Все новости

20 лучших игроков в истории английской премьер-лиги. Часть I

16 июля 2013, 21:55
14

Tribuna.com выбирает лучших игроков за 21 год существования АПЛ. В первой серии – самый фотогеничный футболист на свете, бескомпромиссный опорный хав и защитник, воевавший не только с форвардами, но и с самим собой.

Анри и Фабрегасу почти не досталось совсем, ван Перси досталось от отчаяния, Насри достается всегда, о Клиши и Сонге быстро забыли, а Адебайор в темпе достал сам себя. Коул был первым, и ему достается до сих пор. В отличие от последователей, Эшли не знал, что уходит из «Арсенала» не только за деньгами: трофеев тогда у «канониров» хватало. Коул стал частью, вероятно, лучшего «Арсенала» в истории и вполне вовремя успел в «Челси» – с обидной и вечной печатью «Кэшли» на лице. Насколько хорош, уверен в себе и почти безупречен Коул на поле, настолько за его пределами он неразборчив и меток разве что в стрельбе по студентам. Все внефутбольное сильно портит впечатление от карьеры, пожалуй, лучшего фулбека времен премьер-лиги, но не отменяет самого факта. Защитник со скоростью и техникой вингера (хорошо, техникой английского вингера) всегда был хорош в атаке, а со временем достиг топ-уровня и при игре в обороне. Скорость и резкость помогают где угодно, но Коул при этом явно и один из самых умных защитников лиги. Тактическая грамотность, концентрация и — в лучшие годы — минимум позиционных ошибок не скрывают самого яркого: Коул — один из немногих защитников, кто с мячом смотрится увереннее, чем без мяча.

Пока ровесники смотрели телевизор да подглядывали через ограждение за тренировками старших, Оуэн в этом телевизоре тащил «Ливерпуль», забивал в плей-офф чемпионата мира да работал надеждой и гордостью нации. К 24 годам форвард забил столько мячей (158 только за «Ливерпуль»), сыграл столько матчей (почти 300 только за «Ливерпуль») и получил столько наград («Золотой мяч» и кучу кубков), сколько тем самым ровесникам вполне хватило бы (наверное все еще хватает — им лишь недавно стало за 30) на всю карьеру. Проблема в том, что практически хватило и самому Оуэну: с 25 он начал коллекционировать в основном не трофеи, а травмы. Сам Майкл уверен, что именно раннее и бурное начало стоило ему футбольного долголетия, и оснований не верить нет даже у тех, кто перестал ему верить после перехода в «Ман Юнайтед».

Лучший английский форвард своего поколения, возможно, самый полезный нападающий – умеет здорово сыграть как на острие, так и в оттяжке, в центре поля, а если надо, и обороне помочь. Карьера Руни в «Эвертоне» начиналась как сказка для фанов: в детстве забивал пачками во дворе, пришел в клуб мечты, в финале молодежного Кубка Англии носил майку с обещанием остаться «синим» навсегда. Дебютировал за взрослую команду в 16 лет, забил первый гол в премьер-лиге и сразу такой знаковый – дальний чудо-удар, который прервал беспроигрышную серию «Арсенала» из 30 матчей. «Величайший английский талант, что я видел, с тех пор, как ступил на английскую землю», – напророчил Венгер, и не ошибся. Сказка продолжилась на Евро в Португалии, откуда Руни привез говорящее прозвище «Уазза». Далее суровая правда жизни. Уэйн рано начал терять волосы, зато быстро росли амбиции – и они требовали борьбы за трофеи, а не за выживание. Сменив цвета, он удовлетворил свои притязания как спортивные, так и денежные: выиграл с «Манчестер Юнайтед» пять чемпионских титулов, три Кубка Лиги и Лигу чемпионов, сейчас входит в пятерку самых высокооплачиваемых футболистов мира. Завоевал немало персональных наград, в том числе в 2009/10 стал трижды игроком сезона (футболисты, журналисты и болельщики были едины), автор самого красивого гола за двадцать лет существования АПЛ. Четвертый в списке бомбардиров «Юнайтед» всех времен, шестой – в истории премьер-лиги, а ему только 27. Покорению новых вершин может повредить непрошеное воссоединение с Мойесом.

