Tribuna/Футбол/Блоги/Под одесским углом зрения/Виталий Вернидуб: «Думаю: «Спрыгну с фуникулера, но на теорию не опоздаю»

Виталий Вернидуб: «Думаю: «Спрыгну с фуникулера, но на теорию не опоздаю»

19 сентября 2015, 08:49
9
Виталий Вернидуб: «Думаю: «Спрыгну с фуникулера, но на теорию не опоздаю»

Сын главного тренера луганской «Зари», уже три месяца играющий за «Габалу», рассказал Григорию Зайдману о переезде в Азербайджан, бакинских водителях и работе с отцом в одной команде.

Никогда раньше так пристально мы не следили за азербайджанским футболом. Но прошлой зимой в Габалу отправился тренерский штаб Романа Григорчука. Следом за тренером – наши Гай, Безотосный, Фомин и белорус Сиваков. Двое последних уехали через полгода. Но украинская диаспора все равно приобрела в количестве – ее пополнили Алексей Антонов и Виталий Вернидуб. Перешли в «Габалу» не чужие нам Флореску и Зенев. И все равно проект под названием «Габала» остается несколько загадочным. Ниже – новые подробности об анклаве украинского футбола в Азербайджане.

«Приехал не городом любоваться»

- Вы впервые играете за рубежом. Уже обосновались?

– Потихоньку привыкаю. Азербайджан – страна специфическая, со своим колоритом. Перевезу семью – будет легче, выдохну. Пока живу сам, тяжеловато морально.

- В Баку?

– Нет, живем в Габале. Когда так совпадает, что нам играть еврокубки, а до того или после – матч чемпионата с бакинской командой, уезжаем в Баку дней на семь-десять. Получается,курсируем между Габалой и Баку. Между ними чуть больше трех часов езды.

- Как вам Габала?

– Ну маленький город, да. Я ж приехал не городом любоваться, а работать. Для футбола в целом в Габале шикарные условия, инфраструктура очень хорошая.

- Все говорят о какой-то потрясающей инфраструктуре в Габале. Можно подробнее?

– Во-первых, гостиница, где мы живем. По желанию можно жить в съемной квартире, но какой смысл, если клуб предоставляет классный отель? Во-вторых, тренировочные поля. Я такого качества полей не видел. В «Габале» работает агроном из Англии, который следит за ними. В-третьих, тренажерный зал, бассейн. Для прогресса все есть.

Меркантильность, язык, Тони Адамс

- Как состоялся ваш переход?

– Всегда мечтал играть в топ-клубе Украины. Но мне скоро 28, и сидеть ждать у моря погоды я не мог – уже было мало шансов, что позовут туда, куда хочу. Поэтому когда «Габала» вышла на «Зарю» и сделала конкретное предложение мне, я откликнулся. Пообщался с нашими ребятами из «Габалы» и согласился. Почему? Во-первых, Роман Иосифович – главный фактор. Мы работали в Запорожье, мне импонирует его подход. Во-вторых, заинтересовал сам проект, высокие задачи перед клубом поставлены. Ну и в-третьих, не открою Америку – финансовые условия. В нашем чемпионате сейчас с этим большие проблемы. Многие назовут меня меркантильным, но только я несу ответственность за свою семью. Много читаю, просматриваю отзывы в интернете – люди осуждали мой выбор. Но никто из них не будет кормить моего сына и мою жену. К тому же раз достигнут определенный результат, мы вышли в группу Лиги Европы, можно говорить, что выбор верный.

- Раз Григорчук – главный фактор, может, он вас и в «Черноморец» звал раньше?

– Была заинтересованность, когда «Черноморец» вышел из первой лиги, но клубы не договорились.

- Кстати, на деле получилось, что старые друзья Григорчук и Вернидуб поменялись центральными защитниками: вы поехали в «Габалу», а Сиваков в «Зарю».

– Да, буквально перед ответным матчем с «Панатинаикосом» наш тренер на это обратил внимание. Совпадение, не более.

- Ваш отец сказал, что у вас было вдвое заманчивее предложение из России, но вы наотрез отказались из патриотических соображений. Клуб назовете?

– Конкретное предложение было еще зимой. Но я сразу сказал нет. В данной ситуации это было бы кощунством и плевком в родной флаг с моей стороны. Клуб называть не буду, но это не топ-уровень – стабильно вторая половина таблицы.

- Отец вас легко отпустил?

– Нет, конечно. Как отец он хотел, чтобы я был рядом. Как тренер тоже: в «Заре» мы добились результата, вышли в еврокубки. Но взвесив все за и против, мы с отцом коллегиально решили, что мне будет лучше перейти в «Габалу».

- И все же, главная мотивация перехода в «Габалу»?

– Расти и прогрессировать. Говорят, в Азербайджан приезжают заканчивать. Хочу доказать обратное. Себе доказать!

- Кирилл Ковальчук отказался от предложений из зарубежья, чтобы быть на глазах у Михаила Фоменко. Вы тоже успели дебютировать в сборной. Нет опасений, что выпадете из поля зрения тренеров сборной?

– Если «Габала» будет на виду, если я буду в хорошей форме и постоянно играть – меня вызовут. Тем более мы будем играть в группе Лиги Европы. Если за матчами чемпионата Азербайджана тренеры могут и не следить, то еврокубки точно будут смотреть. Так что не вижу никаких проблем.

- Раньше говорили, что три бразильца в нашей команде – карнавал. В «Габале» четыре украинских футболиста и столько же тренеров. Украинского карнавала нет?

– Да нет! Мы общительные люди, без труда находим общий язык со всеми.

- Язык – пикантная тема. Когда раньше к нам ехали легионеры, мы возмущались, почему они не учат язык. Теперь раз вы поехали за границу, то должны учить азербайджанский.

– Все верно. Но наша ситуация облегчается тем, что в Азербайджане почти все понимают по- русски. Старшее поколение свободно говорит, молодые – хуже. Но в целом языковой проблемы нет – повезло.

- В чем специфика Азербайджана и людей?

– Восхищает трепетное отношение к религии. Многие азербайджанцы – верующие люди. И представьте: на сборах, в период тяжелой работы, когда затрачивается много энергии, люди держат пост, не едят в дневное время. Сила духа невероятная. Да, известно, что они темпераментные, вспыльчивые, меня это не удивило. Принимаю все, как есть, ведь я в гостях. Просто стал больше думать, что говорю, следить за языком, потому что они люди обидчивые. Ну и движение на дорогах – особенность Азербайджана. В первый день в Баку сразу обратил внимание: все сигналят, причем по любому поводу – стоят, едут, без разницы. Сначала думал, что это у них национальное приветствие такое. Спросил у водителя такси, почему так. Он: «Нетерпеливый народ, все хотят побыстрее проехать. Эмоции!».

- В «Габале» работает легендарный игрок «Арсенала» Тони Адамс. Первое, что я бы у него спросил: «Как его поколению удавалось столько употреблять и так играть?»

– Нет, я бы спросил о его чисто игровых секретах, потому что позиция-то у нас одинаковая! Мы познакомились, но нормально пообщаться с Адамсом пока не удалось – за эти два с половиной месяца было много переездов, толком времени свободного нет. Да и английский мой печальный, будет повод подучить. Что сразу заметил: человек уже столько лет не играет,но держит себя в прекрасной форме, отлично выглядит! С нами не тренируется, но как не приду в тренажерный зал – всегда его встречу.

- Какие его функции в клубе?

– О, очень широкий круг обязанностей. Отвечает за селекцию, за организацию процесса, за подбор персонала. При этом очень много времени проводит с командой, присутствует на всех играх.

Угадать Дортмунд, спрыгнуть с фуникулера

- В матчах квалификации ЛЕ вы не всегда попадали в состав. Злило?

– Это не могло меня злить, потому что команда побеждала. Подстегивало – да.

- «Габала» прошла четыре раунда, но все стадии с большим трудом – ни одной безоговорочной победы. Почему?

– Команда еще сырая. Мы только в июне собрались – много новых лиц, не успели сыграться. Плюс состояние футболистов сильно отличалось. Подготовку форсировали под еврокубки. Поначалу шло тяжело. Но раз есть результат, то все было сделано правильно.

