Tribuna/Футбол/Блоги/Объяснительные записки/Будь готов. На что рассчитывает Россия в «крымском вопросе»?

Будь готов. На что рассчитывает Россия в «крымском вопросе»?

Александр Ткач разобрался, что может означать молчание ФИФА, какой лазейкой хочет воспользоваться Виталий Мутко и чем все это может закончиться для Украины.

6 августа 2014, 12:00
92
Будь готов. На что рассчитывает Россия в «крымском вопросе»?

Ситуация с «крымскими клубами в чемпионате России» подозрительно надолго зависла в воздухе. ФИФА не спешит реагировать, РФС действует нагло и самоуверенно, ФФУ по национальной традиции молчит и ждет, что кто-то принесет ей счастье.

На самом деле, проиграть, уверившись, что «правда на нашей стороне», – легче легкого. Сходки криминальных авторитетов тоже редко заканчиваются посадками, если их застает полиция – мало аргумента «все знают, что человек вор», нужно не дать ему уйти от ответственности по лазейкам в законе. Когда же дело доходит до международных разбирательств в верхах, нужно понимать, что именно задумал твой оппонент и быть готовым к любому повороту событий.

Как готовился РФС?

После того, как стало ясно, что украинская сторона «Севастополю» и «Таврии» просто взять и перейти в чемпионат России (что было предсказуемо), российские чиновники перешли к плану Б. 3 июня в крымских городах – Севастополе, Симферополе, Ялте и Керчи – создали «новые футбольные клубы».

Несмотря на инсайдерские сообщения о том, что соответствующие юрлица зарегистрированы в Ростове-на-Дону и Таганроге, позже появились свидетельства их регистрации на территории самого Крыма (раз, два). На этом же и глава РФС Николай Толстых. Впрочем, не исключен вариант, при котором нужные юрлица созданы дважды – одновременно и в Крыму, и на территории РФ для подстраховки.

31 июля, несмотря на предыдущие ФИФА, исполком РФС три крымских клуба из пяти в члены и их во второй дивизион. В нем пять региональных зон, крымские клубы отнесли в Зону «Юг». Команд получилось слишком много (и так было 18), поэтому зону разделили еще на две группы по 11 команд.

При этом чемпионат во втором дивизионе уже идет вовсю – везде кроме «Юга» сыграно уже по три-четыре тура. Для него до сих пор нет календаря – при том, что все остальные зоны были утверждены 2 июля. Мало того, двенадцать команд «Юга» 1 августа уже стартовали в 1/256 финала Кубка России, а остальные – читай, крымские – должны начать 8 августа.

Что это дало России?

Таким образом, российская футбольная федерация все еще выжидает – заступив за запретную черту, она, тем не менее, оставляет для себя возможности относительно безболезненно отыграть все назад.

Несмотря на прием клубов, региональные федерации Крыма и Севастополя в РФС пока не приняты. Этот вопрос до следующей конференции РФС. Кроме того, включив клубы в самый низший профессиональный дивизион, а не в премьер-лигу, РФС избавила себя от необходимости слишком сильно ломать свой футбол.

Если крымские клубы все же придется исключить, одну зону второго дивизиона можно будет оперативно переверстать. В то время как расширять премьер-лигу, скажем, до 18 ради явно не тянущих команд куда более неудобно.

Какие правила нарушила РФС?

Во-первых, устав ФИФА.

Ассоциации, лиги или клубы, относящиеся к одному из членов ФИФА могут входить в состав другого члена ФИФА или участвовать в матчах на территории такого члена только в чрезвычайных случаях. В каждом из них требуется разрешение обоих членов, соответствующей конфедерации и ФИФА».

Создав клубы условно заново (де-факто СКЧФ от «Севастополя» отличается только надписью на старой эмблеме) РФС обошел одно из ограничений устава. Но у РФС все еще есть возможность нарушить эту статью дважды. Приняв в свой состав футбольные ассоциации Крыма и Севастополя, РФС нарушит первую часть запрета, а проведя матчи второго дивизиона в Крыму – вторую.

Во-вторых, Мутко и политическое руководство РФ нарушают еще один важный принцип ФИФА – невмешательства государства в дела ассоциации. Это уже статьи 13 и 17 все того же устава. Правда, привлечь за это россиян будет сложно – обычно о «государственном вмешательстве» ФИФА заводит речь, когда правительства Нигерии или Бутана разгоняют свои федерации. Так или иначе, обычно ФИФА рассчитывает на то, что руководство федерации лояльно ей не менее, чем местному правительству – в случае с Россией это явно не так.

Что считается территорией Украины для ФИФА?

Именно этот аргумент – единственное более-менее тонкое место, за которое хочет уцепиться РФС в попытке продавить свою позицию. Мол, Крым теперь де-факто территория России, значит – под эгидой РФС и ничего ни у кого спрашивать не нужно.

Случаев аннексии и перехода территорий из одной уже существующей страны в другую страну в XX веке было так мало, что Устав ФИФА даже не предусматривает такой вариант – ни процедуры, ни санкций нет.

Тем не менее, в решении территориальных споров ФИФА ориентируется на международное признание – в первую очередь ООН. Например, такое требование содержится в пункте о принятии новых членов.

1. Любая ассоциация, ответственная за организацию и надзор за футболом в своей стране, имеют право стать членом ФИФА. В данном контексте слово «страна» подразумевает независимое государство, признанное международным сообществом.»

По аннексии Крыма, напомним, есть резолюция Генеральной Ассамблеи ООН – она несмотря на сопротивление России признана юридически недействительной. Российским Крым официально считают только сама РФ и еще четыре страны: Сирия, Венесуэла, Никарагуа и Афганистан.

Другое дело, что «международное признание» – понятие достаточно расплывчатое, чтобы создалась «серая зона» неоднозначных и промежуточных ситуаций. «Не совсем признанные» Палестина и Тайвань постепенно пришли к возможности стать членами ФИФА. «Полупризнанное» Косово еще не член, но в 2014 году уже получило право играть товарищеские матчи с членами – и уже сыграло трижды.

Зато у пункта 1 есть интересное продолжение: «В соответствии с нижеизложенными параграфами 5 и 6, только одна ассоциация может быть признана на территории каждой страны». Это косвенно означает, что Крым не может быть в юрисдикции РФС и ФФУ одновременно. То есть ФИФА не сможет просто молча проигнорировать появление РФС в Крыму, не лишив ФФУ ее нынешних полномочий на полуострове.

Какие санкции есть у ФИФА?

К федерациям, которые выходят из-под контроля, ФИФА регулярно применяет угрозы приостановки членства. Как правило, этого достаточно, чтобы ситуация пришла в норму. В редких случаях, если угрозы не действуют, членство страны приостанавливается – и ни ее сборная, ни ее клубы не могут играть в турнирах под эгидой ФИФА и ее европейского подразделения УЕФА. Таким образом, российские клубы могут лишиться еврокубков, а сборная – отборочного турнира к ближайшему Евро.

В самом крайнем случае, страну могут совсем исключить из ФИФА. Так случилось с ЮАР в 1961 году, когда местные власти отказались переступать через политику апартеида в футболе, объясняя ее местными традициями и обычаями – для чернокожих даже была отдельная федерация. Спор, правда, длился перед этим целых 5 лет. В 1963 году южноафриканцев ненадолго приняли назад, но убедившись, что лучше не стало (те предлагали в качестве «компромисса» послать на ЧМ-1964 полностью белую сборную, а на ЧМ-1970 – сугубо черную), исключили опять. Приняли ЮАР обратно только в 1992 году, когда система апартеида была демонтирована.

Может ли Россия потерять ЧМ-2018 сейчас?

Может, но это не будет прямым следствием действий РФС в отношении крымского футбола. Грубо говоря, отобрать его ФИФА может и без этого – было бы желание. Но и оставить, несмотря на инцидент (если он будет улажен или замят), тоже может.

Впрочем, плохой имидж страны никогда не мешал ФИФА проводить там чемпионаты мира – ни в 1978 в Аргентине, где хунта была настоящей, а не выдуманной, ни в 1934 в Италии, где фашисты у власти были официальной реальностью, а не жупелом.

Стоит ли Украине бойкотировать ЧМ-2018 в России?

Во-первых, до этого надо сначала дожить – через 4 года необходимость и повод для обсуждения бойкота могут отпасть. Во-вторых, – допустим, что решение принималось бы сейчас – нужно понимать: бойкот в любом виде сделает из Украины вместо пострадавшей стороны в конфликте второго нарушителя правил. Не говоря уже о том, что для украинского футбола это будет потерянное четырехлетие – особенно, если бойкот начнется со стадии отбора.

Единственный пропорциональный и логичный вариант бойкота – в том случае, если ФИФА примет сторону РФС в крымском вопросе. Но тогда протестовать придется не против РФС, а против ФИФА и УЕФА. То есть не далекий калининградско-екатеринбургский мундиаль, а прямо ближайший осенний отбор к Евро-2016 и еврокубки. Правда, без россиян конструкция такой вендетты сильно теряет в привлекательности.