От серийного героизма в первом за четверть века чемпионском сезоне “Юнайтед” до капитанской повязки в незабываемом лигочемпионском финале – мало кто олицетворял самый плодовитый по части титулов период в истории отдельно взятого английского клуба столь же ярко, как Шмейхель. Кульминацией этих лет была, конечно, их развязка – требл, в котором датский гигант поучаствовал и сейвами в премьер-лиге, и отраженным пенальти на последней минуте кубкового полуфинала (от самого Бергкампа!), и распугавшим защитников “Баварии” появлением в штрафной Кана на “Камп Ноу”. Но запомнились и предисловие (кажется, одному Шмейхелю удалось остаться в “МЮ”, вдрызг разругавшись с Фергюсоном), и постскриптум: играя за “Астон Виллу”, датчанин стал первым в истории премьер-лиги вратарем, забившим гол, а, оказавшись под занавес карьеры в “Сити”, дооформил беспроигрышную серию в манкунианских дерби.

Для главного постер-боя мирового футбола ссора с менеджером без потерь не обошлась, чего не скажешь о премьер-лиге: именно на смену отправившемуся выбирать между “Реалом” и “Барселоной” Бекхэму был куплен юный португальский вингер Криштиану Роналду. Десять лет спустя кажется, что бутсой в самое фотогеничное лицо страны мудрый сэр Алекс угодил не случайно, а с умыслом: именно Бекхэм был первой и, как ни странно, последней звездой “Юнайтед”, всерьез угрожавшей незыблимости фергюсоновской аксиомы о том, что ни один игрок не может быть больше клуба. Бекс славился лучшим в Англии (а, может, и в мире) длинным пасом, превосходным (за вычетом пенальти) исполнением стандартов и образцовым (даже на взгляд Ферги) профессионализмом. Но самым узнаваемым игроком команды, где играли Гиггз и Скоулз, Кин и ван Нистелрой, Бекхэма сделали не терпение и труд (и даже не женитьба), а ударная серия эпизодов на века: от гола со своей половины поля в ворота “Уимблдона” до сумасшедшего выхода на замену в матче с “Реалом”.

В рейтинге лучших дуэтов центральных защитников английской премьер-лиги пара Видич – Рио Фердинанд, скорее всего, победила бы без борьбы. Понятно, кто в их связке великий воин – фотографии Видича с разбитой головой и людоедской ухмылкой незабываемы – но Рио опережает серба именно потому, что всегда умел чуть больше, чем просто воевать. Фердинанд редко врубался в соперника – дело не в слабости, просто ему всегда было проще опередить оппонента или обмануть. Фердинанд редко стелился в подкатах – главным образом потому, что успевал отобрать мяч прежде, чем возникала необходиомость рисковать по-крупному. Мартин Сэмюель (пожалуй, главный футбольный журналист Англии) уверен, что Фердинанда надо было переделывать в опорники – но количество трофеев, выигранных Рио, говорит, что и так получилось неплохо.

Бог дриблинга, бог паса, бог удара – короче говоря, просто Бог, Le God. Нескромное по островным меркам футбольное прозвище Мэтт Ле Тиссье заслужил за то, что был самым скромным из лучших игроков своего поколения, был почти всю карьеру верен одной команде и невероятно точно (особенно для британца) бил пенальти: 47 из 48. Ле Тиссье мог обвести полкоманды, продвигаясь к воротам неспешным шагом, а потом ударить так, чтобы хлопали болельщики соперника. Когда премьер-лига еще не начала оптом засасывать в себя континентальных европейцев, африканцев и латиномериканцев, Ле Тиссье оставался примером для той английской молодежи, которая мечтала не просто носиться по флангам и совать голову туда, где мяч встречается с ногой защитника, а хотела играть красиво, раскованно – и в то же время без заморского пижонства. Не сложившаяся карьера в сборной (восемь матчей, ноль голов) только добавляла ему шарма: Брайана Клафа называли «лучшим тренером, который не работал со сборной Англии», а Ле Тиссье – «лучшим игроком, который в сборной толком не играл».