- По ходу отбора приходила уверенность, что до группы дойдете-таки?

– До последнего момента нет. Разве что перед ответным матчем с «Панатинаикосом» в раунде плей-офф. Помню, мы провели предыгровую тренировку в Греции, и на следующий день Григорчук сказал на установке: «Вижу, что сегодня результат от нас никуда не уйдет. Я видел, как собранно вы вчера потренировались. С такой подготовкой мы добьемся своего». И он оказался прав!

- Самый тяжелый момент всей квалификации?

– Последние 15 минут в Греции с «Панатинаикосом». Мы вели 2:1, на 75-й пропустили. 2:2 нас устраивало, но греки очень придавили. К счастью, мы вытерпели.

- Когда «Черноморец» вышел из группы ЛЕ, Роман Григорчук перед жеребьевкой угадал «Лион». Дортмунд и «Краснодар» он случайно не предрек?

– В этот раз я угадал! Всем говорил: «Будет Дортмунд». Чувствовал, что попадется глобальная, сильная команда. Очень рад, что нам выпала «Боруссия». Есть просто невероятный интерес с ними сыграть. Я вообще перед ЛЕ нахожусь в предвкушении – впервые буду играть на таком уровне и в таком графике. Уже даже был период, когда мы, играя в еврокубках, зацепили три игры чемпионата. Главное на таком этапе – восстановление и тактика. Не столько важно что-то натренировать или потренироваться, сколько восстановиться, в том числе морально.

- Роман Григорчук изменился по сравнению с периодом вашей работы в Запорожье?

– Требования все те же: дисциплина, честное отношение к своим обязанностям, тактическая грамотность. Не терпит разгильдяйства и несобранности. Привычно много теоретических занятий, на которых работают два переводчика: один переводит на азербайджанский, второй – на английский для бразильцев. Сейчас в «Габале» все поняли главные критерии тренера и стараются их выполнять.

- Но поначалу, говорят, его требования не совсем хорошо воспринимались.

– Меня же тогда еще не было в команде. Но рассказывали, что многие азербайджанцы и легионеры со скрипом приняли его подход. Ходила история, как тренер назначил теорию на 9.45, а футболисты только в 10.15 собрались. Ребята, видно, просто не до конца понимали, с кем они столкнулись и что такое недопустимо. Для украинцев это неприемлемо априори. Такого просто не может быть! Был случай: ко мне в Азербайджан приехал брат на несколько дней. Он не футболист. Мы поехали кататься на фуникулере. Едем, едем – и на полдороге остановились. Высота приличная – метров 30-40. Смотрю на часы, говорю брату: «У меня через полтора часа теория – наверно, лучше спрыгну, потому что опоздать никак нельзя!». Посмеялись. На теорию в итоге успел – заминка длилась недолго.

«Смотрю все матчи «Зари»

- С отцом обсуждаете игры?

– Конечно, он смотрит почти все матчи, даже игры чемпионата. Поддерживает меня. Если есть какие-то промахи, обязательно указывает на них. Один раз жестко высказался по поводу моей ошибки, которая привела к голу. Пришлось его немного охладить: «Стоп-стоп! Ты не мой главный тренер. Через день у меня будет разбор, я свое получу. От тебя хочу услышать поддержку». Отец смеялся: «Да-да, что-то немного забылся».

- За украинским футболом следите?

– Через интернет. В планшете забиты все сайты, Tribuna.com в том числе. Читаю новости, интервью ребят. Полностью игры смотрю крайне редко, только «Зарю».

- Новый сезон характерен тем, как здорово в квалификациях играли постсоветские команды – БАТЭ, «Динамо» Минск, «Астана», ЦСКА, «Габала». Только «Заря» подкачала.

– Как будто злой рок над клубом. Но что делать, никто не унывает. Говорил с отцом, с ребятами. Конечно, они огорчились. Но расстраиваться долго просто не было времени – через два дня был матч с «Динамо» (0:0 – прим. Tribuna.com). Понятно, обидно проделать столько работы и второй раз остановиться в шаге от группы. Надеюсь, с третьего раза у «Зари» все получится.

- Роттердам для вас – самое грустное место на земле?

– В тот день для меня самым грустным местом был дом – потому что с «Фейеноордом» я не играл, смотрел по телевизору. Колоссальный шок. Честно говоря, я стараюсь поменьше вспоминать ту игру.

Запорожье, аут Тейку

- Запорожский футбол воспитал множество игроков. В чем феномен запорожской школы?

– Там прекрасный директор Леонид Семенович Ключик. Великолепные тренеры, которые работают с детьми с такой любовью и выкладкой, что я своего ребенка им бы легко доверил. Работа строится на позитиве. Если у тебя есть желание играть, там трудно не вырасти в хорошего футболиста.

- Григорчук всегда говорил, что в том «Металлурге», который он тренировал в 2010-м, собрались очень обучаемые футболисты.

– Была молодая команда, процентов восемьдесят – местные воспитанники. Очень дружный коллектив. Мы знали друг друга с детства, все учились в одной школе, разница в возрасте – пару лет максимум. На трибунах были родители, друзья, знакомые – стыдно плохо играть. А обучаемость напрямую зависит от интеллекта футболиста. В той команде было много образованных, развитых ребят. Например, Степаненко, Сидорчук – на сегодня незаменимые футболисты сборной. Был случай, когда мы за три дня до игры тренировали один элемент – острую передачу верхом из середины поля. Степаненко должен был отдать, а Аржанов – влететь в нужную точку между защитниками. Проходит три дня, мы выходим на матч с «Зарей». 11-я минута – Степаненко забрасывает, Аржанов забивает сумасшедший гол. Все в восторге! Очень много раз обсуждали эту ситуацию. Сильно верили тренеру – все понимали, что он говорит дельные вещи, оставалось только исполнять.

- Кто лучше всех себя реализовал из той команды?

– Степаненко. Профессионал до мозга костей. По отношению к тренировкам сильнее я никого не видел. Всегда собран, никакой расхлябанности.

- Тогда в «Металлурге» играл колоритный Адольф Тейку. Когда впервые увидели его фирменный аут?

– Он только приехал, была официальная игра с «Шахтером». Выигрываем 1:0. 93-я минута, нас плотно закрыли на нашей половине, и нужно было выйти из аута. Адольф взял мяч: «Я кину». Бросил – и все ошалели. До того он ни разу так не делал на тренировках. А тут в матче, на последней минуте, еще и с «Шахтером»! Тогда на футбол в Запорожье ходило по 10 тысяч, и после этого аута была такая эйфория – трибуны просто влюбились в него.

- Был странный период, когда в «Металлурге» случились четыре смены тренера за четыре месяца. Что это было?

– Проблемы в самом клубе. Больше ничего не скажу, потому что не имею морального права это обсуждать. Клуб меня воспитал, дал мне все, поэтому ничего от меня не ждите. Плохих слов ни о «Металлурге», ни о «Заре» никогда не скажу.

Отец и сын

- 21 сентября 2014 года. Помните день?

– Дебют в сборной?

- Нет, «Заря» отобрала очки у «Шахтера».

– Да-да, точно! Событие, которое всех взбудоражило. Никто не верил, нас всегда подозревали в нечестности, тыкали пальцем, но мы все доказали. Рад, что я это зацепил, приложил свои ноги к этой победе. Хорошо, что это произошло при моем отце. Хотя одно время было нелегко все это терпеть. Старался не зацикливаться. Обидно, что моя семья вынуждена была читать и слышать эти обвинения. Хорошо хоть ребенок маленький и не понимал, в чем его отца подозревают – в самых, по сути, паршивых вещах, какие только могут быть в футболе. Кстати, даже после того, как мы, наконец, выиграли у «Шахтера», многие не успокоились. Мол, случайность, спектакль...

- Почему «Днепр» такой удобный соперник для «Зари»?

– «Заря» неудобна для «Днепра» – и все. В футболе такое случается. Для нас в «Заре» такой командой был краматорский «Авангард». Команда из первой лиги, но мы два года подряд проигрывали ей в кубке.

