом сезоне она получила «А с плюсом» за расовое разнообразие и «Б» за гендерное разнообразие. Подсчитаны все: 80,7% не белых игроков, 33,3% не белых тренеров, три не белых владельца и так далее.

Сегодняшняя НБА для многих – образец равноправия и социальной справедливости в спорте. А в современном мире внимание к такой повестке монетизируется.

«НБА ломает барьеры в профессиональном спорте, – говорит исполнительный директор Института спорта и социальной справедливости Делиз О’Милли. – Именно здесь появились первая женщина-арбитр, первый открытый судья-гей, первая женщина-помощник главного тренера – такие вещи не происходят в вакууме, это результат бизнес-модели, внимательно относящейся к меньшинствам».

Вряд ли нужно напоминать, что НБА отказалась проводить Матч всех звезд в Шарлотт после того, как был принят закон, ущемляющий права сексуальных меньшинств.

В общем, такая модель (и вообще движение современного общества) заставляет считать, что массовое приглашение женщин в тренерские штабы в течение последнего года – это только начало. Билл Лэймбир, конечно, один из самых успешных специалистов в женской НБА, но представлять эту лигу в НБА в качестве главного тренера, конечно же, будет не он, а именно женщина. И это произойдет очень скоро. Украду фразу из Colta: феминистская повестка давно стала частью массовой культуры.

Когда в 97-м году в НБА появились две женщины-судьи, Чарльз Баркли говорил: «У всех есть право на свое мнение. Лично я надеюсь, что никаких женщин-судей у нас не будет. Это дело принципа – я бы не хотел, чтобы и мужчина работал в женской НБА».

Мир настолько изменился, что сейчас сложно представить, чтобы кто-нибудь даже произнес нечто подобное.

Фото: Gettyimages.ru/Ronald Cortes, Edward A. Ornelas, Christian Petersen, Ethan Miller, Ronald Martinez, Nicholas Hunt/Women’s Sports Foundation, Kevin Winter/Turner Sports

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты