Все новости

Адема версия. Почему Ляйич в ударе

27 марта 2013, 16:46

Александр Скворцов объясняет, как Адем Ляйич стал одним из украшений «Фиорентины» меньше чем через год после конфликта с Делио Росси.

Фото: Fotobank/Getty Images/Claudio Villa

В конце мая 2012 я написал , осуждающий Адема Ляйича за все его крупные проступки и мелкие грешки. Тот материал заканчивался риторическим вопросом, пущенным в пространство – «хочет ли играть в футбол сам Адем?» В конце прошлого сезона сербский талант впутался в заварушку с тренером «Фиорентины» Делио Росси. Дело дошло до рукоприкладства со стороны тренера, и руководство «фиалок» избавилось от Росси (чуть позже он отправился ), попутно анонсировав летнюю продажу Ляйича. Сильнее остальных в его услугах был заинтересован «Торино», но до предметного разговора дело не дошло, Адем остался во Флоренции.

И, как выясняется, остался не зря – у Винченцо Монтеллы бунтующий шкет чудесным образом преобразился. 21 матч, 5 забитых мячей, 6 голевых передач – так он ответил на вопрос из майского текста. Прошлогодние 15 матчей, 1 гол и 1 результативный пас намекали на коллапс, но Монтелла вывел Ляйича из штопора.

И вот им уже интересуется не «Торино», а «Челси». Его никто не собирается продавать, совсем напротив – генеральный директор «Фиорентины» Менкуччи готовится объявить о пролонгации контракта. Даже Синиша Михайлович, отцепивший Ляйича от сборной Сербии за нежелание петь национальный гимн, вновь смотрит в сторону форварда и обещает вызвать на очередную игру. Разумеется, только в том случае, если гимн все-таки будет спет (на Википедии есть его перевод на русский – на досуге можно попытаться понять, почему мусульманин Ляйич отпирается от демонстрации вокальных данных).

В чем секрет преображения? Вряд ли стоит всерьез рассуждать о том, что за полгода Адем Ляйич кардинальным образом самостоятельно изменил характер и поведение. Гораздо более вероятно некое внешнее вмешательство. И здесь угадывается хитрый прищур и зубастая улыбочка Винченцо Монтеллы. Именно он вправил сербу мозг и заставил того играть в футбол, и играть в футбол лучше, чем когда-либо. Возможно, имела место реверсивная психология в том или ином виде? Например, Адема легко могла поддеть небрежно брошенная в нужный момент фраза «Можешь расслабиться, ты все равно хуже других».

А почему нет? Монтелла уже показал, что не так прост. Наверняка в его арсенале есть не только методичка с физкультурными упражнениями и тетрадка со сгенерированными тактическими прибамбасами. В нем есть основательный подход и задатки психолога. Иначе как бы он объединил 11 новых игроков в одну новую суперкоманду за месяц?.. Делио Росси был не в состоянии завести этот сербский байк, и в бессилии пинал его по колесам. А Монтелла пришел, продул свечи, и двигатель тут же довольно заурчал.

Талант Ляйича всегда оставался при нем, но сегодня Адем выглядит более сконцентрированным и уверенным в себе. В прошлом году один испорченный пенальти мог надолго вывести его из строя, каждая мелкая болячка выбивала из колеи, а сейчас он более-менее успешно преодолевает все проблемы. Хотя никуда не делись ни промахи, ни травмы. Просто это отошло на второй план – в этом году Ляйич играет интереснее, чем говорит, болеет или с кем-нибудь ссорится.

В новом технологичном и веселом футболе «Фиорентины» ему отведена роль напарника Стевана Йоветича. Адем эффективен в подыгрыше, он чудесно работает с мячом и со вкусом переключает скорость бега на более высокую. Ему позволена возня с мячом, не возбраняются удары. Рай для молодого атакующего игрока, у которого чешутся ноги обвести пару соперников и со всей силы засветить по воротам. Даже головой он уже забивал, и не кому-нибудь, а Самиру Хандановичу из «Интера». Так что это уже не голова, а боеголовка. Но я продолжаю настаивать: играть круто Ляйич мог и год, и два года назад, это не вопрос технического прогресса. Дело в том, что только сейчас он созревает для для большого футбола ментально.

По большому счету, сольных выступлений Ляйич пока не закатывает (в командной «спальне» «Фиорентины» натянуть все одеяло на себя одного сейчас почти невозможно), и говорить о нем, как о некоем откровении, неправильно. Занимает исключительно его неожиданная трансформация из капризного балласта в одну из важных единиц основной обоймы.

Возможно, вы удивитесь – в сентябре Адему Ляйичу исполнится 22 года. Это много чего объясняет. В том числе, и дуракаваляние прошлых лет. Кажется, что «Манчестер Юнайтед» интересовался сербом миллион лет назад, а он все еще светит абсолютно детской физиономией. И как же хорошо, что летом не состоялся трансфер в «Торино». Если Ляйич выводил из себя Делио Росси с лицом милой русской бабушки, что было бы с тираноподобным Джампьеро Вентурой, который может отбить кнутом все пряники прямо на тренировке?..

То, что этот сезон Ляйич проводит на высоком уровне, очень обнадеживает. Он был в одном шаге от того, чтобы закончить еще не начавшуюся толком карьеру в безвестности. Таких примеров – десятки, может, сотни. История, старая как водопровод в Помпеях – ребенка начинают нахваливать, и он теряет связь с реальностью, считая, что мир уже стоит перед ним на коленях.

В который раз я хочу упомянуть Горана Славковски из «Интера». Этот человек – памятник разгильдяйству и раздутому самомнению. Его называли будущей суперзвездой, за него дрались представители шведской и македонской сборных. А сейчас он, растолстевший, в 23 года то ли закончил карьеру, то ли заканчивает в любительском шведском дивизионе. Точно к этому могла бы прийти и карьера Ляйича, но он, стоя над бездной с завязанными глазами, все-таки сделал шаг в нужную сторону.

Следующим пунктом на пути исправления должен стать трезвый поиск компромисса в спокойном диалоге (да, будет трудно) с Синишей Михайловичем. После этого – попытка стать лидером «Фиорентины» (ведь летом, скорее всего, уйдет Йоветич). Пока «фиалок» тренирует Монтелла, у Ляйича есть очень хорошие шансы как следует разогнаться. Главное, не спешить с уходом из клуба – это может стать еще одной ошибкой, которую будет трудно исправить. Адем наладил контакт с Монтеллой, и это хорошая основа для развития. Еще бы рассеялся медикаментозный шлейф – но это уже в мало зависящем от человеческой воли идеале.

Наконец-то Адем Ляйич начал понимать, что в футболе нужно колотить не понты, а по воротам.