Что делает ФФУ?

Украинская федерация – по крайней мере, публично – ведет себя пассивно, выбрав скромную роль пострадавшей стороны. ФФУ как бы молча разводит руками с выражением лица «ну вы же сами все видели». Заявления из высших чиновников ФФУ приходится вытаскивать, и все они сводятся к констатации очевидного и фразам в духе «мы надеемся, что ФИФА такого не допустит, смиренно уповаем и ждем высочайшего вердикта». Анатолии Коньков и Попов продолжают ссылаться на то, что «» – хотя клубов этих , а есть другие, и с юридической точки зрения это абсурдный аргумент.

В общем, ФФУ, кажется, не до Крыма: она ждет, что за нее все правильно порешают в ФИФА, а если не порешают, то все равно нет смысла вмешиваться, потому что «что мы можем сделать».

На что рассчитывает РФС?

В российском руководстве по вопросу крымских клубов есть две условные «партии» и две позиции.

Первая, сугубо футбольная, представлена Николаем Толстых. Футбольные чиновники, которые давно работают с УЕФА и ФИФА, понимают, чем грозит нарушение международных футбольных правил и особого желания ссориться с Блаттером и Платини . Но ссориться с руководством страны им хочется еще меньше, поэтому они делают, что велено, выбирая максимально сдержанную риторику и напирая на аргументы, хоть как-то связанные с регламентом. По сути же РФС просто исполняет спущенную сверху директиву «Крым – наш».

Вторая «партия» – нефутбольная, можно сказать, политическая. Фронтменом ее стал министр спорта Виталий Мутко. Его риторика и неизменно . Мутко ездит на переговоры с Блаттером – и, судя по всему, в качестве посла, а не равнозначного лидера. Мутко в подготовке общественного мнения и, очевидно, участвует в лоббировании экс-глава РФС Вячеслав Колосков. Правда, у него – то будут санкции, то быть не может – в общем, экс-президент колеблется «вместе с курсом партии».

Так или иначе, все они выступают единым фронтом, но вариантов исхода наверняка видят несколько.

Максимальный. РФС удастся нахрапом пробить узкую щелочку возможностей. «Коллективный Мутко» умаслит Блаттера. ФИФА отстранится, выпустит заявление в духе «все сложно, но футбол в Крыму должен жить» и закроет глаза на нарушение собственного устава. Вероятность: 5%. Последствия: система международного футбольного права если не разрушится, то основательно треснет. В ней появится негласный пункт о праве сильного, то есть «нельзя, но если очень хочется, то можно». Имидж Блаттера совсем рухнет, ФИФА начнет постепенно тонуть вместе с ним.

Средний. РФС не удастся продавить ФИФА до конца, но и однозначного вердикта из конторы Блаттера не последует. Ситуация будет признана беспрецедентно сложной, ФИФА будет настаивать на переговорах с участием ФФУ, а та не сможет отказаться. Спустя несколько лет переговоров и взаимного лоббирования все придут к выводу, что «упираться ни к чему, Крым не вернешь» – как это произошло в ситуации с Сербской федерацией футбола, которая постепенно разрешает Косово все больше и больше в обмен на евроинтеграцию страны. Крымские клубы все это время будут играть в Таганроге и Сочи. Через несколько лет Крым по договоренности все-таки признают юрисдикцией РФС. Вероятность: судя по медлительности и осторожности ФИФА – не меньше 15%. Последствия: вялая и утомительная нервотрепка длиной в годы, ничем не грозящая имиджу ФИФА, но сильно ущемляющая и поднимающая национальную гордость украинцев и россиян соответственно.

Минимальный. ФИФА выступит с резким заявлением и пригрозит России исключением из еврокубков и лишением ЧМ-2018. РФС скажет российским болельщикам: «Мы сделали все, что могли, но коррумпированная ФИФА вконец обнаглела и нарушает наш суверенитет. К сожалению, мы не можем позволить, чтобы «Зенит» и ЦСКА лишились права доказать силу российского фубола. Поэтому мы пока что не будем принимать крымские клубы, но наша борьба продолжается». Вероятность: 80% Последствия: все останутся довольны, пусть и не до конца. ФФУ сохранит лицо, ничего не предприняв. РФС (в меньшей степени) и «коллективный Мутко» (в большей) заработают имиджевых очков на «крымнаш»-волне. ФИФА получит подтверждение своей независимости.

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты