Tribuna/Футбол/Блоги/Игра В. Пас/Дема Коваленко: «В матче США и России поддерживать буду американцев»

Дема Коваленко: «В матче США и России поддерживать буду американцев»

Дема Коваленко – один из людей, о которых можно сказать просто «здорово, что он есть». Нет, он не спасал никому жизнь и не совершал великих открытий – но благодаря нему украинская пресса знает, с кем говорить о футбольной обстановке в США. Например, о китайском футбольном буме мы может судить только по наружным вывескам – а в Америке у нас есть свой человек, который расскажет и об изнаночной стороне, и о внутренней кухне американского соккера. Общаясь с «Командой», Дема рассказал о своих футбольных буднях, карьере от Грозного до Арены и развитии футбола в Северной Америке.

Блог — Игра В. Пас
29 декабря 2013, 14:38
2

Дема Коваленко – один из людей, о которых можно сказать просто «здорово, что он есть». Нет, он не спасал никому жизнь и не совершал великих открытий – но благодаря нему украинская пресса знает, с кем говорить о футбольной обстановке в США. Например, о китайском футбольном буме мы может судить только по наружным вывескам – а в Америке у нас есть свой человек, который расскажет и об изнаночной стороне, и о внутренней кухне американского соккера. Общаясь с «Командой», Дема рассказал о своих футбольных буднях, карьере от Грозного до Арены и развитии футбола в Северной Америке.

Украинский вояж

– Давайте начнем с периода вашего пребывания в Запорожье. Как у вас после 13 лет пребывания в США вообще возник вариант с "Металлургом"? Неужели кто-то из Украины пересекал океан, чтобы вас просматривать?

Я сам хотел поиграть на Украине. Повидать родителей, друзей, которых помню с детства… Прилетел в Украину и ездил на просмотры в разные украинские клубы. У меня были варианты с «Черноморцем» Альтмана и «Металлургом» Грозного. Я выбрал Запорожье – и только потом понял, как жестоко просчитался.

– Почему вам не удалось закрепиться в «Металлурге»? Ходили слухи, что Грозный с вас чуть ли не деньги за попадание в стартовый состав требовал…

Я не все могу сказать и не все стоит рассказывать – но в этой команде очень, очень много грязи. Я действительно не нашел общий язык с тренером и потом не вылазил из дубля… Очень жаль, но это футбол (эти два слова Дема на протяжении интервью произносил очень часто, используя как связующий элемент между предложениями – Прим. Ред.).

– В «Металлурге» вы пересекались с Александром Алиевым. Какие впечатления от общения с человеком, у которого даже прозвище – Гаденыш?

Ты знаешь, он нормальный человек.  Никогда ни в общении, ни в важных делах не подводил и не заставлял думать о себе плохо. Он обещал в Лос-Анжелес подъехать, надеюсь, увидимся… Вот он сейчас конца контракта в «Динамо» ждет, с Блохиным у него плохие отношения – но скажи, у кого с ним отношения хорошие?!

– С кем из игроков того состава вы сейчас поддерживаете отношения?

В Запорожье были отличные ребята, я со всеми в хороших отношениях, но больше всех я подружился с Сергеем Шищенко. Он уже приезжал ко мне в гости, может, еще приедет.

– Из Америки вы следите за украинским футболом? Многие из основы и дубля того «Металлурга» сейчас на хорошем счету в Премьер-Лиге, а Сергей Нагорняк – эксперт в одной из футбольных программ.

Слежу, конечно, с большим удовольствием. Это моя родина… Видел оба матча сборной с французами, жаль, что не прошли. Но там было очень сложно.

Арена после Грозного

– Как возник вариант с «Ред Буллс»? На момент перехода вы полгода не играли, в Нью-Йорке с вами раньше не работали….

Все это произошло благодаря Брюсу Арене. Он меня тренировал в «Ди Си Юнайтед», помог мне с гражданством… Брюс вообще для меня как второй отец! Когда он пришел из сборной и возглавил «Ред Буллс», он пригласил меня к себе первым. У меня на мази был контракт с Чикаго, все было готово на 99%, но мы с Брюсом успели все переиграть.

– Арена – легендарный по меркам США тренер, пришедший в «Ред Буллс» после восьми лет работы в сборной. Расскажите, чем отличался этот специалист от других, как проходили у него тренировки.

Брюс отличался тем, что мог к каждому игроку найти подход. На кого-то мог надавить, с кем-то общался по-доброму – и футболисты под его руководством расцветали. У меня очень сложный характер, я мог подраться на тренировке с партнером – но Брюс после такого случая вызвал меня к себе и поговорил так, что я после этого заиграл на максимуме. И после этого он меня пригласил еще и в «Лос-Анжелес Гэлекси».

