Tribuna/Футбол/Блоги/The Nowhere Men/Главный абсурд в натурализации для сборной Украины

Главный абсурд в натурализации для сборной Украины

Илья Новиков – о парадоксе, который создает натурализация бразильских футболистов в стране, где до сих пор существует лимит на легионеров.

Блог — The Nowhere Men
Автор — Илья Новиков
27 июля 2016, 18:28
82
Главный абсурд в натурализации для сборной Украины

Илья Новиков – о странных действиях федерации, которая не отменяет лимит, но берет иностранцев в сборную.

Возможная натурализация бразильцев «Шахтера» и «Динамо» в стране, где существует лимит на легионеров, создает интересный парадокс. С одной стороны, мы допускаем, что за сборную теоретически может выйти одновременно одиннадцать натурализованных бразильцев, с другой стороны – правила УПЛ требуют присутствия в составе клубов минимум четырех украинцев на поле.

Это полное отсутствие логики в действиях федерации – либо свобода конкуренции везде и для всех, либо протекционизм доморощенных игроков.

Если делать выбор между этими подходами, то я, скорее, сторонник глобализации в футболе. И если натурализация Тайсона, Марлоса и компании неизбежна (а это так), то нет лучшего момента, чтобы отменить заодно и лимит на легионеров в УПЛ. Но в этом случае мы должны принимать и тот факт, что основа «Шахтера» может полностью состоять из иностранцев (не прикрываясь формальным гражданством Тайсона и Марлоса) – если они лучше выпускников академии, то что поделаешь? Никаких преференций ни для кого и нигде.

Сторонники «точечной натурализации» часто приводят в пример бразильцев в сборных Испании и Италии. При этом не нужно забывать, что Эдер находится в системе итальянских клубов с 18 лет (и он частично итальянец по происхождению), Эдуардо переехал в Хорватию в 15 лет, Олисадебе в Польшу чуть позже – в 19 лет. С натяжкой, но они могут считаться воспитанниками местного футбола. Тайсон же попал в наш чемпионат в 22 года, Марлосу было 23, Мораесу – 24. Что касается Маркоса Сенны и Диего Косты, они взяли испанский паспорт, в первую очередь, для того, чтобы не входить в число игроков не из стран ЕС и иметь возможность свободно выступать в европейских топ-лигах. И только потом их начали рассматривать как кандидатов в сборную Испании. С паспортом Украины сегодня можно свободно выступать только в чемпионате Украины.

ФИФА пока не ввела каких-либо ограничений на натурализацию легионеров. Возможно, это до первого массового прецедента. Им может стать сборная России при подготовке к ЧМ-2018. Или сборная Болгарии, где президент «Лудогорца» создает свою версию «Шахтера» и может распространить влияние и на национальную федерацию. Или сборная Украины. Все – страны из Восточной Европы, после того как Евро-2016 показал глубокий кризис тренерских идей и системы подготовки молодежи в этом регионе.

Отсутствие жестких правил для национальных команд – не повод считать, что нужно пользоваться любой лазейкой. Если сборные зачем-то существуют (хотя последний чемпионат Европы поставил вопрос достаточно остро – а зачем?), то это какое-то отражение системы подготовки молодежи в стране. В клубном футболе существует определение понятия «воспитанник» – игрок должен провести три года в возрасте от 15 до 21 лет в молодежной системе клуба. Если это понятие распространить и на футбол сборных, правила игры будут намного понятнее.

Если клубы хотят работать с молодежью со всего мира и добавлять в свои команды латиноамериканскую технику или африканскую непредсказуемость, сегодня для этого почти нет преград. Можно заниматься селекцией на международных детских и юношеских турнирах, привозить ребят в Украину как можно раньше, чтобы они конкурировали с местными игроками (особенно в случае отмены лимита). Такое соперничество будет полезнее для всех.

Но это должно происходить само собой, в условиях естественного отбора сначала в молодежном, а потом и во взрослом футболе. Сборная универсальных солдат Яковенко 1985 года рождения закончила достаточно плохо почти в полном составе – кто-то сломался, кто-то выгорел. При этом Милевский и Алиев, а также игроки вроде боливийца Суареса из «Динамо» (если бы он не оказался пустышкой), Арабидзе из «Шахтера» или Бонавентуре из «Зари» (последние двое – через три года) по полному праву могут считаться футболистами, которые сформировались в Украине. И если их уровень позволяет претендовать на место в сборной, и у них есть желание выступать в футболке той страны, где они воспитывались, то почему нет?

А натурализация нескольких бразильских игроков, приближающихся к 30-летию, причем минимум двое из них будут проводить 90 процентов матчей в запасе из-за Ярмоленко и Коноплянки – это типичный пример селекции клубов УПЛ периода «золотых времен» только на уровне сборных. Главное – набрать игроков, дожить до конца сезона, а там пусть новый тренер думает, что с ними делать. Стратегическое мышление? Нет, не слышали.