Все новости

«Можно уверенно говорить, что это самый плохой сезон Федерера более чем за 10 лет»

29 июля 2013, 08:25

Роджер Федерер терпит сенсационные поражения, меняет ракетку и открыто говорит о проблемах со здоровьем. В блоге «С миру по Нитке» – взгляд нескольких зарубежных журналистов на последние недели Маэстро.

Фото: REUTERS/Denis Balibouse

Стивен Тиньор (Tennis.com) оценивает плюсы и минусы решения сменить ракетку и делится интересным личным теннисным опытом.

«Теоретически, ракетка большего размера придаст ударам Федерера больше мощи, а увеличенный центр струнной поверхности поможет при игре в движении. В Гамбурге комментатор Джейсон Гудолл сказал, что Федерер стал быстрее и резче играть резаным ударом с бэкхенда, но я этого не заметил. Срывы, которые у него всегда были, никуда не делись, и он с трудом чувствовал длину ударов с форхенда.

Но очевидно, что должен быть период адаптации. Джокович, Маррей и в какой-то мере Надаль могут активнее играть с бэкхенда, особенно на приеме, потому что используют две руки. Бэкхенд Федерера так и остается одноручным, и игра по высоким мячам всегда будет уязвимым местом, но он делает все возможное, чтобы понизить степень уязвимости.

Вопрос долгосрочной перспективы заключается в следующем – позволит ли новая ракетка играть в более силовой теннис, сможет ли она выполнять часть работы за Роджера? Ответ на него мы не получим сразу – может быть, вообще не получим его в этом году. Но я считаю, что на данный момент любая помощь в его проблемной игре на приеме будет к месту.

Так вышло, что я пять лет использовал старую модель ракетки Федерера, но два года назад поменял ее на Head You-Tek, которой играет Джокович. Ракетка Федерера, как и 85-дюймовая ракетка Сампраса, которой я играл в детстве, была чем-то прекрасным, когда у меня было время подготовить удар и пробить чисто – когда все шло хорошо, все было действительно хорошо. Ракетка Джоковича, как это ни удивительно, помогла мне, когда меня выбивают из позиции или загоняют в защиту. Мне уже не нужно пробивать идеально, чтобы послать мяч достаточно глубоко. Ракетка компенсировала мощь, которую я потерял с годами.

В то же время я экспериментировал с 30-летней деревянной ракеткой. Она тоже была великолепна, когда я точно попадал крошечным центром струнной поверхности, но она просто убивала меня, когда я оказывался выбитым из позиции. Я понял, почему тогда доминировал serve-and-volley – выигрывать в защите было очень сложно. И, наверное, главное, что делают большие ракетки – это то, что они позволяют делать то, что прекрасно умеют Джокович, Маррей и Надаль. Они позволяют атаковать из оборонных позиций.

Не поздно ли Федереру, от природы игроку атаки, учиться трюкам новой школы?

А не поздно ли Федереру, от природы игроку атаки, учиться трюкам новой школы? Я всегда скептически относился к идее того, что смена ракетки станет для него выходом. У него есть удары, у него есть игра, а время назад повернуть он уже не сможет. Но я рад, что он пытается, пока у него есть шанс. Надеюсь, что он приспособится к новой ракетке, но при этом уверен, что его 90-дюймовая ракетка всегда будет для него правильной.

Как это часто бывает с теннисистами – мы используем то, что знаем. Через год игры 100-дюймовой ракеткой Джоковича я решил попробовать 89-дюймовый Yonex. Я думал, что она слишком маленькая, да и вообще я никогда раньше не играл Yonex’ом. Но это все не имело значения. С самого первого мяча я понял, что это мое. Я просто это почувствовал. Почувствовал себя, как в старые времена».

Том Перротта из Wall Street Journal концентрирует внимание на том, какую коммерческую прибыль Wilson извлечет из смены ракетки великим Маэстро.

«Если Федерер все-таки остановится на новой ракетке, продажи Wilson должны пойти в гору. Производители ракеток обычно не публикуют данные о продажах конкретных моделей, но источники в этой сфере ставят старую ракетку Федерера примерно на 20-е место по популярности – это спад. Самой продаваемой ракеткой мира является Babolat AeroPro Drive Рафаэля Надаля.

«Я на все 100 процентов уверен, что смена ракетки на несколько лет продлит Роджеру теннисную жизнь»

«Ракетка Федерера ничего не прощает, – говорит эксперт по ракеткам Роман Проукс, – Нужно абсолютно точно попадать по мячу, всегда играть центром струнной поверхности».

«Среднему покупателю нужна ракетка, которая прощает неточности, у которой центр струнной поверхности больше, – говорит Брэд Блум, основатель сети хьюстонских магазинов экипировки Tennis Express, – Так что доля его новой ракетки на рынке и спрос на нее, безусловно, вырастут».

Особенно, если Проукс окажется прав насчет долгосрочных преимуществ ракетки с большей головкой. «Я на все 100 процентов уверен, что это на несколько лет продлит Роджеру теннисную жизнь».

Кортни Нгуен с сайта Sports Illustrated видит у Федерера возможность вернуться на былые позиции, но отмечает, что кроме проблем со здоровьем и ракеткой, у Роджера проблемы с соперниками – они уже отказываются проигрывать ему еще в раздевалке.

«Федерер – очень серийный игрок, и если он наберет ход на харде, то на US Open он будет опасен. Но пока не будут решены его проблемы со спиной, трудно с уверенность рассуждать о возможности того, что он найдет свою игру в ближайшие два месяца. Федереру нужно хорошо подавать, чтобы доминировать на харде, а как мы увидели в Гамбурге, спина у него сейчас недостаточно гибкая. И на харде ему будет только сложнее.

Сейчас я все чаще и чаще просматриваю результаты Федерера, чтобы узнать, насколько провальной была очередная серия поражений

И добавьте ко всем проблемам со здоровьем, уверенностью и экипировкой подпорченную ауру в раздевалке. Игроки понимают, что сейчас он как никогда уязвим, и они не хотят упускать шанс обыграть его. Попадание на Федерера в первом-втором круге уже не гарантирует поражение. Если он готов не на все 100, ему будет трудно это изменить».

Она же сетует на то, что многочисленные рекорды Роджера теперь сменили антирекорды и достижения из серии «худший».

«В прошлом во время каждого матча Федерера было необходимо держать под рукой историческую статистику, чтобы постоянно оценивать контекст его величия. Сейчас я все чаще и чаще просматриваю его результаты, чтобы узнать, насколько провальной была очередная серия поражений.

У него всего один титул серии 250 и один полуфинал «Шлема» в этом году. Можно уверенно говорить, что это самый плохой сезон Федерера более чем за 10 лет. В последний раз он трижды подряд проигрывал теннисистам, не входящим в Топ-50, в 1999, когда ему было 18, он сам не входил в сотню и играл «Челленджеры».

Но если кто-то и способен резко поменять развитие событий, то это Федерер. В 2011 он приехал на североамериканские турниры с всего одной победой на турнире АТР (250-ник в Дохе) и сразу после поражения в четвертьфинале «Уимблдона». Но в итоге он закончил год 17-матчевой беспроигрышной серией в залах. Это позволило ему после победы на «Уимблдоне»-2012 вернуться на первую строчку.

Время, может быть, и идет, но не обязательно, что для Федерера оно идет с той же скоростью, что и для нас

Легко забыть, что 12 месяцев назад Федерер был не пятым, а первым. Но не стоит этого делать. Может ли Федерер изменить ситуацию? Конечно, но только если будет здоров».

Питер Бодо на сайте ESPN выражает позитивный настрой и до последнего верит, что 17-кратный чемпион «Шлемов» еще себя покажет.

«Федереру уже скоро 32, и, может быть, он вырыл себе яму, добавив эти грунтовые турниры в свое расписание. Я никогда не списываю Роджера со счетов – пока он дышит, он может выиграть. Но есть вероятность, что он решил провести остаток года в попытках приспособиться к новой ракетке, а в 2014 предпринять новый рывок. Время, может быть, и идет, но не обязательно, что для него оно идет с той же скоростью, что и для нас. У Федерера никогда не было серьезных травм, и иногда кажется, что он может играть вечно – ну или по крайней мере столько же, сколько Кимико Дате-Крумм».

Его коллега с сайта ESPN Матс Вилански концентрирует внимание не на будущем Федерера, а на его прошлом и считает, что с таким прошлым Роджер может дальше делать все, что хочет.

«Не очень важно, к чему в итоге приведет последняя серия неудач Федерера и его новая ракетка – по крайней мере, он может уйти на своих условия. Вероятно, в будущем его ждет сезонный прощальный тур, во время которого все его успехи снова и снова будут вспоминаться – может быть, так часто, что это начнет утомлять.

Новая ракетка может помочь Федереру продлить его жизнь в теннисной элите, но даже если она этого не сделает, не надо его жалеть. Ничто не может запачкать его резюме. Проблемы с Надалем и другие неудачи не будут обсуждаться, когда речь зайдет о том, величии, которого он добился».

И с ним трудно не согласиться.