Tribuna/Футбол/Блоги/Объяснительные записки/За Блохина. Почему экс-тренеру «Динамо» нужно заплатить

За Блохина. Почему экс-тренеру «Динамо» нужно заплатить

Игорь Суркис безмерно симпатичнее своего бывшего подчиненного, но в их громком споре придется болеть за Олега Блохина. Почему – объясняет Александр Ткач.

25 июля 2014, 14:40
25
За Блохина. Почему экс-тренеру «Динамо» нужно заплатить

Игорь Суркис безмерно симпатичнее своего бывшего подчиненного, но в их споре придется болеть за Олега Блохина. Почему – объясняет Александр Ткач.

Все-таки футбольный мир – удивительное место. Иногда кажется, что он целиком делится на две категории – ханжей и наивных, а самое сложное – это понять, кто где.

То, что Олег Блохин будет требовать неустойку за досрочное расторжение контракта с «Динамо», . Хотя бы потому, что это абсолютно логично. Во-первых, мало кто согласится забыть о нескольких миллионах евро – и каждый читающий этот текст в том числе. А уж человек, способный так долго держаться за свое место на скамейке, несмотря на потоки критики, явно никогда не откажется от них из благородных побуждений. Были бы у него такие побуждения, он бы давным-давно сам уволился – и всего это разговора просто не было.

Впрочем, благородные побуждения – явление вообще нечастое, в Трудовом кодексе, например, о нем ни слова нет. Они случаются, например, если вы Жозе Моуринью, у вас еще три года до конца контракта с «Челси», но вы уже слишком устали от Романа Абрамовича – и это взаимно. Абрамович с вежливой, хоть и холодной улыбкой дарит вам на прощание антикварный «Феррари», а вы уже летите в Милан, чтобы подписать контракт с местным суперклубом. На дворе 2007 год, у вас все впереди, и вы больше заработаете на новом месте, чем отсудите на старом.

Если вы увольняете тренера на эмоциях сразу после матча, не говоря ему это в лицо, – не ждите от него благородных жестов в ответ

К сожалению (или к счастью) Моуринью на свете всего один. Увольняемый тренер, как любой увольняемый сотрудник, практически всегда уязвлен, считает себя несправедливо обойденным и на босса обижен. Поэтому большинству владельцев приходится либо тихо и полюбовно с тренером договариваться, либо платить ему большую неустойку.

«Полюбовно» – значит, без эмоций и громких слов сесть за стол, обсудить реальное положение вещей («окей, у вас есть контракт с неустойкой, но результатов-то нет, и болельщики в бешенстве, давайте что-то решать») и прийти к компромиссу. Каждый отказывается от чего-то – тренер от полной суммы, владелец от возможности выгнать сотрудника громко и бесплатно. Такой вот компромисс между цивилизованностью и справедливостью.

Что в «Динамо» все выйдет не так, было понятно с самого начала, как только Блохина уволили. Во-первых, это же ОВБ – и если вы его увольняете, нет никаких сомнений, что «вы хотите унизить Блохина». Во-вторых, Игорь Суркис решил сесть на два стула одновременно – то есть на радость публике громко хлопнуть дверью у тренерского носа и ничего за это не платить.

Блохин наверняка считает, что он идет на конфликт не с «родным клубом», а лично с обидевшим его Суркисом

Если вы увольняете тренера на эмоциях сразу после матча, не говоря ему это в лицо, а «сходи, передай: пусть пишет заявление, я так сказал» – не ждите от него благородных и здравых жестов в ответ. Если потом , что «ни о какой компенсации не может быть и речи», если с каждым вашим интервью оценка его работы все ниже – тем более, даже не рассчитывайте. Это обида, а Блохин обидчив и злопамятен – уж кому кому, но журналистам об этом известно прекрасно.

С подачи босса «Динамо» ситуация выглядит таким образом, будто Блохин требует у клуба доплаты за проваленный сезон. С точки зрения самого Блохина (и обычной в таких случаях практики), он просто не отказывается от того, что полагается ему по контракту. Из принципа, ради мести и «почему я должен?».

И самое главное: Блохин наверняка считает, что он идет на конфликт не с «родным клубом», а лично с обидевшим его Суркисом, денег требует лично у Суркиса и судиться, если что, будет с Суркисом. «И с чего это Суркис вообще решил, что он и есть «Динамо»? Да я не меньше, а то и больше «Динамо», чем он!» – если этой фразы Олег Владимирович еще не говорил, то наверняка уже думает, вспоминая, как играл и как забивал. А если думает, то рано или поздно и вслух произнесет. Совесть его не мучит – он сводит счеты.

Если задачи Блохина были сформулированы в виде «прилагать все усилия для», то у экс-коуча есть в суде все шансы

Чьи позиции в этом сильнее с юридической точки зрения, знают лишь те, кто видел весь контракт Блохина, но если его задачи были сформулированы в виде «прилагать все усилия для», то у все более непопулярного динамовского экс-коуча есть в суде все шансы.

Самое удивительное, что владелец «Динамо» уже проходил это один-в-один с Юрием Семиным. Уволил на эмоциях после безнадежного поражения от «Шахтера», заявил, что никакой неустойки за такое позорище платить не намерен – а потом оказалось, что понятие «по совести» все-таки не аргумент для суда. Рассчитывать можно было только на то, что Блохин постесняется из любви к клубным цветам – но он не стесняется.

Работа Блохина, конечно, не стоит ни 3,6 миллиона, ни того, что он уже получил по контракту, да и Игорь Суркис бесконечно симпатичнее своего бывшего сотрудника – но в этой ситуации начинает хотеться, чтобы Блохин дело выиграл. Просто потому, что Олега Владимировича в наших глазах уже ничто не спасет (и он, кажется, это понимает), а за чистоту украинского футбольного менеджмента еще хочется побороться. До тех пор пока аргумент «разве тебе не стыдно» и «не заплачу, потому что мне не понравилось» будет работать в нашем футболе, он не приблизится к европейскому – разве что к сицилийскому.

Блохин может на прощание слегка очистить украинский футбол, сыграв неприглядную роль злопамятного рвача

Американская система правосудия работает выдающимся образом именно потому, что не обращает внимания на «справедливость». Там вдова курильщика может отсудить у табачной компании 23 миллиарда (!) долларов за смерть мужа от рака легких. А российская точка зрения на аннексию Крыма не популярна нигде за пределами России – именно потому что попирает все международные законы, оправдываясь лишь понятием «справедливости» (и правом сильного).

Наш футбол не может и не должен быть организован по понятиям – пусть даже по очень справедливым. Выплата по контракту не может зависеть от личной оценки владельца, удачно поработал тренер/футболист или плохо, – и от общественного мнения тоже. Пока что у нас такое сплошь и рядом – просто масштаб личностей всегда был меньше, чем Суркис и Блохин.

Возможно, у Олега Владимировича осталась одна, но самая важная роль для украинского футбола – он может на прощание слегка очистить его, сыграв неприглядную роль злопамятного рвача. Зная, что никакое выдающееся прошлое и никакое общественное мнение не спасет от такого персонажа, менеджеры клубов будут впредь внимательнее подходить к бумагам. В конце концов, Жан-Марк Босман и вовсе не был ни выдающимся футболистом, ни приятным парнем – а мы его до сих пор помним.

Скоро старт чемпионата Украины! Не забудь собрать свою команду в fantasy УПЛ!

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты