Tribuna/Американский футбол/Блоги/Американский футбол в Украине/Ради Тома Брэди его друг Гронковски вернулся в спорт – они настолько великие, что выиграли со скромной «Тампой» Супербоул

Ради Тома Брэди его друг Гронковски вернулся в спорт – они настолько великие, что выиграли со скромной «Тампой» Супербоул

10
Ради Тома Брэди его друг Гронковски вернулся в спорт – они настолько великие, что выиграли со скромной «Тампой» Супербоул

Стас Рынкевич рассказывает о лучшем бромансе этого вида спорта.

12 сентября 2010 года. Стадион «Джиллет» в Фоксборо, Массачусетс. «Нью-Ингленд Пэтриотс» стоят впритык к зачетной зоне своего первого соперника в сезоне – команды из Цинциннати.

«Фуллбек перемещается вдоль линии, мяч у Тома Брэди, он откатывается назад, бросок вглубь зачетной зоны... и есть прием! Это новичок Роб Гронковски. Тачдаун!» – голосит комментатор CBS. Счет становится 37:17 в пользу «Пэтриотс», игра сделана.

Брэди трусцой бежит к кучке веселящихся одноклубников, лениво выставляет вперед кулак – так короли или боссы мафии дают поцеловать перстень. У Брэди их три.

А добродушный громила Гронковски беснуется в зачетной зоне. Первый тачдаун в его профессиональной карьере. И момент рождения величайшего дуэта в истории американского футбола. 

Больше ни один командный вид спорта не формирует настолько устойчивых и понятных связок. Да, у Майкла Джордана был Скотти Пиппен. Да, у Гретцки был Мессье. Да, у Хави был Иньеста. Но они порой дублировали функции друг друга. В американском футболе разделение труда: квотербек бросает, принимающий ловит. 

Эта формула работает на школьном дворе, куда выходят после уроков побросать два друга, которых не взяли в команду. Эта формула работает в Супербоуле, главном матче года в Северной Америке. У Брэди и Гронка их было три. Впереди четвертый.

Роб Гронковски – главный весельчак в американском футболе. С ним хочет выпить пивка любой болельщик НФЛ

Комиссионер НФЛ Роджер Гуделл поднимался на сцену, хотя все телезрители уже прекрасно знали, что он скажет – семья Гронковски минуту назад ухала как стадо диких обезьян, сформировав почти регбийную схватку над своим столиком.

«Окленд» обменял 42-й выбор «Нью-Ингленду». Под 42-м номером «Нью-Ингленд» выбрал Роба Гронковски, тайт-энда из университета Аризоны», – отчеканил комиссионер.

Парень вытащил счастливый билет. Он попал в нападение к Тому Брэди, несмотря на то, что пропустил весь последний сезон в колледже из-за травмы спины, а также завалил собеседование в «Пэтриотс».

«Он пришел к нам перед драфтом, встреча получилась неудачной. Мы оставили его одного в комнате, а когда вернулись обратно, он спал на полу. Так себе первое впечатление. Мы поднялись ради него на драфте, просто понадеявшись, что он себя покажет. И еще как показал», – вспоминал главный тренер «Пэтриотс» Билл Беличик.

Роба взяли высоко из-за шикарных физических данных: крупный, атлетичный и при этом удивительно быстрый. Такое сочетание мощи и скорости помогло новичку изменить представление футбольных болельщиков о позиции тайт-энда.

Чтобы не вдаваться в нудную теорию, в двух словах. Перед квотербеком в нападении выстраиваются игроки двух типов – те, что блокируют (чтобы защитники не прибили квотербека), и те, что ловят его передачи. Тайт-энд — это такой универсал, который может делать и то, и другое. Но до Гронковски все равно было разделение – есть тайт-энды, которые хорошо блокируют и занимаются только этим, а есть те, кто хорошо ловит.

Гронк идеально делал и то, и другое. Он был одновременно слишком мощным для фланговых защитников и слишком быстрым для крепких головорезов в центре поля. Это асфальтоукладчик, разгоняющийся до скорости болида «Формулы-1».

«Что мы будем делать с Гронковски? Будем надеяться, что на него просто не будут бросать. Ну, или он будет ронять мяч. Хотел бы я посмотреть запись той игры, в которой кому-то удалось его закрыть. Он в любом случае наберет свои ярды, а сопернику останется только надеяться, что они не станут победными», – грустил перед финалом Американской конференции в 2018 году тренер «Джексонвиля» Даг Марроун.

