Все новости

Местечковая история. Как завершается легенда Ману Джинобили

15 апреля 2013, 18:08

Когда стало известно, что «Сан-Антонио», возможно, придется обойтись без Ману Джинобили в дебюте грядущего плей-офф, едва ли это кого-то удивило. Ходят слухи, что аргентинец когда-то подходил к заключительной части сезона полностью здоровым, но иногда возникает ощущение, что говорят это те же самые странные люди, которые утверждают, что Морган Фримэн когда-то был моложе своих нынешних двухсот лет и не напоминал пожилого Билла Расселла.

Джинобили – один из немногих игроков, чьей истории повреждений могут позавидовать даже такие «хроники», как Эндрю Богут и Майкл Оуэн. За одиннадцать лет, проведенные в НБА, Ману пропустил 142 игры регулярного сезона из-за 28 различных травм, не сыграв целиком ни одного сезона. При этом зачастую он либо пропускал плей-офф вовсе, как в 2009, либо играл с повреждениями (2006, 2008, 2010 и 2011), и именно это становилось одной из главных причин вылета «Сан-Антонио» на ранних стадиях главной части сезона. Недуги Джинобили настолько сказывались на игре «Сперс», что некоторые их болельщики до сих пор думают, что со здоровым аргентинцем в 2008 они бы не проиграли «Лейкерс» в финале конференции, а в 2011 вполне смогли бы пойти по чемпионской дорожке «Далласа».

НБА – это североамериканская лига, и если ты не феноменальный Дирк Новицки, то при прочих равных именно ты останешься недооцененным

В то же время согласно распространенному мнению его отсутствие в этом году уже не станет для «Сан-Антонио» настолько фатальным событием, каким оно являлось раньше. Хотя сам Попович до сих пор говорит об исключительном значении аргентинца для успешного похода за титулом, все, что может предложить Ману, уже отчетливо начинает напоминать очертания знакомых всем услуг заслуженного ветерана, который выходит на двадцать-двадцать пять минут и мобилизует менее опытных игроков скамейки. Его способность обострять игру и создавать возможности как для собственных бросков, так и для открытых попыток для партнеров будет по-прежнему востребована, но термина «Большое Трио» больше не существует. Есть лидер команды Тони Паркер, есть вечно молодой и вечно фундаментальный Данкан, который находится вне любых рейтингов и списков, и есть все остальные, причем далеко не факт, что эти «все остальные» будут начинаться с Джинобили, а не, скажем, с любимого всеми Кавая Леонарда.

Нет более неблагодарного занятия, чем пытаться судить о чем-либо в сослагательном наклонении, но как «Сперс» действительно вполне могли рассчитывать еще на один титул чемпионов, так и сам Ману Джинобили имел все шансы стать одним из величайших защитников в истории НБА. Именно «имел», ведь теперь об этом, скорее всего, уже можно говорить в прошедшем времени. Посмотрите его лучшие матчи – вы тоже видите там идеального игрока без слабых мест? Он прорывался к кольцу, забивал невероятные мячи как с любимой левой, так и с правой стороны, атаковал с дистанции, подставлялся под все, что движется, выигрывал целые матчи, а временами даже серии. Лучшим временем в его жизни, пожалуй, стали две летние недели 2004-го года, когда во время афинской Олимпиады он практически в одиночку уничтожил сборную США в полуфинале. Тогда он надел на голову лавровый венок и на две недели стал лучшим игроком мира и навсегда – национальным героем.

Едва ли Ману когда-либо будет жаловаться на свою карьеру, ведь количеству и разнообразию его достижений может позавидовать каждый

К сожалению, случилось так, что во многом из-за травм Джинобили так и не стал тем, кем мог бы стать, хотя никто не собирается отнимать у него уникальные заслуги перед международным баскетболом. Но мы все-таки говорим об истинном величии, которое достигается путем игры в сильнейшей лиге мира. Его нет в «Пирамиде Билла Симмонса», он занял лишь 24-е место по итогам голосования пользователей sports.ru среди игроков НБА в период с 1996 по 2011 годы, а также всего дважды участвовал в Матчах всех Звезд, что ровно на один раз меньше, чем, например, у Гилберта Аринаса. Вы можете сказать, что это все мелочи, но это показательные мелочи. Как мы знаем, нет ничего важнее мелочей, и, опираясь на них, можно делать определенные выводы. Хотя действительно ли все дело действительно только в травмах?

Ни для кого не является секретом, какую команду я поддерживал в одном из самых ярких противостояний нашего тысячелетия между огнедышащим «Финиксом» и ледяной крепостью из «Сан-Антонио». Я знаю многих болельщиков «Санс», и при всей открытой ненависти к Данкану, Боуэну, Орри и Паркеру, очень малое число из них переносили свой негатив на Джинобили. Напротив, именно в нем аккумулировались все те положительные чувства, которые в иных исторических условиях были бы распределены по каждому участнику великой команды из Техаса.

Не знаю, какими мотивами руководствовались остальные, но я относился к Джинобили с большой симпатией потому, что всегда твердо убежден, что в «Финиксе» артистичной душе Ману было бы гораздо проще проявить себя, чем где бы то ни было, а тем более в тех «Сперс». Как любой нормальный латиноамериканец, в Аризоне он мог бы не просто виртуозно играть на своей гитаре то, что ему скажет великий дирижер, но и время от времени доставать из чехла пулемет, чтобы выносить всех к чертям. Вы только представьте себе Нэша и Джинобили в одной упряжке в середине прошлого десятилетия, разве может быть что-то лучше? Во-первых, в течение недолгого времени это был бы тот волосяной кошмар, который навсегда отговорил бы юного Расселла Уэстбрука связать свою жизнь с баскетболом и облегчил бы жизнь многим будущим любителям игры. Во-вторых, мы бы стали свидетелями самой вызывающей, самой искрящейся и самой уникальной задней линии всех времен и народов. Не нужна была бы никакая защита, никакая ротация, и доказательства никакие не были бы нужны. Все было бы очень просто, но этому было не суждено сбыться.

Проблема заниженного исторического местоположения Джинобили заключается еще и в его статусе национального героя

Конечно, это все очень субъективно, и сам Ману едва ли когда-либо будет жаловаться на свою карьеру, ведь количеству и разнообразию его достижений может позавидовать каждый. Он выиграл три чемпионских перстня НБА, а однажды вполне мог заполучить звание MVP финальной серии, но в конечном итоге он всегда был лишь одним из винтиков системы Поповича, к тому же находящимся за мощной спиной Тима Данкана. Джинобили постоянно жертвовал своими личными показателями ради командных достижений (отменная европейская школа синьора Этторе сделала свое дело), для этого достаточно просто посмотреть на его статистику – он ни разу за сезон не набирал больше 20 очков. Понимаете, не набирал больше двадцати очков! О каком величии вообще может идти речь? Но если мы взглянем на его карьерные цифры за 36 минут – тут всего какой-то половины очка не хватает до гроссмейстерской отметки «20-5-5» (очки-подборы-передачи). Просто уму непостижимо, как игрок такого уровня и таланта соглашался на роль второго плана, при которой он чаще выходил со скамейки запасных, чем в стартовом составе, и при которой он в подавляющем большинстве сезонов в среднем не проводил и 30 минут на площадке. Умение Поповича управлять командой и безболезненно распределять роли ярче всего иллюстрирует именно пример с Ману, который вполне имел потенциал стать определяющим игроком в команде-претенденте на титул, но доверился во всем той системе, которая раньше других разглядела в 57-м номере драфта будущую звезду. Никто не сможет сказать о том, что он прогадал, хотя мне все-таки хотелось бы хотя бы немного увидеть его в ином свете чуть чаще, чем в рамках турниров сборных.

У меня всегда было ощущение, что проблема заниженного исторического местоположения Джинобили заключается еще и в его статусе национального героя, о котором уже было сказано выше. Он типичный аргентинец: он очень любит свою Родину и на протяжении всей своей карьеры в НБА играл за весьма специфическую команду, большинство поклонников которой являются выходцами из родной Латинской Америки. Несмотря на все его бесспорные достижения, из его досье так и сквозит слово «местечковость», пусть и грандиозная, но местечковость, а это далеко не всегда идет в плюс при распределении мест в истории. Понимаете, когда вы являетесь официальным представителем огромной диаспоры в лиге, где есть свои правила, свои порядки и свои критерии того, какой должна быть настоящая звезда, то вы должны быть неимоверно хороши, чтобы вас признали по-настоящему великим в этом закрытом сообществе. В противном случае вы так и останетесь «всего лишь» национальным героем и увидите, как ваше имя появится в народном эпосе, как о вас сложат легенды и будут передавать впечатления о вашей игре из поколения в поколение, с каждым разом все увеличивая процент попадания трехочковых бросков. Не подумайте, что я вижу в этом что-то плохое – кому же не хочется, чтобы о нем пели панегирики на родном языке? Но НБА – это североамериканская лига, и если ты не феноменальный Дирк Новицки, то при прочих равных именно ты останешься недооцененным. Просто так это работает.

Как мы видим, на это повлияло множество факторов, но совершенно очевидно, что Жинобили не является лучшим вторым номером своего поколения (в его время в лиге все-таки было слишком много хороших защитников), и даже не лучшим игроком этого амплуа и в истории «Сан-Антонио» (а что делать, если у тебя в конкурентах четырехкратный лучший снайпер лиги Джордж Гервин). Скорее всего, он входит в первую двадцатку атакующих защитников всех времен, но при желании там вполне можно обойтись и без него, как это получится сделать и у «Сан-Антонио» в этом сезоне. Хотя, возможно, и не придется, так как он вроде бы уже почти восстановился после травмы, но в любом случае едва ли от него можно будет многого ждать.

Наверное, так уходят легенды. Экспресс «Ману», скоро прибудет на конечную станцию. Начиная собирать вещи и готовиться к выходу согласитесь, что это было увлекательное и ни на что не похожее путешествие, в которое совсем скоро захочется вернуться снова, но вернуться будет уже некуда.