Он поздно раскрылся, зато период цветения был бурным и долгим. Его считал особенным сам Особенный: когда он впервые увидел ивуарийца, то немедленно захотел пригласить в свою команду. Тогда Моуринью не мог себе этого позволить, но через полгода португалец оказался в «Челси», который мог позволить кого угодно – так состоялась рекордная сделка с «Марселем», возможно, лучший трансфер лондонцев времен Абрамовича. Дрогба волшебно держал мяч, был невероятно силен, великолепно играл на втором этаже, стрелял как пушка, но Жозе выше всего ставил его лидерские качества, которые наиболее полно раскрывались в кубковых финалах. Дидье помог «Челси» осуществить главные прорывы в новейшей истории – выиграл первый за полвека чемпионский титул, и следом сразу второй, а под занавес лондонской карьеры, как все прекрасно помнят, забрал в битве с «Баварией» священный Грааль для Абрамовича – Лигу чемпионов. Первый футболист из Африки, забивший сотню голов в АПЛ, получил местную «Золотую бутсу» в 2007 и 2010. Четвертый голеадор в истории «Челси», первый среди иностранцев. Легенда у себя на родине – Дрогба устанавливал мир в Кот-д’Ивуаре и на свои деньги строит там больницы – он стал легендой и в Лондоне: осенью 2012-го фаны «Челси» провозгласили Дидье величайшим игроком в истории.

Лучшие годы карьеры капитана «Арсенала» пришлись на смену эпох в английском футболе – и не на одну. Адамс наблюдал развал старого премьершипа с буйными фанатами и дряхлыми стадионами и расцвет новой коммерческой лиги. Он видел, как «унылый, унылый «Арсенал» из книжки Ника Хорнби превращается в претендента на титулы, а потом – в поле экспериментов французского профессора Венгера. Наконец, он вел долгую и тяжелую борьбу со своим алкоголизмом – борьбу, в которой далеко не все английские выдающиеся игроки стремились по-настоящему победить – и выиграл в итоге все, что можно. Его игра на позиции центрального защитника не была какой-то передовой – нет, Тони просто оттеснял нападающего от мяча, перепрыгивал его в воздухе, блокировал его удары из пределов штрафной, раз за разом ловил его в искусственный офсайд; этого было достаточно, чтобы пережить любые перемены и выйти из них победителем.

Лучше других – возможно, даже чересчур – понимавший, каким должен быть капитан “Манчестер Юнайтед”, не самый внушительный в смысле физических данных, но внушавший в соперников (а иногда и коллег) ужас и трепет ирландец стал, по сути, первым разносторонне одаренным игроком ныне страшно востребованного типа “от штрафной до штрафной”. За его многолетней дуэлью с “канониром” Виейра было наблюдать куда интереснее, чем за теперешними спорами Месси и Роналду – дефицит техники или там скорости Кин компенсировал таким избытком сырой мощи и грубой страсти, что в огонь за ним не бросался только мертвый. За годы правления Фергюсона “МЮ” удалось найти более или менее равноценные замены всем своим экс-лидерам, от Шмейхеля и Кантона до Бекхэма и Роналду. Единственное исключение – Рой Кин, из которого, вопреки ожиданиям, пока (или уже?) не получился выдающийся тренер, но чьи навыки вожака стаи остаются непревзойденными.

Фото: Fotobank/Getty Images/Allsport/Mike Hewitt/Matthew Peters/Man Utd/Michael Regan/Bob Thomas

Показать еще 14