За девять лет в Бостоне Гронковски трижды побеждал в Супербоуле, пять раз попадал в Матч звезд и вообще считался едва ли не лучшим тайт-эндом в истории. Но Америка полюбила его не за регалии. Победителей и даже чемпионов много, но никто не умел так наслаждаться победами.

В Штатах таких называют party animal. Да, есть русскоязычные аналоги – «тусовщик», «король вечеринок», но Гронку больше всего подходит слово «животное». Плясу и чаду кутежа он отдается со звериной страстью. Каждое межсезонье из Майами в Багамы в трехдневный круиз отправлялся теплоход, на котором вип-гости веселились до упаду, а главным заводилой и формальным хозяином тусовки считался тайт-энд «Нью-Ингленда».

Неиссякаемый юношеский энтузиазм, абсолютная беззлобность и любовь ко всякого рода приколам и розыгрышам быстро превратили Гронковски в любимца публики. С таким, как Гронк, хотелось выпить пивка в баре или просто потупить часок в приставку. Он не затерялся бы в «Чудаках» на MTV. 

«Я никого не обижаю. Я не употребляю наркотики. Я не сажусь за руль выпивши. Я не нарушаю закон. Я просто люблю веселиться», – формулировал жизненные принципы Роб в автобиографии «Хорошо быть Гронком».

С таким образом жизни смирился даже предельно авторитарный тренер «Пэтриотс».

«Беличик подошел ко мне и сказал: «Роб, ты пашешь на тренировках больше, чем все остальные, но когда ты за пределами клубной базы... Все эти безумства за пределами поля, вечеринки – не знаю на этот счет». Я рассмеялся и сказал: «Тренер, веселье заставляет меня пахать еще больше». Он покачал головой и ответил: «Ну, раз это для тебя работает, то пускай», – припомнил Гронк эпизод из 2013 года.

В той же книге футболист признался, что до сих пор не потратил ни цента из денег, заработанных в НФЛ. Он живет на деньги от многочисленных спонсоров – от Nike и Visa до Tide и Cheerios. Уже на третий сезон тайт-энда в лиге PLB Sports начала выпускать хлопья «Gronk Flakes», а после их успеха и пищевую добавку «Gronk’s Hot Sauce». Пять лет назад Coca-Cola вывела на рынок Новой Англии напиток «Gronk».

Гронк оставил след в чемпионской истории «Нью-Ингленда», завоевавшего три приза Ломбарди (трофей, который выдают за победу в Супербоуле) за последние семь лет. В буквальном смысле. Когда «Пэтриотс» демонстрировали бостонской публике последний трофей в матче с «Бостон Ред Сокс», Гронк использовал приз Ломбарди как бейсбольную биту. На главной награде в американском футболе осталась заметная вмятина.

И говорящая реакция Брэди:

Том Брэди пришел из ниоткуда и стал величайшим игроком в истории американского футбола. Ему некуда надевать чемпионские перстни (буквально)

Том Брэди – главная в американском спорте история про Золушку. На драфте 2000 года «Нью-Ингленд» в шестом раунде под общим 199-м номером выбрал квотербека из университета Мичигана. Брэди плохо вписывался в представления скаутов о том, какими должны быть профессиональные игроки в американский футбол – он был дохлым и ужасно медленным.

Брэди взяли за психологию. Он был лидером университетской раздевалки, неоднократно спасал мичиганскую команду в безнадежных матчах и был победителем по духу. Его выбор не выглядел абсолютно слепым – «Пэтриотс» присматривались к Тому с третьего раунда, просто им не требовалось усиление на этой позиции. Но теперь в американских медиа любят вспомнить судьбу шести квотербеков, выбранных перед Брэди (спойлер: они не стали никем), и порассуждать, а где бы были сейчас другие клубы, которые могли взять GOAT’а.

На второй сезон в лиге Брэди как-то вышел на поле вместо травмировавшегося Дрю Бледсо. И обратно на скамейку запасных уже не вернулся. Беличику настолько понравилось, как пацан держится на поле, управляет нападением и демонстрирует фантастическую хладнокровность, что он не стал менять квотербека, даже когда Бледсо выздоровел.

С Брэди «Пэтриотс» выиграли Супербоул в 2001-м, 2003-м и 2004-м. Заштатная провинциальная команда превратилась в чемпионскую династию. С каждым титулом Том становился все увереннее, и если в начале карьеры он больше играл в стиле «как бы чего не испортить», пока на поле решала защита, то после трех завоеванных перстней стал главным оружием «Пэтриотс».