- Самое приятное воспоминание за три года в «Заре»?

– Тут, скорее, не воспоминания, а два периода. Первый – когда мы из аутсайдера выросли в сильного середняка. И второй – когда мы перестали быть середняком и подтянулись к топ- клубам. Мы видели, что «Динамо», «Шахтер», «Металлист» настраиваются на нас со всей серьезностью и не собираются играть спустя рукава, – от одного этого получаешь удовольствие.

- 13-е, 10-е, 7-е, 4-е – места «Зари» из сезон в сезон. Нет ощущения, что следующий этап – медали?

– После вылета от «Легии» ребята должны всерьез об этом думать. Почему нет? Отличный подбор игроков. Потеря одного-двух человек для «Зари» ничего не значит. Тренерский штаб их легко заменит, тем более незаменимых футболистов не бывает. На сборах работа строится так, что состав всегда варьируется. Получается, все в обойме и каждый человек готов в любую минуту выйти. Важный фактор – атмосфера в коллективе. Любой новичок без проблем вписывается, Никита Каменюка как капитан всегда устраивает теплый прием. Мы часто собирались семьями, ужинали, даже после плохих результатов. За три года в «Заре» не было ни одного случая рукоприкладства на тренировках. Хотя в других командах всякое бывает – кто-то кого-то задел и понеслось. Плюс руководство делает огромную работу. Команда не живет у себя дома, расходы выросли. У моего отца две мечты – поиграть в группе еврокубка и выиграть в Украине либо медали, либо Кубок. Надеюсь, в этом году «Заря» этого добьется.

- Отец и сын в одной команде – не частый случай. Были еще Вайссы, Брэдли, Билялетдиновы. Это давило как-то?

– Сначала да. Как только я перешел из «Металлурга» в «Зарю», выслушал много критики, что отец тащит сына и так далее. Со временем смог отгородиться. Надеюсь, за три года всем все стало понятно. Да, были ошибки – от них никто не застрахован. Но были и качественные игры. И сколько раз после них отец собирался меня привселюдно похвалить – а я его наедине просил не делать этого ни в коем случае.

- Ловили косые взгляды партнеров?

– Опять же – сначала да. Это футбол, конкуренция – кого-то брала злость. Не буду скрывать: где-то папа мне прощал, я это чувствовал и понимал. Было право на ошибку. Но после ошибки у меня не было хода назад. Я всю неделю себя съедал и в следующей игре выкладывался так, чтоб ни у кого язык не повернулся что-то сказать.

- Как отца при всех называли?

– На «вы», конечно, и по отчеству. Сколько шуток по этому поводу было. Чайковский часто повторял: «Та что ты «Николаич, Николаич». Скажи ему – папа. Все поймут». Я не обижался. От кого от кого, но от Чайковского не обидно такое слышать. Я иногда думаю, что он одессит.

- Когда-то тренер ФК «Одесса» Андрей Пархоменко после обрезки своего сына Константина крикнул ему: «Я тебя дома пристрелю». Юрий Николаевич вас тоже пугал?

– Такого не было. Но он за словом в карман никогда не лезет, в выражениях не стесняется. Особенно после ошибок я, бывало, выслушивал побольше многих. Обращался ко мне, как ко всем, – или по имени, или по фамилии. Послаблений никаких не было. За три года я пропустил одну тренировку. Родился сын, я отпросился, и папа меня отпустил – потому что это напрямую касалось его!

- Кто лучший центральный защитник из тех, кого видели?

– Я рос на старой гвардии – Мальдини, Неста. В солидном возрасте они показывали гениальный футбол. Играли сугубо за счет головы – супер!

- В мировом футболе кризис центральных защитников – топ-игроков почти нет на этой позиции. Согласны?

– Позиция центрального защитника модернизировалась. Сейчас многие тренеры не так ценят в защитнике игру в обороне, сколько в подыгрыше. Глобальной проблемы не вижу – просто футбол меняется. В Украине мне нравится Хачериди: читает игру, сильный в единоборствах, начинает атаки – нет слабых мест. А в мировом футболе образец для меня – Варан.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов