Все новости

Жизнь в тени. 5 историй о теннисных спарринг-партнерах

20 мая 2013, 20:53

Среди тех людей, кто окружает теннисистов на протяжении их карьеры, немаловажную роль играют спарринг-партнеры. Кто-то из них работает с игроком лишь на протяжении одного турнира, а кто-то задерживается в команде теннисиста на долгие годы. Понятно, что позволить себе иметь постоянного спарринг-партнера могут лишь звезды тенниса, бюджет которых позволяет иметь целую команду, которая сопровождает их от турнира к турниру. Большинство любителей  тенниса не по наслышке знают имена Саши Бажина, Владимира Волчкова, Дани Вальверду. Эти люди являются многолетними спарринг-партнерами Серены Вильямс, Марии Шараповой и Энди Маррея и присутствуют практически на всех матчах с участием этих игроков. Их отличие от большинства коллег по профессии в том, что они не только являются наемными работниками, получающими за свой труд весьма приличную зарплату, но и с работодателями их связывают не только деловые, но и дружеские связи.

В одном из интервью Серена как-то сказала о Саше Бажине: «Если не считать моих родителей, то вероятно, он самый важный человек в моей команде. Он больше, чем просто спарринг-партнер. Он мой старший брат. Он член семьи». Во время турнира во Флориде этого года, Саша Бажин дал большое интервью usatoday, в котором рассказал историю своих шестилетних отношений с Сереной. «Грань между дружбой и деловыми отношениями стерлась уже много лет назад», – сказал Бажин. «Но это лишь все усложняет, потому что я все принимаю теперь близко к сердцу».

Как и у многих других спарринг-партнеров, когда-то у Бажина были свои амбиции в теннисе. Серб по национальности, он вырос Мюнхене, подавал большие надежды, когда был юниором, и в 2007 году его рейтинг в мире был 1149. Но все изменила трагическая случайность – после гибели отца в автокатастрофе ему было сложно себя мотивировать. Знакомство с Сереной произошло совершенно случайно: однажды она находилась в Мюнхене и нуждалась в спарринг-партнере. Ее бывший спарринг-партнер Йован Савич позвонил Бажину и попросил оказать ему услугу и потренироваться с Сереной. Вначале Бажин отказался, но затем все-таки решил принять предложение. В команде Серены Бажин выполяет много ролей – тренера, мальчика на побегушках, телохранителя, доверенного лица и советника. Он может сбегать за едой, он арендует корты, договаривается о натяжке ракеток. Он даже может имитировать различные стили игры соперниц. «Я могу делать все, что она хочет, разве что не могу играть левой рукой», – смеется Бажин.  Во время вынужденного отсутствия Серены в туре в 2010-2011 годах, когда она не выходила на корт в течение 11 месяцев, Саша Бажин по-прежнему оставался в ее команде. Он благодарен ей за то, что она сохранила ему полностью зарплату в это время и он знал, что рано или поздно Серена все равно вернется на корт. Ходили слухи, что Елена Янкович просила Серену отдать Сашу в «аренду» во время ее болезни, однако Вильямс отказала.

Конечно, в его работе есть и свои минусы, которых Саша отнюдь не скрывает. Он редко видится со своей матерью и двумя сестрами, которые живут в Мюнхене, да и при таком графике ему очень сложно иметь свою личную жизнь. Его самые длительные отношения за эти шесть лет продолжались всего лишь полгода.

Мария Шарапова и Сесил Мамит после победы на Ролан Гаррос 

В отличие от Бажина, спарринг-партнер Марии Шараповой Владимир Волчков сам добился больших успехов в теннисе – белорусский теннисист однажды добрался до полуфинала Уимблдона, что уже говорит о его высоком классе. Свое сотрудничество с ним Мария начала в 2011 году, после совместных тренировок на Кубке Федерации в начале года. К сожалению, не так давно стало известно, что Волчкову понадобится операция на локте и сейчас обязанности спарринг-партнера в команде Шараповой выполняет Дитер Киндлман. Кроме того, во время грунтового сезона Мария также пользуется услугами еще одного своего спарринг-партнера – Сесила Мамита, который был довольно успешным профессиональным теннисистом. В 1999 году его высший рейтинг в одиночном разряде был 72-й. Еще одним звездным спарринг-партнером Шараповой был Томми Хаас, который много тренировался с Шараповой, когда восстанавливался после травмы. Когда Шарапову спросили не планирует ли она продолжить свои спарринги с Хаасом, Мария сказала, что у него пока в планах собственная карьера, да и после успехов в 2012 году, услуги Томми вполне обоснованно подорожали.

Вера Звонарева и Сергей Демехин

Иногда спарринг-партнеры делают просто головокружительную карьеру. Сергей Демехин, который начинал в качестве спарринг-партнера Веры Звонаревой, чуть позже стал ее тренером и под его руководством Вера добилась самых больших успехов в своей карьере. Любопытно, что после того, как их тандем распался, ни Звонарева, ни Демехин от этого не выиграли. У теннисистки началась чехарда со сменой тренеров и результаты пошли на спад, а Демехин так и не смог найти себе подопечную среди элиты WTA-тура и занялся подготовкой юниоров.

К сожалению, основной части спарринг-партнеров остается только мечтать о такой «звездной» карьере. Подавляющее большинство из них – это юниоры, тренеры в клубах, профессионалы, закончившие карьеру либо теннисисты с низким рейтингом (150-250), которые во время турниров берутся подрабатывать. В большинстве случаев у них нет никаких контрактных обязательств с теннисистами и оплата их работы целиком на совести игроков. Обычно, зарплата спарринг-партнеров составляет примерно 300-600 фунтов в неделю, и как сказал Хьюго Лекок, тренер одного из французских клубов: «За эти деньги я могу с ними тренироваться так много, как они захотят». Кроме того, француз рассказал о некоторых особенностях работы в качестве спарринг-партнера: «Спарринг-партнер должен всегда оставаться в тени. Ему не следует вмешиваться в отношения между игроком и тренером. Обычно у каждого игрока свои определенные требования, он говорит, какие удары ему необходимо тренировать и спарринг-партнер должен не только уметь перебрасывать мяч через сетку, но обладать достаточным техническим арсеналом ударов». В 2007 году, Джонатану Эйссерику, бывшей первой ракетке мира среди юниоров, поступило предложение о сотрудничестве от самого Роджера Федерера перед началом Ролан Гарроса. Почему выбор швейцарца пал именно на Эйссерика? Ларчик открывался просто – француз был левшой с очень мощным ударом и Федерер просил его играть, «как Надаль».

Но иногда работа спарринг-партнера может превратиться в настоящий ад. Две недели назад в Мадриде, спарринг-партнер Бернарда Томича Тома Друэ был жестоко избит отцом теннисиста, Джоном Томичем. В ходе полицейского разбирательства Тома Друэ заявил, что Томич старший обращался с ним, «как с собакой», причем его труд не всегда оплачивался, а причиной конфликта по словам французского теннисиста стал отказ «принести бутылку молока». Теперь Джона Томича ждет не только судебное разбирательство, но и ATP-тур отказал ему в аккредитации на турниры. И, наверняка, многие потенциальные спарринг-партнеры десять раз подумают перед тем, как принять предложение Бернарда Томича о сотрудничестве.

Опасная профессия? Тома Друэ после избиения отцом Бернарда Томича

Конечно, вряд ли профессию спарринг-партнера можно назвать престижной, и каждый юниор в детстве мечтает выиграть турнир Большого Шлема, а не перекидывать мячи девушкам WTA-тура во время их подготовки к турнирам. Но для многих, как начинающих теннисистов, так и тех, кто завершил свою карьеру, это работа – весьма неплохая прибавка к их бюджету. Ведь проведя полжизни на теннисном корте, большинство теннисистов не только не заработают достаточно денег для безбедной старости, но и, увы, не в состоянии получить нормальную профессию из-за постоянных путешествий.

Автор: Madame Fortuna