Если вам нужны аналогии, то Брэди чем-то похож на Криштиану Роналду. Тоже богат, красив, знаменит, успешен, создал себя с нуля и максималист до мозга костей. Наверное, реже смотрится в зеркало, но зачем, когда ты женат на Жизель Бундхен, одной из самых востребованных женщин в истории моды. Парадокс – все эти годы лучший игрок в истории американского футбола, абсолютная медийная суперзвезда зарабатывал меньше, чем его жена.

Разница с Роналду, во-первых, в долголетии. Тому 43 года. Бывали случаи, что квотербеки задерживались в профессиональном спорте так долго, но они играли из последних сил. Брэди в 43 дошел с командой до Супербоула, демонстрируя игру если не на уровне топ-5 в своем амплуа, то как минимум выше среднего уровня.

Во-вторых, значимость позиции. «Манчестер Юнайтед», «Реал», «Ювентус» и сборная Португалии могли побеждать без Роналду на поле. Но в американском футболе если у тебя на поле нет хорошего квотербека, твои шансы на победу стремятся к нулю. Бывают, конечно, исключения из правил, но мало.

Супербоул выиграть невероятно сложно. Вот фамилии лучших квотербеков за последние 20 лет (без Брэди и недавно начавшего играть Махоумса): Пейтон Мэннинг, Аарон Роджерс, Бретт Фарв, Дрю Бриз. Давайте даже добавим квотербеков, чьи игровые навыки чуть ниже, но они были очень успешными — Бен Ротлисбергер и Илай Мэннинг. Ни один из них за карьеру не выиграл больше двух чемпионских перстней. Только Ротлисбергер играл в трех Супербоулах.

Том Брэди сейчас вышел в свой десятый Супербоул. В самом важном матче сезона, куда попасть хотя бы раз – мечта любого футболиста с самого детства, он играет в среднем каждый второй сезон. Том – обладатель шести чемпионских перстней. Когда комиссионер НФЛ дисквалифицировал Брэди на четыре матча из-за обвинений в сдувании мячей, все шутили, что пятый перстень квотербек надел на средний палец и показал Гуделлу. На что Брэди надел шестой, история умалчивает.

Можно разделить карьеру Тома Брэди напополам, и обе части будут достойны зачисления в Зал славы. Казалось, что доминирование «Нью-Ингленда» в НФЛ будет длиться вечно. Но год назад грянул гром – Брэди заявил, что покидает Бостон и в качестве свободного агента присоединится к другой команде.

Это произошло не вдруг. За два десятка лет совместной работы Беличик и Брэди – два самых требовательных человека в этом спорте – устали друг от друга. Тренер и так уже не раз переступал через принципы под давлением владельца клуба Роберта Крафта и продлевал контракт с чересчур возрастным квотербеком. В определенный момент два больших эго не сошлись в одной точке.

Брэди надоело плясать под чужую дудку, надоело играть в команде с такими посредственными принимающими – состав «Пэтриотс» в нападении слабел с каждым годом. Его лучший помощник и друг Гронковски из-за накопившихся травм завершил карьеру в 2019-м и ушел на телевидение, в рестлинг и на любимые пати-круизы. Великая династия закончилась, и все жаждали ответа на вопрос, кто же был главным архитектором успехов «Пэтриотс» – гениальный тренер или гениальный квотербек?

Брэди переехал из холодного Бостона в солнечную Флориду. И вынудил Гронка возобновить карьеру

Мало кто предполагал, что Брэди выберет Тампу. «Бакканирс» – проходная команда из Флориды, которая лишь раз вынырнула из безвестности, дошла до Супербоула и выиграла его, вернувшись вскоре на прежнее место. Брэди ушел в команду, которая не выходила в плей-офф с 2007 года.

Но там были реально классный состав принимающих, крепкая защита, опытный тренер Брюс Эриенс, который как Гораций Слизнорт из «Гарри Поттера» поработал за карьеру с лучшими квотербеками-волшебниками. Расслабленная атмосфера, хорошая погода. И классный бренд – ТБ (Том Брэди) переехал в ТБ (Тампа-Бэй).

Эффект колоссальный – букмекеры стали считать «Бакс» одним из фаворитов в Супербоуле, болельщики скупали абонементы, а свободные агенты готовы были подписывать контракт с «Тампой» за полцены. Но Том знал, что для полного душевного комфорта на новом месте ему не хватает одного человека.

«Помню, как-то раз Роб позвонил мне и сказал, что ему надо подготовиться к фотосъемке для журнала GQ. Он считал, что находится в плохой форме, и попросил меня потренироваться с ним. А это был апрель, шел дождь, погода ужасная. Мы вышли на бейсбольное поле, и я стал бросать на него. И хотя мы не работали с мячом с окончания сезона [в январе], мяч ни разу не коснулся земли. Где-то под 60 передач, разные маршруты – мяч всегда прилетал точно в руки.

И после этого он такой *понижает голос и имитирует Гронка*: «Чувак, вообще улет. То, что надо. Теперь я готов!» И он уехал на фотосъемку. Роб такой Роб. За это его все и любят», – рассказывал Брэди.

Гронк больше любит рассказывать историю про подарок на Рождество. На клубной базе «Пэтриотс» он вручил квотербеку крутую блютус-колонку, а потом взял ее обратно и сказал: «Том, она ведь на самом деле тебе не нужна». И отдал колонку работнице кафетерия.

«Я подарю ему тачдауны. Надо ловить мяч. Это все, чего он хочет», – объяснял тайт-энд, когда Брэди исполнилось 40 лет.

На знаменитых лошадиных скачках в Кентукки Том – религиозный фанат ЗОЖа, сидящий на диетах с авокадо — вынужден был отдать дань традиции и опрокинуть бокал шампанского. Стоявший рядом Гронк угорал с выражения лица квотербека. «Фу, этот мерзкий алкоголь проникает в мое тело», – передавал он его эмоцию в интервью ESPN, уничтожая банку пива.

Еще только выбирая новую команду, Том названивал другу и аккуратно интересовался, не хочет ли тот вернуться в игру. За год Гронк успел восстановиться как физически, так и морально. Когда стало известно, что Брэди подписал контракт с «Бакканирс», тайт-энд решил подразнить товарища.

«Мы созвонились, и я такой – ого, Тампа, здорово, и как там погодка? Он такой – да хорошо все. А я – ох, Том, я тут начал задумываться, не вернуться ли мне в футбол. Дразню его. Вижу, что он начинает загораться этой идеей. А я продолжаю – слушай, да у меня ведь и мама живет в часе езды от Тампы, так все удобно было бы. И тут он не выдерживает и просто орет в трубку: РОБ, Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ВЕРНУЛСЯ И ИГРАЛ СО МНОЙ! И я такой – ну, лады, Том, я готов. Никаких проблем. Он потом еще плакал и молил меня вернуться», – рассказал Гронк.

Возможно, Брэди описал бы этот разговор иначе, но он всегда оставлял тайт-энду право дурачиться даже за свой счет.

В сезоне-2018, когда «Пэтриотс» под лейблом «уже не те» встретились в финале конференции с «Канзас-Сити» и их MVP Патриком Махоумсом, Брэди и Гронк выцарапали победу в овертайме. После игры для всех хейтеров и неверующих выложили вот такой видос под «Bad Boy For Life»:

Две недели назад, когда уже в составе «Тампы» они прошли «Грин-Бэй» и вышли все на тот же «Канзас» с Махоумсом в Супербоуле, ролик получил продолжение:

Обоим потребовалось время, чтобы привыкнуть к новой системе и новой команде. В середине сезона никто не считал «Тампу» железным кандидатом на выход в Супербоул. Гронковски первые матчи вообще работал только на блоке. В межсезонье, во время карантина он должен был каждый день выполнять пробежку и отсылать видео тренеру по физподготовке. Вместо этого Гронк побегал один день в разной одежде, после чего сделал вид, что это ролики за разные дни.

Но, в конечном счете, они опять оказались на пороге чемпионского титула. Брэди набрал 40 пасовых тачдаунов еще до Супербоула – столько у него не было с 2007 года, когда его признали MVP. 

По ту сторону баррикад были квотербек Патрик Махоумс и тайт-энд Тревис Келси – следующее поколение, для которых Брэди и Гронковски стали идолами, первопроходцами. Через пару сезонов останутся только молодые, но пока два ископаемых, два динозавра – Гронкозавр и Брэдиратопс еще в деле.

Король и шут. Выдающийся перфекционист и выдающийся балбес. Дольф Лундгрен в теле Энди Кауффмана и Энди Кауффман в теле Дольфа Лундгрена. Инь-янь футбольного десятилетия.

Сегодня ночью они выиграли Супербоул с «Тампой». Для Брэди титул стал 7-м в карьере. Ни одна франшиза не выигрывала столько титулов, сколько у него одного.

Фото: Gettyimages.ru/Jeff Zelevansky, Andy Lyons, Douglas P. DeFelice, Stacy Revere, Grant Halverson, Jim Rogash; twitter.com/Patriots

Другие посты блога

Все посты