На таком уровне важно уметь работать с людьми. Как Гвардиола – когда тренируешь Месси, важнее всего, чтобы в команде была отличная атмосфера. И тогда футболисты всех обыграют.

– Какой из бывших тренеров сборной США сильнее: Брюс Арена или Боб Брэдли?

Они оба очень хороши, в Америке умеют выбирать тренеров. Но Брюс добился большего, намного большего. Он выводил сборную США в четвертьфинал чемпионата мира и четыре раза выигрывал чемпионат MLS. Это очень сложно, он очень большой тренер.

– Играя за «красных быков», вам удавалось снабжать передачами в том числе и Жози Алтидора. Чем он выделялся на поле в юности?

Он был физически очень крут. Просто как машина! Когда 17-летний Алтидор пришел в команду, он был мощнее всех взрослых. Хорошо играл головой, с техникой было все в порядке… Еще он просто до безумия обожал computergames. Играл в них по пять, по шесть часов в сутки.

Слушай, он же в Алкмааре бегал, да?... Там техническим директором работает Эрни Стюарт, бывший лидер сборной США. Он мой большой друг; когда играл сотый матч за «янкиз», после матча свою юбилейную футболку отдал мне. Так что он хорошо знал Алтидора, когда приглашал его в АЗ.

– Алтидор хорошо играл в США и Голландии, но провалился в Испании и пока совсем не здорово играет в Англии.

Ну, это все-таки другой уровень.

Депрессия

– В 2008-м вы перешли в «Реал Солт Лейк». Что вынудило вас перебраться из Нью-Йорка в практически пустыню?

Брюс Арена покинул команду, а новому тренеру я оказался не нужен. Вот и пришлось перебираться из мегаполиса в штат Юта. И играть там было безумно тяжело! Нельзя сказать, что Солт-Лейк-Сити плохой город – но после Чикаго, Нью-Йорка, Вашингтона… Это как если бы ты переехал в Запорожье из Киева, представляешь? У меня была длинная депрессия, я не мог нормально жить и играть. У меня было три года по контракту, но после одного года я решил, что больше не могу сюда приезжать…

…И с тех пор так и не приезжали?

Да, я в межсезонье просто позвонил в Солт-Лейк-Сити и сказал, что не приезжаю на сборы. Не выдержал… Меня снова выручил Арена, пригласивший уже в «Лос-Анжелес Гэлекси».

– И первый финал чемпионата после трансфера в «Гэлекси» вы проиграли как раз «Реалу». Обидно было?

Очень! Тогда все пошло наперекосяк. Я из-за травмы пропускал финал и вообще много времени проводил в лазарете. Из-за травм я закончил карьеру на два года раньше, чем должен был изначально, по контракту – и после моего завершения карьеры «Гэлекси» взял два чемпионата. И закончил карьеру я без блеска, без прощального матча – просто в определенный момент стало ясно, что играть дальше не позволяет здоровье… Но это жизнь. Значит, так должно было быть. Я и так последние два года не получал удовольствия от футбола.

– В одном из предыдущих интервью вы говорили, что болельщики «Гэлекси» в обиде на Бэкхема за его нежелание играть в MLS. Он, действительно, редко выходил на поле, рвался в европейские аренды… Несколько лет и трофеев спустя фанаты помирились с Девидом?

Конечно! Он с тех пор так заиграл, что был одним из лучших в лиге, помог Лос-Анжелесу выиграть два чемпионата… Как человек он идеален, просто суперпрофи. За те годы, что мы играли вместе, он никогда не проявлял ни капли звездности: такого, чтобы вспоминать клубы, где он играл, ставить себя выше других… Представляешь – человек получает в сто раз больше тебя и общается на равных.

Американский футбол

– Кстати о стократной разнице в зарплатах. Это не становится камнем преткновения в клубе, как было в «Зените»?

Это огромная проблема всей лиги! Такие игроки, как Неста, Бэкхем приезжают в американские клубы зарабатывать. И получается, что в одном матче на скамейке может сидеть человек, получающий миллионы – а на поле забивать голы будут люди с зарплатой в десятки раз меньше… Это приводит к непониманиям в коллективе. Можешь себе представить – даже главный тренер, как правило, получает меньше, чем приглашенная звезда, которая еще неизвестно как играет. Даже Арена, уже будучи легендой MLS, получал в год миллион двести. Сам понимаешь, насколько это меньше Бэкхема.

– Обыватель, когда попадает на статистику MLS, поражается посещаемости матчей. Что делают футбольные клубы в США, чтобы завлекать зрителя на трибуны десятками тысяч?

Понимаешь, в США футбол никогда не будет популярной игрой. Здесь много других, очень популярных видов спорта – тот же американский футбол. Я каждую неделю смотрю трансляции американского футбола. Многие этого не понимают, а я смотрю целый день. Еще популярны хоккей, баскетбол, бейсбол, автогонки… А насчет посещаемости – в Америке все-таки очень много эмигрантов. В таких городах, как Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк их особенно много – они приходят на трибуны вместе с семьями, с детьми.

Для популярности соккера очень важно, как «янкиз» выступят на чемпионате в Бразилии. Правда, нам попалась очень сложная группа, но они сделают все от них зависящее.

– Даже по американским фильмам и сериалам заметно, что соккер в США ассоциируется с женскими видами спорта…

– Да, для девочек это самый популярный и главный вид спорта! Но, честно говоря, это смешно… А вообще, здесь очень много играет детей ходит в футбольные секции. Но в 16-17 лет они бросают соккер и уходят в другой, более популярный вид спорта.

– Вы при подписании обязательства брали на себя какие-то маркетинговые обязательства? Сниматься в роликах, посещать с командой официальные мероприятия…

Немного не так. Подписывая контракт, ты берешь на себя только спортивные обязательства. Но за все съемки, визиты и прочее игрокам платили дополнительно.

– Есть ли сейчас смысл лучшим игрокам MLS  уезжать в посредственные клубы топ-чемпионатов, уровня «Сошо», «Аугсбурга», «Вест Бромвича»? Ну или «Санкт-Паули», как было 12 лет назад у вас.

Я думаю, что сейчас все равно лучше уезжать. Это большая перспектива, и играешь ты с лучшими и против лучших.

– Как в MLSотносятся в зимним вояжам в Европу Анри, Кина, Донована?

Понимаешь, у нас не все зависит от игрока. В Америке особая система – ты принадлежишь не клубу, а лиге. И лига может договориться с европейским клубом, желающим арендовать футболиста. Хотя эти звезды и сами не против поиграть месяц-другой в Европе, и болельщики претензии им предъявлять вряд ли могут.

– В MLSстановится все больше команд из Канады. Неужели и на родине хоккея начинают любить соккер?

Америка и Канада в плане отношения к футболу – это одно и то же. Но в Канаде больше процент эмигрантов, в том числе из Украины, России. Они очень любят этот спорт, с удовольствием на него ходят. Кроме того, в Канаде нет американского футбола, баскетбол и бейсбол не на том уровне (всего по одному канадскому клубу из 30-ти в MLBи NBA– Прим. Ред.) – вот и уровень конкуренции ниже. Канадцы значили бы в MLSеще больше, если бы не налоги. Они там выше, игроку, чтобы он получал «чистыми» ту же зарплату, что в США, приходится платить больше.

– Появись достойное предложение, вы бы согласились уехать поиграть в Канаду? Вы ведь и в Юте тосковали…

Да, пошел бы. Если бы было хорошее предложение, то почему нет.

– В Европе лигу MLS вспоминают только тогда, когда туда уезжает очередная постаревшая звезда. Почему американские клубы выбрали такой вектор развития?

Понимаешь, американская лига очень молодая. В США хотят привлечь людей на трибуны, для этого покупают европейских звезд. Они думают, что поднимут этим уровень футбола – но я считаю, что это неправильно. Хорошие молодые легионеры не едут сюда, молодые американцы (тот же Алтидор) очень рано уезжают – потому что здесь очень мало платят молодым. И понятно, что уровень лиги не растет, пусть посещаемость благодаря такой политике и высокая. На Бэкхема приходит больше народу, чем на Алтидора…

 - С командами «неудержимых» будет сложно сломить доминирование мексиканцев в местной ЛЧ… Или американцев это вообще не волнует?

Про мексиканский футбол расскажу отдельно. В Мексике в целом выше уровень футбола, там игроки получают очень большие зарплаты. При этом заиграть там тяжело, очень непривычный для легионера климат. И мексиканские игроки не хотят уезжать в Европу – весь костяк сборной играет в родном чемпионате (на стыковые матчи против Новой Зеландии тренер мексиканцев не вызвал ни одного легионера – Прим. Ред.).

При этом не люблю мексиканскую лигу. Наверное, ни к какому другому футболу я не испытываю такую неприязнь, какую испытываю к мексиканскому. Они играют без скорости, без рывков – просто катают мяч, и все. Потому местные игроки и не могут добиться успеха в Европе и сидят дома. Помнишь, в «Шахтер» мексиканец (Нери Кастильо – Прим. Ред.) приезжал – что он там наиграл?

– Янки нравится Юрген Клинсманн как тренер сборной?

Пока нормально, устраивает. Его брали ради успеха на чемпионате мира, и по нему будут оценивать. К Юргену относятся к уважением – он поиграл на самом высоком уровне, тренировал «Баварию»… Потому он и получает больше трех миллионов – это намного больше, чем получали Брэдли и Арена.

– А как в США восприняли жребий Германия-Португалия-Гана?

Будет очень тяжело. Это и я так говорю, и пресса так считает. Даже с Ганой будет тяжело – хорошо, что с ней первая игра. Надеемся на Клинсманна, но, честно говоря, дай бог взять хотя бы очко.

– В 1/8 чемпионата мира вполне вероятен матч США-Россия. За кого будете болеть в этом противостоянии?

За Америку буду болеть – все-таки я ее гражданин. Не сказал бы, что Россия сильнее, кстати.

А хотите такого матча? Политика, все дела…

Мне было бы очень интересно посмотреть такую игру. Тяжело сказать, кто выиграет, есть интрига.

– СМИ освещают успехи американских футболистов за рубежом? Такие игроки, как Ховард, Брэдли, Джонс, Алтидор, на хорошем счету в Европе…

Много не пишут. Футбол в наших газетах всегда на дальних страницах. Чтобы оказаться на передовице, нужен мощный инфоповод. Как в 2009-м, когда «янкиз» вышли в финал Кубка Конфедераций.

Будни

– Расскажите, что вас больше всего напрягает в современной американской жизни.

Мало что напрягает. Я здесь на своем месте, доволен жизнью. Мне нравится, что здесь я сам себе хозяин, делаю что хочу.

Раздражает, что 99% американцев встают рано утром и вкалывают целый день, чтобы что-то из себя представлять. У меня лучший друг встает в 6 утра, едет два часа на работу, работает там 8 часов – и обратно едет два часа. Жизнь здесь такая, что если не работать с утра до вечера, то ты будешь никем. Я работаю три-четыре раза в неделю с 5 до 9 вечера – и меня это устраивает.

– Чем же вы занимаетесь по такому щадящему графику?

Тренирую малышей. У меня две команды: 14-ти и 16-ти лет. В Америке много молодежных лиг, но мои дети играют на самом высоком уровне. Кроме того, я получаю лицензию главного тренера – буквально в субботу (14 ноября – Прим. Ред.) иду сдавать на лицензию высшей лиги. Хочу в будущем стать тренером уровня MLS, но до этого еще очень далеко.

– Вы планируете когда-нибудь вернуться в Украину?

Нет, я никогда не смогу вернуться… Я хотел это сделать, с этой целью приезжал в Украину – но через несколько месяцев понял, что просто не могу здесь жить. В юности я был привычен к холоду, а сейчас меня зовут в Чикаго на Новый Год – а там минус 6, и для меня это уже тяжело. Здорово, когда ты просыпаешься и видишь солнце, и чувствуешь тепло. А когда просыпаешься, и видишь темноту, и веет вьюга – это для меня очень тяжело.

– Сейчас в Украине до того напряженная политическая ситуация, что нельзя не поинтересоваться вашим мнением по этому поводу.

Я, конечно, многого не понимаю, так как живу в другой стране. Но я знаю, как наш народ измучен, как ему тяжело жить в сегодняшних условиях… При всем при этом и при том, что я гражданин США, я считаю, что мы не готовы для Евросоюза. Греция, Франция, Голландия, Италия не рады тому, что они сейчас в ЕС. Может быть, нужно подождать пять, десять лет, прежде чем вступать – а пока мы не готовы. При вступлении нам намного легче было бы с визами, но не больше.

– А в вашей стране политика серьезно влияет на жизнь рядового американца? Не военного и не политика.

Влияет очень мало. В мелочах разве что, которые будут в любой стране…  Вот, например, с 1-го января вступает в силу очень важный закон. У нас медицинская страховка стоит очень дорого, и у 40 процентов населения страны ее нет. И вот с первого числа всех американцев обязали иметь медицинскую страховку, иначе будут штрафы. А стоимость страховки зависит от уровня доходов – чем больше получаешь, тем больше платишь.

Последний вопрос. Говоря про соккер в Америке, вы все время вспоминаете про невысокий уровень лиги. Футболист Дема Коваленко доволен своей карьерой?

Честно? (После паузы)… Нет, не доволен. Я вырос на Украине, всегда мечтал играть в топовой лиге, но моя мечта, по большому счету, не осуществилась. Я благодарен футболу как игре, что он помог мне устроиться в жизни. Даже в Америке живет 350 миллионов человек, занимаются футболом миллионы из них – и дорасти до уровня высшей лиги, чтобы зарабатывать на жизнь самой игрой, очень тяжело. Я играл в аренде в Германии, мог остаться в первой, во второй Бундеслиге – но из-за моего характера не остался и до сих пор об этом жалею. Очень жаль, но это футбол…

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Топы Копы
9 июля 2019, 07:03
1
На вольных хлебах
4 июля 2019, 08:17
4
Клинки наточены
2 июля 2019, 10:14
7
Из Кореи с любовью
1 марта 2018, 17:50
Все посты